Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «Вода и её свойства»

Наталья Богачкова
Конспект НОД по познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «Вода и её свойства»

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Количество детей: подгруппа 15 человек.

Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.

Интеграция образовательных областей.

«Познавательная деятельность»

- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

-продолжать учить читать схемы.

Публикация «Конспект НОД по познавательной деятельности в подготовительной к школе группе „Вода и её свойства“» размещена в разделах

-закреплять знание детей о свойствах и круговороте воды в природе.

-закрепить знания о круговороте воды в природе.

«Социально-коммуникативная деятельность»

- закреплять правила безопасности при проведении опытов.

«Коммуникация»

-активизировать и пополнять словарный запас детей по данной теме (лаборатория, гейзеры, круговорот воды в природе)

-развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь.

-развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре.

-воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.

Материалы и оборудование:

Пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, песком, мукой, стаканчики пластиковые, ложечки, термос с теплой водой, трубочки, гуашь, салфетки, колбы, проектор.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды

Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

Чтение сказки «Путешествие Капельки»

Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»

Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

Познавательная игра «Где, какая вода бывает

Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

Ход занятия:

Организационный момент.

На экране появляется конверт. Слайд 1

Воспитатель читает письмо:

" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас очень много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся. Слайд 2

-Ребята, а что вы знаете о воде?

Чтение стихотворения. (Показ слайдов).

Вода - уникальное вещество нашей планеты. Слайд 3

Безбрежная ширь океана… Слайд 4

И тихая заводь пруда, Слайд 5 струя водопада Слайд 6

и брызги фонтана, и все это - только вода. Слайд 7

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода. Слайд 8

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, Слайд 9

снежные покровы, застилающие почти половину планеты,- и это вода. Слайд 10

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода. Слайд 11

И кажется сказкой это…

А, в сущности – только вода. Слайд 12

Жизнь без воды невозможна!

I часть: Вводная.

Воспитатель - Ну что, ребята как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?

Дети - да.

Воспитатель – А как?

Я предлагаю провести опыты с водой, выявить ее свойства

Воспитатель - А какие свойства воды вы уже знаете? Какая она?

Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?

Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Воспитатель - Прежде, чем мы начнем проводить опыты, нам как настоящим исследователям нужно пройти технику безопасности. В лабораториях шалить НЕЛЬЗЯ!

Кругом здесь реагенты,

Испачкать можешь ты себя –

Испортишь настроение.

Руками лишнего не тронь

И не толкайте друга

Ведь опрокинете вы стол

И полетит посуда!

Воспитатель – Прежде чем приступить к первому опыту мы сделаем с вами физ. минутку «Волны» под шум воды

- Встанем в большой круг и образуем озеро.

Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны,

налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз,

подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась, стих ветер (водная гладь спокойная).

Опыт 1. Вода бесцветная.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети – Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? Дети – Лист белого цвета.

Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети - Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети – нет.

Воспитатель - А молоко, лист белой бумаги какие они?

Дети – белые.

(подводим детей к правильному ответу – какой цвет у воды?

Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?

Дети – Вода без цвета.

Воспитатель - Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?

Дети – Вода - бесцветная.

Первое свойство – вода не имеет цвета. (Схема 1)

Опыт 2. Вода бесцветная.

Воспитатель - Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или палочки, или камешки, или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Дети – В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.

Воспитатель, – Какой делаем вывод?

Дети - Вода – прозрачная.

Второе свойство – вода прозрачная. (Схема 2)

Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети – Вода изменила свой цвет.

Воспитатель, - Какой вывод из этого следует?

Дети - вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Третье свойство – вода меняет цвет. (Схема 3)

Воспитатель - Вода прозрачная, а молоко нет, подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? Почему?

Дети - Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут расти и жить растения, а не будет растений, не будет и рыб и других животных.)

Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт 3. Вода без вкуса.

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода

Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Дети - Вода безвкусная.

Воспитатель – добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок, возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у Воды?

Дети – Сладкий, соленый и кислый.

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Четвертое свойство – воде можно придать вкус. (Схема 4)

Опыт 4. Вода без запаха.

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети – Вода ничем не пахнет.

Воспитатель – Правильно вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.

- Добавляю в стаканчики с водой ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?

-Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

-Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

- Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Пятое свойство – воде можно придать запах. (Схема 5)

Физминутка. «Капельки» под музыку и видео на проекторе.

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».

Воспитатель - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

-Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось?

Дети – в воде сахарный песок растворился.

Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок?

Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?

Дети – песок не растворяется, вода становится мутной.

Воспитатель - Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Дети – мука растворяется в воде, вода становиться мутной.

Шестое свойство – вода растворитель. (Схема 6)

Опыт 7. «Вода не имеет формы»

Работа по подгруппам

Воспитатель - Ребята для следующего опыта нам нужно разделиться на подгруппы. У меня есть вот такая волшебная коробочка в которой есть картинки вам нужно будет достать картинку посмотреть что вам досталось и найти стол с таким же изображением.

-И так готовы? Молодцы, все нашли свои столы, теперь слушаем задание для следующего опыта. Нам нужно выяснить какой формы вода. Для этого нам понадобиться вода и колбы. Все это у вас есть на столе. Наливаем воду в колбу и что произошло?

Дети – вода приняла форму колбы.

Воспитатель - Ребята, какой вывод можно сделать?

Дети – вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в который попадает.

Седьмое свойство - вода не имеет формы. (Схема 7)

Опыт 8. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Воспитатель – перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?

Дети – температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?

Вывод: воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей.

Восьмое свойство - воде можно придать температуру. (Схема 8)

Воспитатель - В реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. И сегодня мы познакомимся с новым явлением в природе, которое называется - гейзеры. (Слайд 13) От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные зеленые водоросли. (Слайд 14)

Воспитатель - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.

Давайте посмотрим мультфильм.

(мультик «Круговорот воды в природе»)

Беседа по содержанию мультфильма:

Воспитатель - капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет как это происходит. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, получаются лужи…. и всё начинается сначала. (Жестом показать «так по кругу движется вода в природе, получается круговорот». Давайте вместе скажем: - Круговорот воды в природе.

Итог: - Где мы сегодня с вами работали?

Какие мы провели опыты?- Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? С какими явлениями в природе вы познакомились? Ребята, как вы думаете помогли мы Незнайке? Спасибо ребята, вы все большие молодцы, до свидания.

Прикреплённые файлы:

voda_dni6j.pptx | 17785,72 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект фрагмента интегрированной НОД в подготовительной к школе группе по теме «Лимон и его свойства» Цель: Знакомство со свойствами лимона, для расширения знаний воспитанников. Задачи: Образовательные: формировать у детей естественно.

Конспект НОД в старшей группе «Вода и ее свойства» Непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми в старшей группе. Образовательная область «Познание». Тема: «Вода и ее.

Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе «Вода и её свойства»Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе «Вода и её свойства» Тема: «Вода и её свойства» Задачи: Обучающие: Формировать и закреплять знания детей о воде, для чего она нужна, умение проводить элементарные.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе детского сада на тему: «Вода и ее свойства» Цели занятия: закрепление знаний о состояниях воды в природе; знакомство детей со свойствами воды; совершенствование знания детей о значении.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности: «Вода и ее свойства» (в средней группе).Конспект по познавательно-исследовательской деятельности: «Вода и ее свойства» (в средней группе). Цель:развитие позновательной активности детей в процессе экспериментирование с водой. Задачи: Образовательне:закрепить и расширить знания.

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «Что такое Родина?» Тема «Что такое Родина?» Цель: формировать первичные представления о Родине, о социально – культурных ценностях малой Родины. Задачи:.

Конспект занятия по учебно-познавательной деятельности в старшей группе ДОУ. «Вода и её свойства» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ. «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» ТЕМА: «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» Вид занятия:.

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Вода вокруг нас» Цели: 1. Образовательные: = закрепить представления детей о свойствах воды - отсутствие собственной формы; - прозрачность; - без вкуса и.

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Методическая разработка открытого мероприятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха».

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Вода и её свойства» Тема: «Вода и её свойства». Задачи: - развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями; - познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательной деятельности в подготовительной к школе группе «Вода и её свойства»
Опубликовано: 16 января 2018 в 14:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД