Папки-передвижки

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки»

Лариса Зверева
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки»

подготовила Зверева Л. С

Цель: Подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов, уметь называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов на предложенную тему, закреплять с детьми понятие звук. Уметь находить и называть нужные звуки в словах, развивать фонематический звук у детей, учить отвечать на вопросы распространенными предложениями. Упражнять в решении этических задач, уметь найти хорошие и плохие поступки. Воспитывать честность, вежливость.

Оборудование: игрушки: заяц, лиса, кукла, медведь, мяч. Три предметные картинки: мыло, мишка, мышь

Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе „Звуки“» размещена в разделах

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Дети, к нам в группу пришли гости. Они останутся у нас на занятии, если мы их правильно назовём.

(Показывает игрушки)

Дети: Это заяц, лиса, кукла, медведь, мяч.

Воспитатель: А давайте как- нибудь по-другому назовём этих гостей. Я, например, хочу назвать зайца зайчонком. А вы?

Диана: А я бы назвала его зайчишкой - трусишкой.

Саша: Зайца можно назвать косым или зайцем-хвастой, как в сказке.

Кристина: А ещё можно назвать зайкой

Воспитатель: Очень хорошо вы назвали нашего гостя зайца: и зайка, и заяц-хвоста, и зайчишка - трусишка, и Косой, и зайчик. А как бы вы назвали лису?

Дима: Лиса рыжая, красивая, хитрая.

Воспитатель: Как много сказал о лисе Дима. А кто ещё что- нибудь придумает?

Соня: Я думаю, что лису можно назвать лисицей и лисой - Патрикеевной

Кристина: Дима сказал, что лиса хитрая, она всех обманывает, я бы назвал её ещё плутовкой и обманщицей.

Воспитатель: Очень интересно вы назвали лису, очень правильно. А что бы вы сказали об этой кукле?

Валя: Эта кукла совсем маленькая, поэтому я назвала бы её куколкой

Карина: Если бы я с ней играла, то назвала её своей дочкой Леночкой.

Воспитатель: как ласково вы сказали о нашей гостье-кукле: куколка, дочка Леночка. А о мяче, что вы можете сказать?

Алё ша: мяч - мячик, он резиновый, прыгает, скачет, с детьми играет.

Воспитатель: А раз он прыгает, играет, балуется с детьми, то, как его можно назвать?

Павлик: Я бы назвал его попрыгунчиком и весельчаком.

Диана: А я бы придумала название озорник.

Воспитатель: Какие замечательные, интересные, необычные слова вы придумали, какие они все разные, эти слова. Вот из таких разных слов и состоит наша речь. То, что мы говорим - это и есть наша речь. Речь состоит из разных слов. Словами можно назвать все, что мы видим. Причём назвать можно по- разному. Как сейчас мы и называли. К нам пришли ещё два запоздалых гостя. Назовите их.

Дети: это медведи.

Воспитатель: А какие они? Одинаковые?

Андрей: Нет, они не одинаковые: один большой. А другой маленький.

Воспитатель: А как бы вы назвали маленького медведя?

Диана: Я бы назвала мишенькой или мишуткой.

Саша: А я бы назвал медвежонком.

Карина: А я бы маленьким мишкой.

Воспитатель: Это хорошие, ласковые слова. А как можно назвать большого медведя?

Валя: Он медведь-медведище.

Павлик: Я бы назвал его генералом Топтыгиным или Михаилом Потапычем

Диана: А я бы назвала медвежатиной.

Воспитатель: Сколько же разных названий мы придумали нашим гостям - медведям. Но один из этих медведей большой и вы называли его уважительно, как?

(Дети повторяют)

А второй медведь маленький и вы его совсем по- другому назвали: ласково и нежно. Повторите как?

(Дети повторяют)

Физкультурная пауза: Предлагаю детям попрыгать по комнате как зайчики, походить как медведи, порычать. Как они рычат, побегать как лисички-сестрички. Представить, что у них в руках куколка Леночка. Побаюкать ее, спеть ей колыбельную.

Воспитатель: Дети, мы только что сказали, что наша речь состоит из слов. А из чего же состоят слова?

Диана: Я думаю. Что слова состоят из звуков.

Воспитатель: Как замечательно сказала Диана: Я думаю… Ты правильно думаешь, Диана. Ведь все слова действительно состоят из звуков. А звук это то, что мы слышим и произносим.

Назови любые звуки.

Дети: А, О, У, Р. и др.

Воспитатель: Правильно, это звуки. Их очень много, из них состоят слова, которые мы произносим. А из слов состоит наша речь. Но есть, ребята, звуки, которые мы слышим, но произнести в своей речи не можем. Они называются неречевыми. Вы догадались, о каких звуках я говорю? Нет?

Тогда послушайте.

(Предлагаю детям послушать, как льётся вода, скрипит дверь, играет пианино, стучит палочка о стол и т. п.).

Можете вы, послушав эти звуки, их повторить? Правильно, этого вы сделать не сможете. Их нельзя воспроизвести, их можно только слышать. Поэтому и называются они неречевыми звуками. А сейчас, дети, мы опять

будем говорить о звуках, которые мы слышим и которые можно произносить. Я покажу вам три картинки.

(Показываю картинки, на которых нарисованы мыло, мишка, мышь.)

Назовите, что на них нарисовано. А теперь внимательно послушайте моё задание: назовите мне звук, который встречается во всех этих словах. Правильно, во всех этих словах живёт звук М, этим звуком начинаются все три слова.

Звук М живёт в этих словах вначале. А теперь вы придумайте слова, которые начинаются на звук М.

Дети: Мама, мишутка, молоко, Маша, мир, морковь, мяч и т. п.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с моим заданием. А теперь я спрошу вас о другом. Скажите, какие волшебные слова вы знаете?

Рома: Я знаю два волшебных слова: спасибо и пожалуйста.

Воспитатель: Да, это действительно волшебные слова. А часто ли вы их произносите?

Катя: Я часто их говорю, но иногда забываю сказать и мне бабушка или мама напоминают об этом.

Воспитатель: Да, к сожалению, иногда вы забываете сказать эти действительно волшебные слова. Но я думаю, что это бывает очень редко. А как вы произносите эти слова: кричите. Говорите грубо, со злом, или по-другому?

Марина: Эти слова нужно говорить тихо, ласковым голосом.

Воспитатель: Правильно, Марина. Никогда нельзя, разговаривая с человеком кричать, злиться. грубить… А тем более когда говоришь волшебные слова. Ведь они не даром называются волшебными, потому что имеют волшебную силу- после них обязательно хочется человеку сделать только приятное. Давайте я напомню вам об этом.

(Чтение небольшого отрывка из рассказа Осеевой «Волшебное слово».)

Так как надо произносить волшебное слово?

Настя: Надо говорить эти слова тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

Воспитатель: Правильно Настя! Именно так надо говорить волшебные слова. И только тогда они будут иметь силу. А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили. Сейчас будем с вами решать задачи, но не на сложение, а на уважение. Кристина, возьми мяч и поиграй с нами

(Кристина подбрасывает мяч вверх и не успевает поймать его)

Кто догадается, что сейчас нужно сделать?

(Рома вскакивает со стула, подбегает к мячу и отдаёт его Кристине.)

Ребята, как Рома красиво поступил. Он помог поднять Кристине мяч и сказал при этом: «Возьми, пожалуйста, мяч». Причем сказал с улыбкой. Глядя прямо в глаза. Тебе было приятно, Кристина, как к тебе обратились?

Кристина: Очень приятно, поэтому я сказала ему спасибо.

Воспитатель: Молодец, Рома! А теперь, дети, представьте, что все мы едем в автобусе. Настя. Вообрази, что ты мама, у тебя в руках тяжелая сумка (даю ей пакет) и ребёнок (предлагаю взять куклу). Мы все едем в автобусе. Остановка. Входит женщина (Настя) с сумкой и ребёнком на руках. Как же мы поступим дальше?

(Дети подбегают к «женщине», предлагают взять сумку из рук и уступают место для сидения, при этом говорят волшебное слово).

Воспитатель: Вы поступили очень правильно, проявили уважение к женщине. Молодцы!

А теперь давайте выйдем из этой комнаты и пройдём в другую.

(Дети встают и проходят через дверь в другую комнату).

Ребята, а вы не заметили: почему-то Рома и Саша остановились, когда вы проходили через дверь. Вы не догадались почему?

Аня: Они пропустили сначала всех девочек вперёд, а потом пошли сами

Воспитатель: Они поступили как настоящие мужчины. А что же другие мальчики забыли о том, что девочек всегда надо пропускать вперёд? Давайте ещё раз попробуем.

(Дети проходят опять в другую комнату, но мальчики теперь ждут когда пройдут сначала все девочки, а затем заходят сами)

Воспитатель: Вот теперь уже лучше. Мальчики не забыли уступить девочкам дорогу, они были Джентельменами. Но все-таки одну ошибку. Дети. Вы допустили. Но какую?

(Дети задумались)

А вы не забыли, что здесь есть ещё человек постарше. Это - Я.

Правильно ли. Что я прошла последней?

Дети: Нет. Неправильно!

Воспитатель: Давайте сделаем так, чтобы было совсем правильно.

(Ситуация повторяется. Но теперь уже дети пропускают вперёд воспитателя, говоря при этом: «Проходите, пожалуйста», затем проходят девочки и лишь потом заходят мальчики.

Воспитатель: Вот теперь вы поступили так, как поступают воспитанные люди. Спасибо вам. Мне приятно, что в группе у нас только такие хорошие дети. Молодцы!

А теперь, дети, давайте подумаем и скажем, что же нового мы узнали на сегодняшнем занятии, что вспомнили.

(Подводится итог занятия.)

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки Б-Бь, П-Пь, буквы Б-П». Цель: • Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха. Задачи: Образовательные: • Познакомить со звуками.

Интегрированное занятие по подготовке к обучению грамоте, развитию речи и нетрадиционному рисованию в средней группе Тема: «Эти удивительные насекомые». Проводят: учитель-логопед, воспитатель. Вид: Интегрированная образовательная деятельность. Области:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [к]-[к’]. Буква К» Задачи : формировать у детей умение слышать звуки «к-кь», давать им характеристику, выделять эти звуки в словах (в начале, середине и конце.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте .

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Составила старший воспитатель Нестеренко Л. С. Тема: согласный звук Н (Н*, буква Н. Цель: развитие фонематического и речевого слуха, формирование.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [зь] и буква З» Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [з,] и буква З» Программное содержание: закреплять правильное.

Конспект занятия по подготовке детей с задержкой психического развития к обучению грамоте «Звуки [Г]-[К] и буквы Г-К» Цель занятия: Дифференциация звуков "Г- - К" и закрепление зрительных образов букв. Задачи: 1. Образовательные: Закрепление.

«Поможем Алёнушке». Занятие по подготовке к обучению грамоте в средней группе Тема: «Поможем Алёнушке». Цель: Развивать фонематический слух. Продолжать работу над звучащим словом: выделять звук интонационно в словах,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [Д], [Д’] и буква Д» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Закрепить правильное произношение звука[ Д]; 2. Продолжить.

Занятие по подготовке к обучению грамоте в средней речевой группедля детей с общим недоразвитием речи Тема: Звуки [У], [И] Занятие по развитию фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте в средней речевой группе для детей с общим недоразвитием речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки»
Опубликовано: 29 июня 2015 в 18:24
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД