Конспект НОД по познавательно-речевому направлению в средней группе Тема: «Путешествие с капелькой»

Ольга Чижова
Конспект НОД по познавательно-речевому направлению в средней группе Тема: «Путешествие с капелькой»

Цель: развивать познавательно-исследовательские способности детей

Задачи:

Обучающие задачи: дать детям понятие значимости воды в жизни людей.

Научить детей находить воду в окружающем мире, проводить несложные опыты с водой.

Дальнейшее знакомство со свойствами воды (вода растворяет, вода может менять свой цвет и вода может менять свой вкус) в процессе исследовательской деятельности.

Закрепить имеющиеся знания детей о знакомых свойствах воды (вода жидкость, бесцветная, безвкусная, не имеет запаха).

Дать детям понятие значимости воды в жизни человека.

Развивающие задачи: развивать любознательность, наблюдательность, мышление и речь детей; учить делать элементарные обобщения и выводы.

Расширять и активизировать словарь: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, сладкая, соленая, зеленка, марганцовка, глобус, планета Земля, снежные сугробы, ледники, море, океан, растворились, течет, переливается.

Развивать навыки проведения опытов, интерес к опытам. Учить соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать сознательное отношение каждого ребенка к бережному использованию воды

Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к воде.

Форма проведения: занятие-путешествие

Тип занятия: комбинированный

Место проведения: групповая комната

Методы обучения:

- словесные (рассказ воспитателя, рассказы детей, вопросы, рассуждение, объяснение, художественное слово)

- практические (показ опытов, самостоятельное проведение опытов, приклеивание изображение капелек)

- наглядные (рассматривание, показ символов свойств воды)

Оборудование:

раздаточный материал: стаканчики с зеленкой, марганцовкой, пиалы с солью и сахаром, ложечки, салфетки, клеенки, стаканы, голубая краска, картинки - подарки - по количеству детей

демонстрационный материал: символы обозначения свойств воды, игрушка - Капелька, рисунки детей "Где живет вода",аудиозапись "Звуки природы " - журчание ручейка, изображение "капельки"

Предварительная работа: изготовление панно «Кому нужна вода», чтение рассказов, сказок познавательного характера, просмотр мультфильма «Ручеек», опыты (превращение снега в воду, воды в лед, беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде», дидактические игры «Волшебные палочки», «Горячо и холодно», целевые прогулки к реке, исследовательская деятельность в уголке природы и в уголке «Хочу все знать», игры с водой, рисование на тему: «Где живут капельки», отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Интеграция:

ОО «Социализация»

ОО «Коммуникация»

ОО «Здоровье»

Прогнозируемые результаты:

- знание свойства воды (вода жидкость, бесцветная, безвкусная.);

- проявление интереса к опытам, соблюдение мер безопасности при проведении опытов;

- увеличение словарного запаса детей по теме;

- дети стали при выполнении водных процедур бережней относиться к воде;

- появление элементарной осознанности понятия значимости воды в жизни детей.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть

Звучит аудиозапись"Звуки природы" - журчание ручья

В группе появляется игрушка - Капелька

Вос-ль: - Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто? (Я, капелька)

- А зачем ты к нам пришла? (я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе)

- Дети, давайте покажем Капельке, где живут ее сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.

Основная часть

Путешествие-поиск капелек воды по группе (дети идут по группе, делают остановки.)

Вместе с детьми Капелька ходит по группе, и дети показывают ей, где можно встретить воду. На каждом объекте, где находим воду, приклеиваем "значок" капельки. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов расположенных в группе (рассуждения детей):

В уголке природы: лейка с водой

Дети: Растениям нужна вода. Они живые и без воды они погибнут (приклеивают изображение капельки)

В групповой комнате: краны для умывания

Дети: Вода нужна, чтобы мыть нам руки, лицо, кисточки, стаканчики, игрушки (приклеивают изображение капельки)

В туалетной комнате: кран для мытья рук

Дети: Мыть руки взрослым – воспитателю, помощнику воспитателя, мыть игрушки, готовить воду для закаливания (приклеивают изображение капельки)

В уголке для игр с водой: ванночка для игр с водой

Дети: Вода нужна, чтобы играть (приклеивают изображение капельки)

Около мойки: кран для мытья посуды

Дети: Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе (приклеивают изображение капельки)

На столе чайник с водой:

Дети: Вода нужна, чтобы мы могли ее пить (приклеивают изображение капельки)

Вывод вос-ля: - Вот Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек-капелек живет, которые приносят нам большую пользу. Но твои сестрички живут не только здесь, но и на улице. И сейчас ребята тебе расскажут и покажут в своих рисунках, где ты можешь еще встретить сестричек-капелек (в луже, в реке, в озере, в море, в снежном сугробе) (рассказы детей)

Капелька: - Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек.

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы меня в пруду найдете

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница – вода!

Вос-ль: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.

Вос-ль: - Ребята, наша гостья – Капелька спрашивает, а что это у нас за какие-то непонятные значки (обращаю внимание на символы свойств воды на мольберте)

- Кто из вас расскажет Капельке, что обозначают эти символы? (опрос детей)

Предполагаемые ответы детей

• Вода – это жидкость, ее можно наливать и переливать (во что-нибудь: в стакан, в ведро; ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.)

• Вода бесцветная - она не имеет цвета

• Вода не имеет вкуса - она безвкусная

• Вода не имеет запаха

Вос-ль: - Молодцы! Я вами довольна! И я надеюсь, что Капелька узнала от вас, какими свойствами она обладает. И тоже рада за ваши знания!

- Ребята, а вы знаете, что воду нужно беречь? (ответы детей)

Вос-ль: - Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только чистая, очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил.

Вот поэтому воду надо беречь и у нас в группе живет памятка - напоминалочка… Какая? (ответы детей)

- Давайте покажем и расскажем Капельке и нашим гостям (дети подходят к кранам для умывания и показывают значок-правило - "помыл руки – плотно закрой кран")

- И все ребята, и взрослые в группе выполняют это правило! Правда?

- А дома, в ваших семьях, это правило соблюдается всеми членами вашей семьи? (ответы детей)

Физкультминутка: игра «Мы капельки»

(методическое пособие Н. А. Рыжовой «Волшебная вода» стр. 22, М. П. 97г.)

Вос-ль: - Ребята, а, я знаю еще одно свойство воды, с которым вы и Капелька еще незнакомы.

- Вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Тогда приглашаю вас всех вместе с Капелькой в нашу детскую лабораторию «Солнышек» и как настоящие ученые будем проводить опыты, чтобы узнать это интересное свойство воды.

Опыт «Вода – растворитель» (проводит воспитатель: на столе у воспитателя 2 стакана с водой, зеленка, марганцовка)

Вос-ль: - Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой.

- Изменила вода свой цвет?

- А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку)

- Посмотрим, что произойдет с водой

- Изменила вода свой цвет?

- А что случилось с веществами, которые я положила в воду? (они растворились)

Дети делаю вывод

Обобщение вос-ля: вода растворяет вещества и меняет цвет в зависимости от того, что в нее добавили

- Наша работа продолжается.

- А сейчас я предлагаю вам самостоятельно убедиться в этом свойстве воды.

Предлагаю детям совместно провести опыт

Самостоятельная практическая работа

Опыт «Вода – растворитель» (проводится совместно с воспитателем)

Вос-ль: - У вас на столах находятся стаканы с чистой кипяченой водой и в тарелочках, разные вещества.

- Вам хочется узнать, что это за вещества?

- Как можно узнать? (попробовать)

-Да, ребята, я с вами согласна, можно попробовать, и таким образом узнать, что это за вещество.

- Но мы поступим по-другому.

- Попробуйте растворить эти вещества и посмотрим, что у вас получится. При необходимости пользуйтесь салфетками.

(предлагаю размешать в одном стакане с водой сахар, в другом - соль и попробовать на вкус)

Дать детям возможность определить вещество, которое растворилось в воде (опрос детей)

Вос-ль: - Что изменилось? (вода стала сладкая, соленая)

- А что случилось с веществами, которые вы положили в воду? (они растворились)

- Какой можно сделать вывод?

Дети делают вывод (соль и сахар быстро растворяются в воде, вода при этом осталась прозрачной)

Обобщение вос-ля: Вот теперь, ребята вы вместе с Капелькой узнали еще одно свойство воды: вода растворяет вещества; вода изменяет цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Вос-ль: - Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в нее добавить варенье? (опрос детей; рассуждение детей)

- Попробуйте это сделать дома вместе с родителями и завтра мне расскажите. Договорились?

- Капелька приготовила вам подарки (на листках бумаги с помощью свечи нарисовано изображение "капельки"). Она дарит вам вот эти картинки (предлагаю детям рассмотреть картинки-подарки)

- Вы что-нибудь видите на них?

- Это «волшебные» картинки. Но увидеть их вы сможете, если закрасите эти картинки полностью голубой краской.

Закрашивание подарков – «волшебных картинок»

Вос-ль: - Ребята, какие вы молодцы! Ну, а теперь скажите, что же подарила вам Капелька? (картинку - "капельку")

Заключительная часть

Капелька: - Ребята, вы рады были со мной познакомиться? Вам было интересно? Какие секреты вы узнали обо мне и моих сестричках-капельках (вода нужна всем, воду надо беречь и выполнять правило - "помыл руки, закрой кран")

-Теперь вы знаете, где меня можно найти и сейчас я вместе с ручейком уплыву в реку… (звучит аудиозапись"Звуки природы" - журчание ручья)

-Спасибо, вам, ребята!

Дети прощаются с Капелькой

Публикации по теме:

«Путешествие с капелькой» Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по теме свойства воды «Путешествие с капелькой» Цель: развивать познавательный.

Исследовательский мини-проект для детей 1 младшей группы «Вода-вода» Вид проекта: исследовательский мини-проект Девиз: Вода, вода, кругом вода…. Участники: Воспитатель, дети, воспитанники..

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-речевому направлению в средней группе Тема: «Путешествие с капелькой»
Опубликовано: 24 июля 2013 в 19:19
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...