МААМ-картинки

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы»

ИРИНА ЧЕЧЕТКИНА
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы»

Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы).

Задачи:

Развивающая:

• Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;

• Развивать мелкую моторику, координацию движений;

• Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Образовательная:

• Учить детей различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук и определять место данного звука в слове.

Воспитательная:

Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Гласные звуки и буквы“» размещена в разделах

• Воспитывать у детей интерес к интерактивным играм, к работе с моделями, умение слушать друг друга.

Оборудование:

Демонстрационный материал: презентация, диск с интерактивной игрой «Волк и овечки» (МЕРСИБО, конверт с письмом, карточки с буквами.

Раздаточный материал: ксерокопии для письма гласных букв, для выполнения штриховки буквы ы, прямоугольные карточки, разделённые на 3 квадрата, круги красного цвета, квадраты синего (2, зелёного (1) и красного цвета (6, простые карандаши и карандаши красного цвета, вееры с цифрами.

Ход НОД:

Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Вы заметили, что у нас сегодня много гостей, давайте их поприветствуем (СЛАЙД 1).

Психогимнастика. Давайте подарим друг другу свои улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение.

«Сегодня нам пришло письмо из далёкого королевства Грамоты (СЛАЙД 2). Давайте посмотрим, что там написано. (Вскрываю конверт и зачитываю письмо.)

«В царстве Грамоты произошло несчастье. Злая колдунья Клякса похитила из Азбуки

некоторые буквы, а они очень нужны жителям королевства, так как без них никак нельзя прочитать многие слова (Слайд 3). Клякса в письме обещает вернуть похищенное только в том случае, если вы выполните задания по каждой из украденных ею букв».

Для того, чтобы узнать какие буквы были похищены вам нужно отгадать следующие загадки: (Слайд 4 – постепенное появление букв по мере отгадывания загадок).

1. Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид, а начинает алфавит (Е. Тарлапан). – Какая это буква? (А).

2. В этой букве нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла. (Е. Тарлапан). Что это за буква? (О).

3. У этой буквы как-будто ушки, как у зайки на макушке.

У улитки рожки тоже на эту букву так похожи (буква у).

4. Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? – Три! А какая буква? (И)

5. Бывает эта буква в конце и в середине, в конце капусты, свёклы,

а в середине дыни. - Какая это буква? (ы).

- Что общего вы заметили между этими буквами? (все они красного цвета).

Почему эти буквы так окрашены? (потому что они обозначают гласные звуки). Мы уже с вами знаем, что гласные звуки можно петь, так как воздух при произнесении этих звуков проходит свободно и не встречает преграды. Как вы думаете, какая задача стоит перед нами? (вернуть похищенные буквы). Что мы должны с ними сделать? (спасти от колдуньи Кляксы).

Жители королевства очень любят кушать фрукты, потому что они богаты витаминами и полезны для здоровья. Чтобы спасти букву А нам нужно среди фруктов и овощей выбрать только фрукты и «положить» их на пустую тарелку с помощью компьютерной мыши. Сначала мы положим только те фрукты (интерактивная игра СЛАЙД 4, 5, 6, которые начинаются со звука А. При правильном выполнении задания вы будете слышать аплодисменты, при неправильном выполнении задания - гудок (вызываю к доске 1 ребёнка, который находит среди фруктов ананас, алычу, абрикос, апельсин). Теперь положим на тарелку другие фрукты, в названии которых слышим звук а в середине или в конце слова (второй ребёнок кладёт грушу, сливу, гранат, виноград и т. д.). Молодцы, справились с первым заданием и спасли первую букву алфавита.

Однажды в королевстве Грамоты произошё л такой случай: старшая сестра учила младшую читать слова, а у неё ничего не получалось.

Старшая: Оленька выучила все буквы, а читать не может. Не получается. Никак у нее не складываются все буквы вместе. Что тут написано, Оленька?

Младшая: Не знаю.

Старшая: это какая буква?

Младшая: А.

Старшая: Молодец! А эта?

Младшая: У.

Старшая: А вместе?

Младшая: Не знаю.

Старшая: Ну, как же ты не знаешь! Это А, а эта У! А если их сложить, что получится?

Младшая: Не знаю.

Старшая: А ты подумай!

Младшая: Я думаю!

Старшая: Ну и что?

Младшая: Не знаю.

Старшая: Ну, вот что. Представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?

Младшая: (Подумала и говорит) Если я заблужусь в лесу, я буду кричать…. «МАМА!» (Л. Пантелеев)

- Кто из вас догадался, как надо кричать, если заблудились в лесу? (ау).

Задание от буквы У (работа с моделями) : перед вами лежат квадраты красного, синего и зеленого цветов. Вам нужно с их помощью выложить у себя на столе как кричат в лесу? (Выслушиваю ответы детей). Появление схемы слога на слайде.

Упражнение «Найди место звука О в словах».

А вы знаете, что сейчас в королевстве Грамоты наступило самое красивое время года, которое называется… (Слайд – осень). Перед вами лежат прямоугольники, разделённые на 3 квадрата. Вам нужно будет с помощью красного кружка показать, где в слове осень спрятался звук О. А теперь, посмотрите на доску и сравните, правильно ли вы выполнили задание. Потом, по мере появления других картинок, вы также будете определять место звука О в других словах. Всё реже в королевстве на небе появляется (Слайд – солнце). Всё чаще жители королевства выходят на улицу с … (зонтиками. СЛАЙД). И очень часто все жители вспоминают жаркое и весёлое время года… (лето. Слайд) и игры с …. (Буратино – Слайд).

