Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква «Л»

Лариса Комиссарова
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква «Л»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «Звук и буква «Л».

Цель:

Познакомить детей со звуком «Л», как согласным звуком, его условным обозначением – синий квадрат.

Задачи:

1. Продолжать учить детей соотносить схему слова с названием нарисованного предмета, обозначать на схеме место звука «Л» в слове, используя условное обозначение – синий квадрат.

2. Учить детей составлять и читать слоги, писать букву «Л».

3. Закреплять у детей умение интонационно выделять звук «Л» в слове.

4. Способствовать развитию звуко- буквенного анализа, фонематического слуха у детей, умения понимать и самостоятельно выполнять учебную задачу.

5. Развивать тонкую моторику кистей рук, через пальчиковые и графические упражнения.

6. Воспитывать в детях чувство стремления к удовлетворению результатами собственной учебной деятельности.

Средства:

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

* Игрушка – Тётушка Сова;

* Буква «Л»;

* Картинки к чистотоворкам со вставными персонажами на липучках.

* Предметные картинки со звуком «Л»;

* Дидактическое пособие к игре «Теремок»;

* Картинка «Бегущие звуки» (образование слогов);

* Шуточное изображение буквы «Л»

* Буква «Л» - пальчиковая азбука.

Раздаточный материал:

* Слоговые домики;

* Синие карандаши.

Предварительная работа:

* Дидактические игры с детьми на определение заданного звука в словах: «Поймай звук», «Теремок», «Хлопни, топни»;

* Дидактические игры с детьми на определение местонахождения заданного звука в слове: «Предмет, схема», «Подскажи словечко»;

* Графические упражнения;

* Пальчиковая гимнастика.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии Подготовки к обучению грамоте, мы познакомимся со звуком «Л», его условным обозначением на схеме слова, с печатным написанием буквы «Л», продолжим учиться определять место звука «Л» в слове, а самое главное начнём учиться составлять и читать слоги. И ещё спешу сообщить вам радостную новость, к нам на занятие снова прилетела тетушка Сова. Вы готовы её встретить?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее и ждите. Она уже совсем близко.

Тётушка Сова: (озвучивает воспитатель) Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, тётушка Сова!

Тётушка Сова: Узнала я, что вы сегодня будете знакомиться с новой буквой, и принесла вам на занятие много увлекательных игровых заданий. Сейчас я отдам мою папку воспитателю, а сама, с вашего позволения, понаблюдаю за вами со стороны, устала я немного, длительный был перелёт.

Воспитатель берёт папку, сажает Тётушку Сову на удобное место.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю маленькую разминку, которая поможет нам перейти к знакомству с новым звуком называется она: «Закончи чистоговорку». Я начинаю произносить чистоговорку, а вы подбираете похожее по звучанию слово и размещаете его на картинке.

Вокруг зелёной ёлки бродили злые ….

Дети: Волки.

Один ребёнок по просьбе воспитателя добавляет изображение на картинке.

Воспитатель: В этот маленький лесок покатился…

Дети: Колобок.

Один ребёнок по просьбе воспитателя добавляет изображение на картинке.

Воспитатель: Ночь прохладна и темна, на небе яркая…

Дети: Луна.

Один ребёнок по просьбе воспитателя добавляет изображение на картинке.

Воспитатель: Я сейчас повторю для вас слова, подобранные вами, а вы внимательно послушайте и назовите звук, который я выделю голосом: воЛки, коЛобок, Луна.

Ребёнок: Вы выделили звук «Л».

Воспитатель: Ребята, давайте теперь повторим названные слова, выделяя их интонацией.

Дети называют слова: воЛки, коЛобок, Луна.

Воспитатель: Вова, какой звук слышится в каждом слове?

Вова: В каждом слове слышится звук «Л».

Воспитатель: Ребята, послушайте и скажите, этот звук можно пропеть или протянуть так же как гласный? Л-Л-Л-Л.

Ребёнок: Нет. Звук встречает препятствие.

Воспитатель: Какое?

Ребёнок: Это препятствие зубы.

Воспитатель: Правильно. При произношении звук «Л» встречает на своём пути преграду во рту – зубы, точнее верхний ряд зубов. А теперь внимание! Кто может сказать, как называются такие звуки?

Ребёнок: Эти звуки называются согласными.

Воспитатель: Правильно. Гриша, какие звуки называются согласными?

Гриша: Которые встречают во рту преграду на своём пути.

Воспитатель: Ребята, хочу я проверить, какие внимательные у вас уши. Сейчас мы проведём игровое упражнение. Посмотрите внимательно на картинки нашей гостьи, и назовите лишь те, в которых слышится звук «Л».

Дети: Ложка. Вилка. Велосипед. Ёлка.

Воспитатель: Какой звук слышится в каждом слове?

Ребёнок: В каждом слове слышится звук «Л».

Воспитатель: К каким звукам относится этот звук?

Ребёнок: Этот звук относится к согласным звукам.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Схема слова.

Воспитатель: Правильно. А теперь внимание! Как вы думаете, что обозначает синий квадрат на схеме?

Ребёнок: Синий квадрат - это условное обозначение согласных звуков.

Воспитатель: А что мы делаем на схеме с их помощью?

Дети: Обозначаем на схеме место согласного звука в слове.

Воспитатель накладывает синий квадрат на схему.

Воспитатель: Тётушка Сова, я думаю, пришло время поиграть с ребятами, ты уже успела отдохнуть?

Тётушка Сова: Да, только я что-то прослушала, с каким вы звуком познакомились.

Воспитатель: Ребята, кто громко назовёт звук, с которым мы познакомились.

