Конспект НОД по познавательному развитию детей в старшей группе «Хлеб — всему голова!»

Татьяна Казьмина
Конспект НОД по познавательному развитию детей в старшей группе «Хлеб — всему голова!»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с обрядом, связанным с выпечкой первого хлеба нового урожая.

2. Закрепить знания обрядов, связанных со сбором урожая на Руси.

3. Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к продуктам труда, к хлебу, как

продукту, особо почитаемому людьми.

4. Развитие социально-психологической черты -терпения, умения терпеливо слушать, быть

усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой.

5. Учить разгадывать загадки.

6. Пополнять словарный запас детей.

7. Развивать связную речь детей; любовь к родному краю.

Словарная работа: жница, каравай, зачин. Пословицы и поговорки о труде, трудолюбии, терпении и надежде.

Предварительная работа: беседа о сборе урожая хлеба на Руси, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, потешек, стихов.

Оборудование: русская изба (печь, икона, стол с самоваром, лопата, ухват, скамейки, тесто для каравая, каравай, ведро для мытья рук, черпак, счетные палочки, рушники.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Хозяйка в избе готовится печь хлеб. Входят дети:

Здравствуй, хозяйка. Добрый день! Хлебу да соли долог век! Доброй хозяйке более того!

Хозяйка:

Здравствуйте! И вам того же! Ребята, отгадайте загадку.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)

Дети:

Хозяюшка, расскажи нам, как раньше пекли каравай из муки нового Урожая?

Хозяйка:

А вы знаете, сколько труда и терпения требовалось, чтобы собрать урожай хлеба?

Дети:

Знаем. А что не знаем, ты нам, хозяюшка, расскажешь.

Хозяйка:

Хорошо, тогда садитесь на лавки и расскажите моим гостям, что вы знаете.

Дети:

Собирали хлеб только женщины и называли их жницами. С утра до вечера, не разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок, складывали в снопы.

Хозяйка:

Чем жали колосья, отгадайте загадку.

Ясный месяц ночью в небушке весит,

Днём во полюшке блестит. (Серп)

Перед сбором урожая люди надевали белую одежду и наводили в доме порядок. Дети дарили маленькие снопики, украшенные ленточками с пожеланиями всем здоровья и богатого стола.

Хозяйка:

- Ребята, а кто скажет, как называли раньше землю? (матушка, кормилица)

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Хозяйка:

Хлебное поле ещё называют, словом нива.

А давайте с помощью палочек вырастим своё поле. Предлагаю из деревянных палочек сделать - Колосок, мои друзья, он усатенький, как я!

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,

Но сломить его за лето так они и не смогли.

Вот какой я! – он хвалился – с ветром справился, с водой!

До того он загордился, вырос кверху бородой.

Хозяйка:

После сбора урожая пекли особый каравай. Каравай всегда был круглый, как Земля (показ, а на нём был второй круг – благодатное поле (дети помогают).А над полем золотое солнышко, ведь без солнышка не будет урожая.

Солнышко обозначалось(+(делают с детьми, а на поле – зёрнышки (делают дети).

Вот так украшали первый каравай из нового урожая.

А сейчас поставим хлеб в печь и немного отдохнём.

Хозяйка:

- Ребята, а кто знает пословицы о хлебе?

Дети:

Лёжа хлеба не добудешь.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.

Без хлеба – нет обеда.

Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеба ни куска, и стол как доска.

Хозяйка:

- Ребята, а давайте поиграем.

Русская народная игра «Ручеёк»

Хозяйка:

А сейчас, я расскажу, как делили каравай.

Каравай на Руси обязательно ломали. Первый кусочек называли зачин, и его клали под икону, благодаря, Бога за хороший урожай. Второй кусочек клали на окно, угощая духов умерших родственников. Третий кусочек самому старшему в семье. Четвёртый – гостям. А остальное, делили между взрослыми и детьми, крошки выбрасывали за окно птичкам, чтобы они были сытые и весёлые, уничтожали вредных насекомых…

Вот и пришло время, вытащить каравай из печи. Пока он остывает, расскажите стихи о хлебе.

Дети:

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!

Хозяйка:

Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?

Дети:

- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.

- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.

- хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания.

- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

- хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Хозяйка:

Необходимо всегда всем помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

Дети:

Спасибо, хозяюшка. Теперь мы знаем, как пекли хлеб на Руси, и сколько для этого требовалось терпения, труда, мудрости. Потому-то и говорили:

Хлеб – всему голова!

Хоровод «Каравай»

Танец с платками «Широка река».

До свидания! Спасибо за хлеб и интересный рассказ.

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

Проект на неделю: «Великое чудо — хлеб». Тип проекта познавательно - игровой. Сроки реализации :ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ОКТЯБРЯ. Цель формировать у детей представление о хлебе,каке одном из.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию детей в старшей группе «Хлеб — всему голова!»
Опубликовано: 26 ноября 2013 в 20:24
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...