Экологическое воспитание дошкольников. Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Как животные готовятся к зиме»

Мария Талалаева
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Как животные готовятся к зиме»

Программное содержание:

1. Дать детям представление о том, что лес-это среда обитания диких животных.

2. Расширить знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни.

3. Воспитывать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно.

4. Активизация словаря: белка,заяц, медведь, ёж, дупло, берлога, нора.

5. Инд. работа:учить рассказывать о диких животных.

Материалы для занятия:

Фото иллюстрации с изображением осенних пейзажей.

Картинки, на которых изображены дикие животные и перемены, произошедшие в их внешности.

Листочки бумаги, на которых обведены силуэты животных. Краски акварельные, кисточки, баночки с водой.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

-Ребята послушайте стихотворение:

Иван Бунин «ЛИСТОПАД»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Я вам предлагаю совершить небольшое мысленное путешествие в осенний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Глядя на них, расскажите, каким мы видим осенний лес.

(Заслушиваются короткие рассказы детей.)

Лес-это очень интересное место в природе. Самое главное в лесу - деревья. Ели, берёзы, сосны, липы и другие деревья растут часто, тянутся к свету, кроны их вверху смыкаются. В густом лесу и неба не видно, и солнце редко появляется. В негустом лесу тоже тень и прохлада. Ещё там растут разные кустарники, грибы и ягоды. В лесу на земле, деревьях, пнях и кустарниках живут звери, птицы, малые букашки - каждому отведено своё место. В лесу они находят и пищу, и дом, и укрытие от врагов. В лесу-среди деревьев, кустов и разных трав-они охотятся, пасутся, выводят своё потомство-в общем круглый год заняты делом. И чувствуют себя хорошо, потому, что все лесные обитатели приспособлены к жизни в лесу.

Кого же мы можем встретить в осеннем лесу? Послушайте:

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке - летом.

(Белка)

Правильно, это белка. (Показываю иллюстрацию с изображением белок. Предлагаю рассказать о том, что изображено на иллюстрации.)

Как вы думаете, меняет ли она цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только тёплое дупло. А вы знаете, чем питается белка, посмотрите на картину? Конечно, припасами, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Отгадайте загадку.

Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной? Кто стоит среди травы, уши больше головы?

(заяц)

Правильно, заяц. (Показываю иллюстрацию с изображением зайца. Предлагаю детям рассказать о том, что изображено на иллюстрации). Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе всё имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают своё мнение.)

А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.

А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

Главные враги зайчишки - лиса и волк.

-А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя, как вы думаете ребята? Послушайте, я загадаю вам загадку:

Он в берлоге спит зимой под большущею сосной. А когда придёт весна, пробуждается от сна.

(Медведь)

Правильно, это медведь.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину. Кто здесь изображён? Какое время года в лесу? Как вы узнали, что это осень? Что делает медведица? Что делают медвежата? Что было с семьёй медведицы до этого? Что было потом?

А вот ещё одна загадка:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

(Ёж)

Правильно, это ёж.

(Предлагаю детям рассмотреть картину).

Ежи, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Вот и бегает осенью ёж, старается побольше наесться. Кормиться ёж ночью. А что же ест ёж? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Ещё любит ёжик лесные яблоки, ягоды, грибы. А грибы лучше всего растут после дождя.

Ежи и медведи-это животные. которые зимой впадают в спячку. Как вы думаете, делают они припасы на зиму? Особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тёплом домике для себя: ёж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой; медведь - в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Динамическая пауза «Ёжик топал по тропинке»

Ежик топал по тропинке. И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте маленькими шажками) Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша. (Шарканье ногами) А навстречу скачет зайка, длинноухий попрыгай-ка. Шубку серую свою он сменил на белую. (Прыжки на месте, руки перед грудью) Идёт по лесу серый волк, Голодный волк – серый бок. (Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно выносятся вперед) Чтоб волку не попасться на зубок, ты, ёж, свернись скорей в клубок. (Сесть на корточки и сгруппироваться).

Воспитатель:

-Ребята я хочу предложить вам нарисовать животных, о которых мы с вами говорили на занятии. Чтобы немного облегчить вам работу, я кое-что уже нарисовала на ваших листах бумаги. Взгляните, на ваших листах нарисованы силуэты медведя, белки, ежа и зайца. Вам нужно разукрасить гуашью эти силуэты способом тычка. Всё необходимое для этого находится на ваших столах. Пожалуйста садитесь и приступайте к рисованию. (После того, как дети разукрасят своих животных, собираю рисунки и раскладываю их на столе. Затем предлагаю детям встать в круг).

Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили и что нового вы узнали на занятии (Выслушиваю ответы детей).Сегодня на занятии мы с вами говорили о том, какие животные живут в наших лесах. Вспомнили об их повадках, образе жизни. Выяснили, как зайцы, ежи. белки и медведи готовятся к зиме. А ещё мы с вами нарисовали замечательных лесных обитателей. Занятие окончено.

Публикации по теме:

Как животные к зиме готовятся Цель: формирование знаний у детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах.

Презентация «Как птицы и звери к зиме готовятся» Дети, в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов, о том, как они.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Как животные готовятся к зиме»
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 00:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....