Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования (старшая группа). Тема: «Воздух-невидимка».

Елена Александровна Примак
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования (старшая группа). Тема: «Воздух-невидимка».

Конспект НОД

Область «Познание» (ознакомление с окружающим с элементами экспериментирования).

Тема: «Воздух - невидимка».

Цель: знакомство с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

Задачи:

1. Дать детям представление о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, безвкусный, без запаха, издаёт звуки).

2. Развивать внимание, мышление, коммуникативные способности.

3. Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей среде и птицам.

Материалы:

- 2 воздушных шарика (1-ый надутый, 2-ой нет, книга, салфетка, освежитель воздуха, духовые музыкальные инструменты, скатерть, свисток, бассейн резиновый (сдутый, марлевая повязка;

- полиэтиленовые пакеты, веры из бумаги, тарелочки с водой, стаканчики с салфетками, кружки с водой, соломинки (по количеству детей).

Образовательные области: познание, коммуникация, художественная литература, социализация, здоровье.

Ход:

(дети стоят полукругом лицом к воспитателю)

В-ль: Ребята, вы любите разгадывать загадки?

Дети: Да!

В-ль: Я приготовила для вас очень интересную загадку, послушайте.

Если надуть меня, я улечу,

Смирно лежать я никак не хочу.

Я лёгкий, круглый, но не мяч,

И не прыгаю я вскач…

На верёвочке вешу,

Если зазеваетесь – вмиг я улечу!

Дети: Воздушный шарик!

группу влетает воздушный шарик)

В-ль: Ой, ребята, к нам прилетел воздушный шарик. Как вы думаете, почему его называют воздушным?

Дети: Потому что внутри него воздух и летает он повсюду.

В-ль: А вы хотите узнать о воздухе много интересного?

Дети: Да.

В-ль: тогда давайте сегодня этим и займёмся. А как вы думаете, где ещё находится воздух?

Дети: Он повсюду.

В-ль: А в нашей группе он есть?

Дети: Да!

В-ль: А как это можно проверить?

(Дети высказывают свои предположения)

В-ль: Мы можем поймать воздух с помощью этих пакетов? (Раздаёт детям пакеты)

Дети отвечают.

В-ль: Потрогайте пакеты и скажите, есть в них что-нибудь?

Дети: Нет, они пустые.

В-ль: А теперь давайте поймаем воздух пакетами (дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками). Попробуйте сейчас сжать пакет…

Дети: Не сжимается.

В-ль: а что же нам мешает?

Дети: Мешает воздух.

В-ль: Так смогли мы поймать воздух с помощью пакетов?

Дети: Да!

В-ль: Молодцы! Скажите, ребята, а вы видите воздух?

Дети: Нет.

В-ль: Я тоже его не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. А раз мы его не видим, значит, как можно его назвать?

Дети: Невидимка, невидимый

В-ль: Верно. А как ещё можно про него сказать?

Дети: Прозрачный, через него всё видно.

В-ль: А вы хотите почувствовать воздух?

Дети: Да!

В-ль: Посмотрите, на столе лежит салфетка и книга. Как вы думаете, если я пронесу книгу над салфеткой, что произойдёт с салфеткой?

Дети высказывают свои предположения.

В-ль: Давайте проверим и посмотрим кто же из вас прав.

(В-ль взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол).

В-ль: Как вы думаете, почему салфетка упала?

Дети: Книга привела воздух в движение, получился ветерок, он и сдул салфетку на пол.

В-ль: Молодцы, да это так! А сейчас я предлагаю вам почувствовать воздух при помощи вееров. Возьмите их и помашите на себя. Что вы чувствуете?

Дети: Ветерок.

В-ль: А какой он – тёплый или прохладный?

Дети: Прохладный.

В-ль: Мы видим, что при помощи веера и воздуха можно создать прохладный ветерок.

(Воспитатель подводит детей к следующему столу).

В-ль:

Фокусник во фрак одет,

Факел превратит в букет.

Фея выскочит оттуда.

Фокус это или чудо?

Ребята, скажите о ком это стихотворение?

Дети: О фокуснике.

В-ль: А кто такой фокусник?

Дети: Это человек, который делает чудеса.

В-ль: Мы сегодня с вами тоже станем фокусниками и проделаем фокус. Но вначале я хочу показать вам один фокус. Хотите посмотреть?

Дети: Да.

(В-ль берёт стаканчик и помещает в него салфетку).

В-ль: Что находится в стакане?

Дети: Салфетка.

В-ль: Потрогайте, она сухая или мокрая? (дети трогают и говорят, что она сухая).

В-ль: Как вы думаете, если я положу её в стакан и стакан опущу в воду, что произойдёт с салфеткой?

Дети: Она намокнет…

В-ль: Сейчас проверим (в-ль переворачивает стакан вверх дном, осторожно погружает его в воду, не наклоняя до самого дна ёмкости. После этого ставит его на стол).

В-ль: Пока водичка стекает со стакана, скажите, какой праздник скоро мы будем отмечать?

Дети: Женский день – 8 Марта.

В-ль: А вы помогаете своим мамам?

Дети: Да.

В-ль: Сейчас мы это проверим.

Проводится физминутка «Маме дружно помогаем».

Маме дружно помогаем,

Мы бельё полощем сами.

1, 2, 3, 4 – подтянулись, наклонились.

Все мы чудно потрудились.

В-ль: Молодцы! Ну что, ребята, посмотрим, намокла ли салфетка?

(в-ль предлагает одному из детей вынуть салфетку из стакана и определить)

Реб: Она не намокла. Салфетка сухая (передаёт другим детям).

В-ль: Как вы думаете, что могло помешать воде намочить салфетку?

Дети:….

В-ль: Конечно, ей помешал воздух, который находился в стакане. А как вы думаете, если опуская стакан в воду, я слегка наклоню его, что тогда произойдёт с салфеткой?

Дети высказывают своё мнение.

В-ль: А хотите проверить? (воспитатель наклоняет стакан и опускает его в воду). Посмотрим (один из детей достаёт салфетку). Она намокла (предлагает потрогать другим детям и убедиться в этом).

В-ль: Как вы думаете, почему?

Дети: Воздух вышел, а его место заняла вода.

В-ль: Совершенно верно. А как вы узнали о том, что воздух вышел из стакана?

Дети: Появились пузырьки.

В-ль: А пузырьки это что?

Дети: Это воздух (дети проводят опыт самостоятельно).

В-ль: Скажите, раз пузырьки поднимались вверх, значит они тяжелее или легче воды?

Дети: Воздух легче воды.

В-ль: Правильно, воздух легче воды. А я для вас приготовила ещё одно интересное задание. Посмотрите, у вас на столах стоят кружки с водой и трубочками. Если опустить трубочку в воду и подуть в неё, как вы думаете, что произойдёт?

Дети высказывают свою точку зрения.

В-ль: Давайте проверим. Только потихоньку дуйте в трубочку (дети выполняют). А почему они появились?

Дети: Воздух, который мы вдыхаем через трубочку, выходит из воды.

В-ль: А теперь вдохните воздух полной грудью и сильно подуйте в трубочку (дети выполняют). Что вы заметили?

Дети: Пузырьков стало больше.

В-ль: Почему?

Дети: Чем больше и сильнее воздух мы вдуваем в воду, тем больше и крупнее пузырьки (дети садятся на стульчики).

В-ль: Ребята, мы с вами уже сказали, что воздух есть везде: и в группе, и на улице, и дома. А какого же он цвета?

Дети: Он без цвета – бесцветный.

В-ль: Вдохните ртом воздух, попробуйте какого он вкуса?

Дети: Воздух без вкуса, он безвкусный.

В-ль: А сейчас вдохните воздух носом и скажите, какого он запаха?

Дети: Воздух без запаха.

В-ль: Верно, чистый воздух не имеет не запаха, не вкуса. А сейчас? (в-ль распыляет в сторону освежитель воздуха).

Дети: (вдыхают) Воздух пахнет цветами.

В-ль: Почему?

Дети: Вы распылили освежитель воздуха.

В-ль: Но ведь я распыляла его не на вас, а в сторону окна, почему же вы смогли почувствовать запах?

Дети: Воздух передал.

В-ль: Значит, какой мы можем сделать вывод?

Дети: Воздух передаёт запах.

В-ль: Правильно! А что нам нужно сделать, чтобы воздух в нашей группе снова стал чистым?

Дети: Открыть окно и проветрить группу.

В-ль: Совершенно верно. Посмотрите, ребята, в коробочке лежат предметы, они вам знакомы?

Дети: Да! Это музыкальные инструменты!

В-ль: Назовите их.

Дети: Дудочки, свистульки, труба.

В-ль: К каким видам музыкальных инструментов они относятся?

Дети: К духовым.

В-ль: Почему?

Дети: Для того, чтобы они заиграли, в них необходимо подуть, вдохнуть воздух…

В-ль: Правильно. А давайте попробуем в них подуть (дети играют на инструментах). Вот видите, эти предметы лежали и не играли, но стоило вам в них подуть, как они заиграли весёлые мелодии. Но это ещё не всё. У меня есть скатерть-самобранка, вы хотите узнать, что под ней?

Дети: Да, хотим!

В-ль: Сим-сим-силя-бим! Самобранка, поднимись! (скатерть поднимается) Ой, ребята, здесь лежат какие-то предметы. Что это?

Дети: Воздушный шарик (не надутый, свисток, бассейн резиновый и т. д.

В-ль: А для чего они нужны?

Дети:…

В-ль: Разве? А мне кажется, что они сейчас бесполезны. Может с ними что-то нужно сделать?

Дети: Их нужно надуть!

В-ль: Значит, что необходимо для них?

Дети: Воздух.

В-ль: Конечно, и здесь без воздуха не обойтись, без него эти предметы были бы бесполезными.

(Раздаётся стук в дверь. Влетает поникшая и грязная сорока).

В-ль: Ой, ребята, кто это?

Дети: Сорока.

В-ль: Посмотрите на неё, что-то она очень плохо выглядит. (Воспитатель предлагает ей сесть на стул, сорока садится.)

В-ль: Ребята, ей тяжело дышать, как мы можем её помочь?

Дети: Помахать на неё, чтобы больше было свежего воздуха, дать попить чистой воды. (Дети дают ей стакан с водой и машут на неё).

Сорока: Ой, спасибо вам, ребята. Мне стало намного легче.

В-ль: Что с тобой случилось, расскажи нам пожалуйста.

Сорока: Летела я к вам в детский сад с открыткой, чтобы поздравить мальчиков с Днём Защитника Отечества, а также вручить благодарственное письмо от моих друзей и от меня за то, что вы подкармливали нас всю зиму крошками хлеба и зёрнами, но вижу, что опоздала….

В-ль: Так что же тебе помешало прилететь вовремя?

Сорока: Я очень торопилась и решила сократить путь, полетела над цементным заводом, а там столько труб…И вот когда я пролетала над трубами, мне вдруг стало очень плохо: закружилась голова, стало трудно дышать. Я не заметила, как стала падать на землю. Когда мне стало получше, я решила продолжить свой путь… И вот, я у вас. До сих пор не могу понять, что со мной случилось? А вы не знаете, ребята?

Дети высказывают мнение.

В-ль: Да, ребята, с труб выходит очень много пыли, которая засоряет воздух и делает его не очень чистым, что вредно для здоровья и людей и птиц.

Сорока: А как же я полечу обратно?

В-ль: А мы подарим тебе марлевую повязку, которая защитит тебя от пыли. Вся пыль останется на маске и не попадёт тебе в организм.

Сорока: Спасибо! Вы сделали мне очень нужный подарок!

Помню я ещё молодушкой была.

И о Спасске-Дальнем слава лучшая была.

Воздух чистым, свежим и прозрачным был.

Аромат сирени по городу плыл.

А сегодня очень плохо мне летать,

Стало трудно в Спасске воздухом дышать.

Весь полёт до Спасска был он мне невмочь!

Кто же сможет Спасску-Дальнему помочь!

В-ль: Не волнуйся, сорока! Мы вчера с ребятами написали письмо директору цементного завода с просьбой и пожеланиями. Если он их выполнит, то воздух в нашем городе снова станет чище. Когда полетишь в обратный путь, передай, пожалуйста, ему наше письмо.

Сорока: Какие вы молодцы! Обязательно передам! Спасибо вам за всё, до свидания! (сорока улетает с маской).

В-ль: Дети, как вы думаете, удобно ли постоянно ходить в таких масках?

Дети: Нет.

В-ль вместе с детьми:

Не хотим маски носить,

Мы хотим счастливо жить!

Чтобы птицы распевали,

Все свежим воздухом дышали!

В-ль: Так что же вы узнали сегодня о воздухе?

Дети отвечают.

В-ль: Да! Без чистого воздуха нет жизни на земле!

Публикации по теме:

НОД «Наблюдение за воздухом (Невидимка-воздух)» Цели: -подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи: -дать представление о том, что он занимает место и обладает.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования (старшая группа). Тема: «Воздух-невидимка».
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 13:28
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Аппликация из нетрадиционных...
Цель :формировать у детей интерес к домашним животным. Задачи: Обучающие : Закрепить знания о домашних животных. Познакомить с новыми техниками выполнения...
«Ресторан для птиц» — с заботой о пернатых. Фотоотчёт
Трудно птицам зимовать, Нужно птицам помогать! Распилить я попросил Досочку еловую, Вместе с папой смастерил Птичкину столовую. А. Чепуров Каждый...
И снова о совах. Мастер-класс лепки совы с детьми старшего возраста
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сегодня покажу вам мастер-класс по лепке совы из пластилина с детьми старшей группы. Ребята с...
Фотоочерк «Отдых в Горном Алтае»
Лето самое чудесное время года. Так как у каждого человека есть возможность отдохнуть где - либо. Вот и у нас с сыном предоставилась такая возможность в июле...
Аппликация во второй младшей группе «Снеговик»
Цель: - закреплять знания детей о круглой форме, также о различии предметов по величине; - учить детей составлять изображение из частей, правильно их...