Ребёнок: «Л-Л-Л».

Тётушка Сова: Что же вы так кричите, нельзя ли потише?

Воспитатель: Ребята, давайте в полтона произнесём звук «Л».

Дети: тихо - «Л-Л-Л».

Тётушка Сова: Хорошо. Первая моя игра называется: «Теремок». Вам нужно назвать картинки и поместить их в домики-схемы, тем самым определяя место звука «Л» в слове.

Дети по желанию выходят к Теремку, называют слово, выделяя интонационно звук «Л», ставят синий квадрат, обозначая на схеме его местонахождение.

Работу детей у доски воспитатель сопровождает уточняющими вопросами:

Воспитатель: Где в слове Лошадь находится звук «Л»?

Ребёнок: В слове Лошадь звук «Л» находится в начале.

Воспитатель: Где находится звук «Л» в слове беЛка?

Ребёнок: В слове беЛка звук «Л» находится в середине.

Воспитатель: Где в слове дятеЛ находится звук «Л»?

Ребёнок: В слове дятеЛ звук «Л» находится в конце.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю вам немного отдохнуть.

Провожу физкультминутку с детьми.

Лошадь по полю скакала

Вот так, вот так!

Белка шишки собирала

Вот так, вот так!

Дятел высоко летал

Вот так, вот так

Больное дерево искал

Вот так, вот так!

Воспитатель: Тётушка Сова, а сейчас мы с ребятами будем учиться составлять и читать слоги.

Воспитатель привлекает внимание детей к демонстрационному листу с изображёнными гласными звуками А,О,У,Ы,Э, бегущим по дорожкам навстречу к согласному звуку «Л».

Воспитатель: Ребята, гласные звуки не любят звучать в одиночку, они постоянно ищут себе друзей среди согласных звуков, образуя с ними слог. Вот и сегодня наши знакомые друзья бегут навстречу к звуку «Л», чтобы образовать с ним новые слоги.

Послушайте, что из этого получается.

Воспитатель показывает речевой образец слияния звуков в слоге. АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ЭЛ.

Предлагает детям повторить группами сначала девочкам, затем мальчикам.

Тётушка Сова: Ребята, как хорошо у вас, получается, читать слоги. А вот я вам предлагаю выполнить ещё одно игровое задание «Слоговой домик» называется. Вам нужно заселить звук «Л» на каждый этаж, а сделаете вы это способом написания печатной буквы «Л», в каждом окошке, а затем прочитаете что получилось. Ведь звуки мы слышим, а пишем мы с помощью букв.

Воспитатель: Но сначала нам надо подготовить пальцы к работе. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику «Дружные пальчики»:

Этот пальчик маленький –

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик – замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся –

Вместе дело спорится.

Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца.

В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладётся сверху.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как можно с помощью пальцев изобразить букву «Л».

Показываю изображение буквы «Л», объясняя выполнение. 1. Ладоши обеих рук направлены вверх; 2. Одноимёнными пальцами (кроме больших) соединяются друг с другом подушечками; 3. Большие пальцы прижаты к указательным.

Дети упражняются в изображении буквы «Л» пальчиковой азбуки.

Воспитатель: Теперь можно приступать к письму, я покажу вам, как писать печатную букву «Л», а вы внимательно следите за моей рукой.

Под негромкую спокойную музыку дети пишут букву «Л» в каждой клетке.

Тётушка Сова: А теперь давайте попробуем прочитать, что у нас получилось.

Воспитатель: Ребята, представьте, что звук «Л» не хочет выпускать гласные звуки изо рта, в результате сначала звучит согласный звук «Л» и вместе с ним гласный звук «А», звуки как будто сливаются, образуя слог «Л-Л-Л-А-А-А». Послушайте! Л-Л-Л-А-А-А, Л-Л-Л-О-О-О, Л-Л-Л-У-У-У, Л-Л-Л-Ы-Ы-Ы, Л-Л-Л-Э-Э-Э.

После хорового чтения слогов, проводятся 2-3 индивидуальных упражнения.

Воспитатель: На что похожа буква «Л»?

Дети: На крышу дома. На угол…

Воспитатель: Послушайте шуточное стихотворение о букве «Л» (показываю картинку).

Клоун в цирке так хорош,

Он на букву «Л» похож.

Тётушка Сова: Ребята, с каким звуком вы сегодня познакомились?

Дети: Со звуком «Л».

Тётушка Сова: Ребята, чем отличается звук «Л» от буквы «Л»?

Дети: Звук мы слышим, а букву пишем.

Тётушка Сова: Что вы можете сказать о звуке «Л»?

Дети: Это согласный звук. Обозначается он синим квадратом на схеме. Образует слоги с другими звуками. Его можно написать с помощью буквы «Л».

Воспитатель: Ребята, какие вам понравились игры?

Дети: «Теремок». «Слоговой домик». Игра с пальцами.

Тётушка Сова: В знак благодарности за вашу активную работу дарю вам этот Теремок, и каждому из вас зажигаю зелёный свет на светофоре знаний. А это значит, что вы всё сегодня делали как?

Дети: Правильно!

Воспитатель: Давайте мы поблагодарим нашу лесную гостью.

Дети говорят спасибо и прощаются с тётушкой Совой. Сова прощается и улетает.

Публикации по теме:

Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук и буква О» для детей 5–6 лет Программное содержание: Закрепить знания о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить с гласным звуком «О». Познакомить с.

Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук и буква «У» Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить с гласным звуком «У». Познакомить.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква «Л»
Опубликовано: 25 января 2014 в 17:24
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...