- А хотите вы сейчас поиграть с ним? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Буратино потянулся, раз — нагнулся,

Два — нагнулся, Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Молодцы, и эту букву вы спасли. А сейчас нам нужно будет освободить из плена Кляксы букву И. - Как вы думаете, что больше всего любит делать эта буква? (Назовите слова, в которых есть звук и– играть в игры и игрушки). А у вас возникло желание немного поиграть? Поиграем в интерактивную игру (МЕРСИБО, которая называется «Волк и овечки» (Объясняю правила и ход игры).

Ведь в королевстве Грамоты нужна была помощь не только буквам, но и овечкам, которых нам нужно спасти от хитрого волка в шкуре овечки. Внимательно смотрим на картинки и называем слова, в которых слышится звук И а лишнее слово выделяем – именно там прячется волк.

Гимнастика для глаз «Рисуем буквы глазами». А теперь пусть немного отдохнут наши глазки. Мы сейчас будем рисовать взглядом сверху вниз и справа налево те буквы, которые мы уже спасли (показываю карточки с буквами А, У, О, И).

В замке Кляксы в подвале живёт много мышей. Посмотрите на следующий слайд. Кто на нём изображён? (мышонок). Ему понравилась буква ы, потому что он очень любит сыр. – Кто из вас желает прочитать надпись внизу. У мЫшат бЫл вкуснЫй сЫр. СгрЫзли мЫши сЫр до дЫр. Мышонок ещё маленький и не умеет считать, помогите ему сосчитать все слова с его любимой буквой в этих двух предложениях. Сколько слов у вас получилось? Покажите эту цифру с помощью веера (8). Проверка правильности выполнения задания.

- Кого больше всего боятся мыши? (кошек). Давайте мы с вами немного побудем кошками и выполним упражнение для глаз «Кискины глазки». Зажмурьтесь, выпучьте глаза, а затем широко распахните их (4-5 раз).

Цель: укрепление глазной мышечной системы.

Буква ы очень хитрая, она никогда не встречается в начале слова, но ей очень хочется иметь свой портрет. А сделать мы его можем по – разному. Посмотрите на слайд (обращаю внимание на разные виды штриховок). Возьмите красные карандаши и с их помощью выполните понравившуюся вам штриховку. (Обращаю внимание на посадку детей, на правильность выполнения задания).

Посмотрите, вот мы и приблизились к замку Кляксы, но его двери закрыты (Слайд). Давайте попробует открыть этот замок на дверях. Пальчиковая гимнастика:

На стене висит замок. Кто его открыть бы смог?

Мы замочком повертели, мы замочком покрутили,

Мы замочком постучали, постучали и открыли.

Посмотрим, сдержит ли Клякса своё обещание? Вернёт ли она похищенные буквы в Азбуку (Слайд?

Но у нас еще не все задания выполнены, буквам очень нравится, когда вы их красиво и старательно пишите. Возьмите простой карандаш и на листах бумаги на свой выбор пропишите до конца строки ту букву, задания которой вам понравились больше всего (Исправление ошибок в правописании). А может кто-нибудь из вас захочет написать ту букву, которая лучше всего у вас получается или же кто-то из вас может выбрать ту букву, которая у вас пока не очень хорошо получается и вы хотели бы потренироваться в её написании. – Какую букву писала Саша? (Настя). Почему именно эту букву ты выбрала?

Подведение итогов НОД. Поощрение детей за работу.

Вы очень хорошо потрудились, спасая буквы и гласные звуки, поэтому Буратино передал Вам подарок – золотые ключики (СЛАЙД, с помощью которых вы сможете открыть двери в Страну ЗНАНИЙ (СЛАЙД, если будете хорошо учиться и слушаться взрослых.

- А как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные сегодня знания? (в школе).

- Чем вам больше всего сегодня понравилось заниматься? Почему?

В группу могут пойти дети, имена которых начинаются с гласных звуков (Аня).

Затем строятся дети, имена которых начинаются со звука С (Соня, Саша). Далее становятся парами те дети, в именах которых есть звук К (Ж, Й).

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки Б-Бь, П-Пь, буквы Б-П». Цель: • Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха. Задачи: Образовательные: • Познакомить со звуками.

Дидактическая игра по обучению грамоте «Гласные звуки и буквы»Дидактическая игра по обучению грамоте «Гласные звуки и буквы» Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.

Конспект интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в космос» Вид занятия: тематическое. Тип занятия: интегрированное. Подготовительная к школе группа. Цель: развить у детей интерес к учебно - познавательной.

Итоговое занятие на сюжетной основе по теме «Гласные звуки и буквы первого ряда» в подготовительной группе детей с ФФНР могут прятаться Тема: «Гласные звуки и буквы» Цель: Развитие простых форм звуко-буквенного анализа на материале изученных гласных первого.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Звуки [Х] — [Х`]. Буква Х» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР Тема: «Звуки Х – Х`. Буква Х».Лексическая.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки» подготовила Зверева Л. С Цель: Подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов, уметь называть и подбирать слова, обозначающие названия.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные буквы и звуки» Конспект занятия в подготовительной группе по грамоте Тема: «Гласные буквы и звуки» Занятие подготовила и провела воспитатель ГБОУ.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [з]-[з’], [с]-[с’]. Буквы з-с. Чтение» (подготовительная к школе группа) Тема «Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З-С. Чтение слогов, слов». Задачи: 1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. 2. Способствовать развитию.

Конспект занятия по подготовке детей с задержкой психического развития к обучению грамоте «Звуки [Г]-[К] и буквы Г-К» Цель занятия: Дифференциация звуков "Г- - К" и закрепление зрительных образов букв. Задачи: 1. Образовательные: Закрепление.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки» Цель: формирование понятий «звук», «согласный звук», «гласный звук». Задачи: • Сформировать понятие «звук». • Осознание детьми фонемной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы»
Опубликовано: 7 октября 2015 в 09:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД