Конспект НОД по познавательно-речевому направлению в средней группе Тема: «Путешествие с капелькой»

Ольга Чижова
Конспект НОД по познавательно-речевому направлению в средней группе Тема: «Путешествие с капелькой»

Цель: развивать познавательно-исследовательские способности детей

Задачи:

Обучающие задачи: дать детям понятие значимости воды в жизни людей.

Научить детей находить воду в окружающем мире, проводить несложные опыты с водой.

Дальнейшее знакомство со свойствами воды (вода растворяет, вода может менять свой цвет и вода может менять свой вкус) в процессе исследовательской деятельности.

Закрепить имеющиеся знания детей о знакомых свойствах воды (вода жидкость, бесцветная, безвкусная, не имеет запаха).

Дать детям понятие значимости воды в жизни человека.

Развивающие задачи: развивать любознательность, наблюдательность, мышление и речь детей; учить делать элементарные обобщения и выводы.

Расширять и активизировать словарь: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, сладкая, соленая, зеленка, марганцовка, глобус, планета Земля, снежные сугробы, ледники, море, океан, растворились, течет, переливается.

Развивать навыки проведения опытов, интерес к опытам. Учить соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать сознательное отношение каждого ребенка к бережному использованию воды

Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к воде.

Форма проведения: занятие-путешествие

Тип занятия: комбинированный

Место проведения: групповая комната

Методы обучения:

- словесные (рассказ воспитателя, рассказы детей, вопросы, рассуждение, объяснение, художественное слово)

- практические (показ опытов, самостоятельное проведение опытов, приклеивание изображение капелек)

- наглядные (рассматривание, показ символов свойств воды)

Оборудование:

раздаточный материал: стаканчики с зеленкой, марганцовкой, пиалы с солью и сахаром, ложечки, салфетки, клеенки, стаканы, голубая краска, картинки - подарки - по количеству детей

демонстрационный материал: символы обозначения свойств воды, игрушка - Капелька, рисунки детей "Где живет вода",аудиозапись "Звуки природы " - журчание ручейка, изображение "капельки"

Предварительная работа: изготовление панно «Кому нужна вода», чтение рассказов, сказок познавательного характера, просмотр мультфильма «Ручеек», опыты (превращение снега в воду, воды в лед, беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде», дидактические игры «Волшебные палочки», «Горячо и холодно», целевые прогулки к реке, исследовательская деятельность в уголке природы и в уголке «Хочу все знать», игры с водой, рисование на тему: «Где живут капельки», отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Интеграция:

ОО «Социализация»

ОО «Коммуникация»

ОО «Здоровье»

Прогнозируемые результаты:

- знание свойства воды (вода жидкость, бесцветная, безвкусная.);

- проявление интереса к опытам, соблюдение мер безопасности при проведении опытов;

- увеличение словарного запаса детей по теме;

- дети стали при выполнении водных процедур бережней относиться к воде;

- появление элементарной осознанности понятия значимости воды в жизни детей.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть

Звучит аудиозапись"Звуки природы" - журчание ручья

В группе появляется игрушка - Капелька

Вос-ль: - Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто? (Я, капелька)

- А зачем ты к нам пришла? (я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе)

- Дети, давайте покажем Капельке, где живут ее сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.

Основная часть

Путешествие-поиск капелек воды по группе (дети идут по группе, делают остановки.)

Вместе с детьми Капелька ходит по группе, и дети показывают ей, где можно встретить воду. На каждом объекте, где находим воду, приклеиваем "значок" капельки. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов расположенных в группе (рассуждения детей):

В уголке природы: лейка с водой

Дети: Растениям нужна вода. Они живые и без воды они погибнут (приклеивают изображение капельки)

В групповой комнате: краны для умывания

Дети: Вода нужна, чтобы мыть нам руки, лицо, кисточки, стаканчики, игрушки (приклеивают изображение капельки)

В туалетной комнате: кран для мытья рук

Дети: Мыть руки взрослым – воспитателю, помощнику воспитателя, мыть игрушки, готовить воду для закаливания (приклеивают изображение капельки)

В уголке для игр с водой: ванночка для игр с водой

Дети: Вода нужна, чтобы играть (приклеивают изображение капельки)

Около мойки: кран для мытья посуды

Дети: Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе (приклеивают изображение капельки)

На столе чайник с водой:

Дети: Вода нужна, чтобы мы могли ее пить (приклеивают изображение капельки)

Вывод вос-ля: - Вот Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек-капелек живет, которые приносят нам большую пользу. Но твои сестрички живут не только здесь, но и на улице. И сейчас ребята тебе расскажут и покажут в своих рисунках, где ты можешь еще встретить сестричек-капелек (в луже, в реке, в озере, в море, в снежном сугробе) (рассказы детей)

Капелька: - Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек.

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы меня в пруду найдете

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница – вода!

Вос-ль: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.

Вос-ль: - Ребята, наша гостья – Капелька спрашивает, а что это у нас за какие-то непонятные значки (обращаю внимание на символы свойств воды на мольберте)

- Кто из вас расскажет Капельке, что обозначают эти символы? (опрос детей)

Предполагаемые ответы детей

• Вода – это жидкость, ее можно наливать и переливать (во что-нибудь: в стакан, в ведро; ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.)

• Вода бесцветная - она не имеет цвета

• Вода не имеет вкуса - она безвкусная

• Вода не имеет запаха

Вос-ль: - Молодцы! Я вами довольна! И я надеюсь, что Капелька узнала от вас, какими свойствами она обладает. И тоже рада за ваши знания!

- Ребята, а вы знаете, что воду нужно беречь? (ответы детей)

Вос-ль: - Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только чистая, очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил.

Вот поэтому воду надо беречь и у нас в группе живет памятка - напоминалочка… Какая? (ответы детей)

- Давайте покажем и расскажем Капельке и нашим гостям (дети подходят к кранам для умывания и показывают значок-правило - "помыл руки – плотно закрой кран")

- И все ребята, и взрослые в группе выполняют это правило! Правда?

- А дома, в ваших семьях, это правило соблюдается всеми членами вашей семьи? (ответы детей)

Физкультминутка: игра «Мы капельки»

(методическое пособие Н. А. Рыжовой «Волшебная вода» стр. 22, М. П. 97г.)

Вос-ль: - Ребята, а, я знаю еще одно свойство воды, с которым вы и Капелька еще незнакомы.

- Вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Тогда приглашаю вас всех вместе с Капелькой в нашу детскую лабораторию «Солнышек» и как настоящие ученые будем проводить опыты, чтобы узнать это интересное свойство воды.

Опыт «Вода – растворитель» (проводит воспитатель: на столе у воспитателя 2 стакана с водой, зеленка, марганцовка)

Вос-ль: - Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой.

- Изменила вода свой цвет?

- А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку)

- Посмотрим, что произойдет с водой

- Изменила вода свой цвет?

- А что случилось с веществами, которые я положила в воду? (они растворились)

Дети делаю вывод

Обобщение вос-ля: вода растворяет вещества и меняет цвет в зависимости от того, что в нее добавили

- Наша работа продолжается.

- А сейчас я предлагаю вам самостоятельно убедиться в этом свойстве воды.

Предлагаю детям совместно провести опыт

Самостоятельная практическая работа

Опыт «Вода – растворитель» (проводится совместно с воспитателем)

Вос-ль: - У вас на столах находятся стаканы с чистой кипяченой водой и в тарелочках, разные вещества.

- Вам хочется узнать, что это за вещества?

- Как можно узнать? (попробовать)

-Да, ребята, я с вами согласна, можно попробовать, и таким образом узнать, что это за вещество.

- Но мы поступим по-другому.

- Попробуйте растворить эти вещества и посмотрим, что у вас получится. При необходимости пользуйтесь салфетками.

(предлагаю размешать в одном стакане с водой сахар, в другом - соль и попробовать на вкус)

Дать детям возможность определить вещество, которое растворилось в воде (опрос детей)

Вос-ль: - Что изменилось? (вода стала сладкая, соленая)

- А что случилось с веществами, которые вы положили в воду? (они растворились)

- Какой можно сделать вывод?

Дети делают вывод (соль и сахар быстро растворяются в воде, вода при этом осталась прозрачной)

Обобщение вос-ля: Вот теперь, ребята вы вместе с Капелькой узнали еще одно свойство воды: вода растворяет вещества; вода изменяет цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Вос-ль: - Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в нее добавить варенье? (опрос детей; рассуждение детей)

- Попробуйте это сделать дома вместе с родителями и завтра мне расскажите. Договорились?

- Капелька приготовила вам подарки (на листках бумаги с помощью свечи нарисовано изображение "капельки"). Она дарит вам вот эти картинки (предлагаю детям рассмотреть картинки-подарки)

- Вы что-нибудь видите на них?

- Это «волшебные» картинки. Но увидеть их вы сможете, если закрасите эти картинки полностью голубой краской.

Закрашивание подарков – «волшебных картинок»

Вос-ль: - Ребята, какие вы молодцы! Ну, а теперь скажите, что же подарила вам Капелька? (картинку - "капельку")

Заключительная часть

Капелька: - Ребята, вы рады были со мной познакомиться? Вам было интересно? Какие секреты вы узнали обо мне и моих сестричках-капельках (вода нужна всем, воду надо беречь и выполнять правило - "помыл руки, закрой кран")

-Теперь вы знаете, где меня можно найти и сейчас я вместе с ручейком уплыву в реку… (звучит аудиозапись"Звуки природы" - журчание ручья)

-Спасибо, вам, ребята!

Дети прощаются с Капелькой

Публикации по теме:

«Путешествие с капелькой» Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по теме свойства воды «Путешествие с капелькой» Цель: развивать познавательный.

Исследовательский мини-проект для детей 1 младшей группы «Вода-вода» Вид проекта: исследовательский мини-проект Девиз: Вода, вода, кругом вода…. Участники: Воспитатель, дети, воспитанники..

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-речевому направлению в средней группе Тема: «Путешествие с капелькой»
Опубликовано: 24 июля 2013 в 19:19
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающем миром в...
Цели: Формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним. Задачи: 1. Развивать и расширять...
Рисуем «Совушку на сосне» с детьми 3–5 лет, используя нетрадиционные техники
Тепло приветствую всех, кто заглянул ко мне на страничку в этот час! В своих публикациях о нетрадиционных техниках рисования, я неоднократно обращалась к...
Квест-игра со Снеговиком
Цель: создать благоприятную, эмоциональную атмосферу, повысить интерес к физической культуре, продолжать знакомить с зимними забавами. Задачи: Образо...
Организация работы по взаимодействию с семьей на 2016–2017 гг. в младшей группе
Сентябрь Форма работы - Групповое родительское собраниие Тема родительского собрания «Основные задачи на новый 2016-2017 учебный год» Знакомство с...
Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников.
Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников . Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ «Детский сад...