Папки-передвижки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История народной куклы»

Мария Хараборкина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История народной куклы»

БДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №44»

Конспет НОД по ознкомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«История народной куклы»

Составила и провела

воспитатель: Хараборкина

Мария Сергеевна

Омск 2018

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История народной куклы».

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „История народной куклы“» размещена в разделах

Цель: Познакомить детей с народными куклами, изготовить куклу-оберег.

Задачи:

- формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа;

- формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами;

- воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание;

- воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности);

- развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз;

Оборудование и методическое оснащение:

- Презентация на тему «История народной куклы»;

- Инструменты и материалы для практической работы (ткани, нитки, шерстяная пряжа, ножницы);

- Запись с русской народной музыкой;

- Образец куклы (изготовленной педагогом ранее).

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Восп-ль: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. А необычное оно потому, что к нам пришел необычный гость, вернее гостья. А кто это – вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? ((Кукла)

Восп-ль: правильно, ребята, это кукла.

Воспитатель показывает куклу-берегиню и говорит от лица куклы.

Кукла : Здравствуйте, мальчики и девочки!

Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас!

Меня зовут Берегиня. Посмотрите на меня, и скажите, чем я отличаюсь от кукол, которых вы видите в магазинах, которые есть у вас дома и в группе? (кукла сделана своими руками из тряпочек. Раньше в них играли наши бабушки и прабабушки)

2. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.

Кукла : Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки. И ещё я хочу научить вас самих делать куклы-обереги.

Воспитатель: Ну что, ребята, хотите узнать о первых куклах и научиться делать куклы-обереги?

Кукла : Мальчики и девочки, давайте пройдем к экрану телевизора.

3. Презентация «История народной куклы»

Слайд №2. «Баба» из золы. Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Слайд №3. Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы.

Слайд №4. Кукла – пеленашка. Пеленашка – древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребенка и охраняла младенца от «дурного глаза». Кукла была легка в изготовлении, для её изготовления использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх.

Слайд №5. На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Слайд №6. Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т. е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Слайд №7. Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Слайд №8. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Слайд №9. Мощным оберегом жилища считалась «Домашняя кукла Масленица» - небольшая соломенная или лыковая кукла с белым тряпичным лицом. Ей встречали молодоженов и бережно хранили дома, как символ достатка и здорового потомства. Кукол-маслениц делали очень просто: обыкновенные веточки связывали традиционным способом, получались ручки, потом специальным шнурочком навязывалась голова, а затем навязывалось огромное количество разных цветных лоскуточков - и куколка-масленица готова. В нее дети играли всего одну неделю, а потом, в Прощеное воскресенье, когда сжигали огромную Масленицу, туда же кидали эту куклу.

Слайд №10. Обрядовая кукла Масленица Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. На руки её вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Слайд №11. Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Воспитатель: Вот так появились куклы.

4. Игра «У Маланьи, у старушки»

Кукла : А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

5. Продуктивная деятельность.

Кукла : Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

-Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится. Дети садятся за столы, воспитатель включает русскую народную музыку.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат разные лоскутки. Один цветной 10х10 см, два из белой ткани 10х20 см и 10х5 см, и пучки ниток для волос.

1. Берем большой белый лоскут и сворачиваем его в трубочку. Затем сгибаем его пополам.

2. Оформляем голову куклы. Для этого из пряжи нарезаем нитки длинной 15-20 см, если хотите сделать длинные волосы для куклы или 10 см, если прическа будет из коротких волос. Продеваем пучок ниток через белую трубочку крест-накрест, берем белые нитки и затягиваем покрепче, получается голова. Нитку не отрезать.

3. Оформляем руки и туловище. Из оставшегося белого лоскутка так же сворачиваем трубочку, завязываем на концах белыми нитками (это кисти ручек). Прикрепляем руки к туловищу оставшейся ниткой от головы.

4. Наряжаем нашу куклу-девочку. Для этого берем цветной лоскуток, сворачиваем его по диагонали и посередине делаем

небольшой надрез для головы, и 2 маленьких для рук. Платьице удобнее надевать через низ.

5. Платье подвязать пояском, заплести косы. Кукла готова. Осталось придумать имя

Кукла : Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке. А мне, мальчики и девочки, пора возвращаться к своим подружкам-берегиням. Спасибо вам! Вы такие молодцы! До свидания, ребята!

Воспитатель: Спасибо тебе, Берегиня, что рассказала нам так много интересного и научила делать куклы-обереги. До свидания! (воспитатель уносит куклу из группы)

6. Итог занятия

Воспитатель: Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол.

1. Когда возникли первые игрушки? (В глубокой древности).

2. Из чего их делали? (Делали их из сена, ткани, нитей, крупы, лечебных трав).

3. Названия каких кукол вы запомнили? (пеленашка, стригушка, десятиручка, зерновушка и др.)

4. Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать (кукла-оберег)

5. Для чего она служила, какое было её назначение? (Она оберегала от болезней).

Спасибо за работу вашу, за старание. Вы такие молодцы!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «Светофор и правила уличного движения» БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 44» Конпект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром по теме:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Профессии» в подготовительной группе Конспект НОД по теме «Профессии» Работа по ознакомлению детей с профессиями обоснована «Проектированием образовательного процесса в соответствии.

«Акулы». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с самыми крупными рыбами на Земле – это акулы. Расширять знания детей о морских обитателях; учить различать акул.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Земля-кормилица» Автор Радиуцкая Елена Александровна, воспитатель МДОБУ №13 Задачи: Образовательные: - продолжать учить анализировать результаты своих.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Лягушонок Кваксик» Цель: познакомить детей с самым известным представителем земноводных - лягушкой. Задачи: развивать знания об окружающем мире,способствовать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Растения, которые лечат» Конспект НОД в подготовительной группе «Растения, которые лечат» Задачи: • Расширить представления детей о комнатных растениях и травах,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Интересные и удивительные предметы»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Интересные и удивительные предметы» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Интересные, удивительные предметы». Цель: развитие познавательной.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Едет, плавает, летает» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана «Детский сад комбинированного вида №66» Конспект НОД по.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «День знаний» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему "День знаний". Интеграция образовательных областей:.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Земля в опасности» Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема «Планета в опасности». Составила: воспитатель МБДОУ детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История народной куклы»
Опубликовано: 18 марта 2018 в 18:59
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД