Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква «Л»

Лариса Комиссарова
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква «Л»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «Звук и буква «Л».

Цель:

Познакомить детей со звуком «Л», как согласным звуком, его условным обозначением – синий квадрат.

Задачи:

1. Продолжать учить детей соотносить схему слова с названием нарисованного предмета, обозначать на схеме место звука «Л» в слове, используя условное обозначение – синий квадрат.

2. Учить детей составлять и читать слоги, писать букву «Л».

3. Закреплять у детей умение интонационно выделять звук «Л» в слове.

4. Способствовать развитию звуко- буквенного анализа, фонематического слуха у детей, умения понимать и самостоятельно выполнять учебную задачу.

5. Развивать тонкую моторику кистей рук, через пальчиковые и графические упражнения.

6. Воспитывать в детях чувство стремления к удовлетворению результатами собственной учебной деятельности.

Средства:

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

* Игрушка – Тётушка Сова;

* Буква «Л»;

* Картинки к чистотоворкам со вставными персонажами на липучках.

* Предметные картинки со звуком «Л»;

* Дидактическое пособие к игре «Теремок»;

* Картинка «Бегущие звуки» (образование слогов);

* Шуточное изображение буквы «Л»

* Буква «Л» - пальчиковая азбука.

Раздаточный материал:

* Слоговые домики;

* Синие карандаши.

Предварительная работа:

* Дидактические игры с детьми на определение заданного звука в словах: «Поймай звук», «Теремок», «Хлопни, топни»;

* Дидактические игры с детьми на определение местонахождения заданного звука в слове: «Предмет, схема», «Подскажи словечко»;

* Графические упражнения;

* Пальчиковая гимнастика.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии Подготовки к обучению грамоте, мы познакомимся со звуком «Л», его условным обозначением на схеме слова, с печатным написанием буквы «Л», продолжим учиться определять место звука «Л» в слове, а самое главное начнём учиться составлять и читать слоги. И ещё спешу сообщить вам радостную новость, к нам на занятие снова прилетела тетушка Сова. Вы готовы её встретить?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее и ждите. Она уже совсем близко.

Тётушка Сова: (озвучивает воспитатель) Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, тётушка Сова!

Тётушка Сова: Узнала я, что вы сегодня будете знакомиться с новой буквой, и принесла вам на занятие много увлекательных игровых заданий. Сейчас я отдам мою папку воспитателю, а сама, с вашего позволения, понаблюдаю за вами со стороны, устала я немного, длительный был перелёт.

Воспитатель берёт папку, сажает Тётушку Сову на удобное место.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю маленькую разминку, которая поможет нам перейти к знакомству с новым звуком называется она: «Закончи чистоговорку». Я начинаю произносить чистоговорку, а вы подбираете похожее по звучанию слово и размещаете его на картинке.

Вокруг зелёной ёлки бродили злые ….

Дети: Волки.

Один ребёнок по просьбе воспитателя добавляет изображение на картинке.

Воспитатель: В этот маленький лесок покатился…

Дети: Колобок.

Один ребёнок по просьбе воспитателя добавляет изображение на картинке.

Воспитатель: Ночь прохладна и темна, на небе яркая…

Дети: Луна.

Один ребёнок по просьбе воспитателя добавляет изображение на картинке.

Воспитатель: Я сейчас повторю для вас слова, подобранные вами, а вы внимательно послушайте и назовите звук, который я выделю голосом: воЛки, коЛобок, Луна.

Ребёнок: Вы выделили звук «Л».

Воспитатель: Ребята, давайте теперь повторим названные слова, выделяя их интонацией.

Дети называют слова: воЛки, коЛобок, Луна.

Воспитатель: Вова, какой звук слышится в каждом слове?

Вова: В каждом слове слышится звук «Л».

Воспитатель: Ребята, послушайте и скажите, этот звук можно пропеть или протянуть так же как гласный? Л-Л-Л-Л.

Ребёнок: Нет. Звук встречает препятствие.

Воспитатель: Какое?

Ребёнок: Это препятствие зубы.

Воспитатель: Правильно. При произношении звук «Л» встречает на своём пути преграду во рту – зубы, точнее верхний ряд зубов. А теперь внимание! Кто может сказать, как называются такие звуки?

Ребёнок: Эти звуки называются согласными.

Воспитатель: Правильно. Гриша, какие звуки называются согласными?

Гриша: Которые встречают во рту преграду на своём пути.

Воспитатель: Ребята, хочу я проверить, какие внимательные у вас уши. Сейчас мы проведём игровое упражнение. Посмотрите внимательно на картинки нашей гостьи, и назовите лишь те, в которых слышится звук «Л».

Дети: Ложка. Вилка. Велосипед. Ёлка.

Воспитатель: Какой звук слышится в каждом слове?

Ребёнок: В каждом слове слышится звук «Л».

Воспитатель: К каким звукам относится этот звук?

Ребёнок: Этот звук относится к согласным звукам.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Схема слова.

Воспитатель: Правильно. А теперь внимание! Как вы думаете, что обозначает синий квадрат на схеме?

Ребёнок: Синий квадрат - это условное обозначение согласных звуков.

Воспитатель: А что мы делаем на схеме с их помощью?

Дети: Обозначаем на схеме место согласного звука в слове.

Воспитатель накладывает синий квадрат на схему.

Воспитатель: Тётушка Сова, я думаю, пришло время поиграть с ребятами, ты уже успела отдохнуть?

Тётушка Сова: Да, только я что-то прослушала, с каким вы звуком познакомились.

Воспитатель: Ребята, кто громко назовёт звук, с которым мы познакомились.

Ребёнок: «Л-Л-Л».

Тётушка Сова: Что же вы так кричите, нельзя ли потише?

Воспитатель: Ребята, давайте в полтона произнесём звук «Л».

Дети: тихо - «Л-Л-Л».

Тётушка Сова: Хорошо. Первая моя игра называется: «Теремок». Вам нужно назвать картинки и поместить их в домики-схемы, тем самым определяя место звука «Л» в слове.

Дети по желанию выходят к Теремку, называют слово, выделяя интонационно звук «Л», ставят синий квадрат, обозначая на схеме его местонахождение.

Работу детей у доски воспитатель сопровождает уточняющими вопросами:

Воспитатель: Где в слове Лошадь находится звук «Л»?

Ребёнок: В слове Лошадь звук «Л» находится в начале.

Воспитатель: Где находится звук «Л» в слове беЛка?

Ребёнок: В слове беЛка звук «Л» находится в середине.

Воспитатель: Где в слове дятеЛ находится звук «Л»?

Ребёнок: В слове дятеЛ звук «Л» находится в конце.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю вам немного отдохнуть.

Провожу физкультминутку с детьми.

Лошадь по полю скакала

Вот так, вот так!

Белка шишки собирала

Вот так, вот так!

Дятел высоко летал

Вот так, вот так

Больное дерево искал

Вот так, вот так!

Воспитатель: Тётушка Сова, а сейчас мы с ребятами будем учиться составлять и читать слоги.

Воспитатель привлекает внимание детей к демонстрационному листу с изображёнными гласными звуками А,О,У,Ы,Э, бегущим по дорожкам навстречу к согласному звуку «Л».

Воспитатель: Ребята, гласные звуки не любят звучать в одиночку, они постоянно ищут себе друзей среди согласных звуков, образуя с ними слог. Вот и сегодня наши знакомые друзья бегут навстречу к звуку «Л», чтобы образовать с ним новые слоги.

Послушайте, что из этого получается.

Воспитатель показывает речевой образец слияния звуков в слоге. АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ЭЛ.

Предлагает детям повторить группами сначала девочкам, затем мальчикам.

Тётушка Сова: Ребята, как хорошо у вас, получается, читать слоги. А вот я вам предлагаю выполнить ещё одно игровое задание «Слоговой домик» называется. Вам нужно заселить звук «Л» на каждый этаж, а сделаете вы это способом написания печатной буквы «Л», в каждом окошке, а затем прочитаете что получилось. Ведь звуки мы слышим, а пишем мы с помощью букв.

Воспитатель: Но сначала нам надо подготовить пальцы к работе. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику «Дружные пальчики»:

Этот пальчик маленький –

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик – замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся –

Вместе дело спорится.

Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца.

В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладётся сверху.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как можно с помощью пальцев изобразить букву «Л».

Показываю изображение буквы «Л», объясняя выполнение. 1. Ладоши обеих рук направлены вверх; 2. Одноимёнными пальцами (кроме больших) соединяются друг с другом подушечками; 3. Большие пальцы прижаты к указательным.

Дети упражняются в изображении буквы «Л» пальчиковой азбуки.

Воспитатель: Теперь можно приступать к письму, я покажу вам, как писать печатную букву «Л», а вы внимательно следите за моей рукой.

Под негромкую спокойную музыку дети пишут букву «Л» в каждой клетке.

Тётушка Сова: А теперь давайте попробуем прочитать, что у нас получилось.

Воспитатель: Ребята, представьте, что звук «Л» не хочет выпускать гласные звуки изо рта, в результате сначала звучит согласный звук «Л» и вместе с ним гласный звук «А», звуки как будто сливаются, образуя слог «Л-Л-Л-А-А-А». Послушайте! Л-Л-Л-А-А-А, Л-Л-Л-О-О-О, Л-Л-Л-У-У-У, Л-Л-Л-Ы-Ы-Ы, Л-Л-Л-Э-Э-Э.

После хорового чтения слогов, проводятся 2-3 индивидуальных упражнения.

Воспитатель: На что похожа буква «Л»?

Дети: На крышу дома. На угол…

Воспитатель: Послушайте шуточное стихотворение о букве «Л» (показываю картинку).

Клоун в цирке так хорош,

Он на букву «Л» похож.

Тётушка Сова: Ребята, с каким звуком вы сегодня познакомились?

Дети: Со звуком «Л».

Тётушка Сова: Ребята, чем отличается звук «Л» от буквы «Л»?

Дети: Звук мы слышим, а букву пишем.

Тётушка Сова: Что вы можете сказать о звуке «Л»?

Дети: Это согласный звук. Обозначается он синим квадратом на схеме. Образует слоги с другими звуками. Его можно написать с помощью буквы «Л».

Воспитатель: Ребята, какие вам понравились игры?

Дети: «Теремок». «Слоговой домик». Игра с пальцами.

Тётушка Сова: В знак благодарности за вашу активную работу дарю вам этот Теремок, и каждому из вас зажигаю зелёный свет на светофоре знаний. А это значит, что вы всё сегодня делали как?

Дети: Правильно!

Воспитатель: Давайте мы поблагодарим нашу лесную гостью.

Дети говорят спасибо и прощаются с тётушкой Совой. Сова прощается и улетает.

Публикации по теме:

Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук и буква О» для детей 5–6 лет Программное содержание: Закрепить знания о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить с гласным звуком «О». Познакомить с.

Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук и буква «У» Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить с гласным звуком «У». Познакомить.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква «Л»
Опубликовано: 25 января 2014 в 17:24
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...