Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Песок и его свойства»

Марина Трамбовецкая
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Песок и его свойства»

Программное содержание:

- познакомить детей с составом и свойствами природного песка;

- развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;

- расширять представления о песке, его качествах и особенностях;

- стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе „Песок и его свойства“» размещена в разделах

Закрепление правил безопасности работы с песком; формирование наблюдательности, интереса к экспериментированию, воспитывать умение слушать своих товарищей.

Оборудование: Емкости с сухим и с мокрым песком, проектор. стаканы, ведерки с песком, совочки, подносы, формочки, вода, камни, листы белой бумаги, лупа. микроскоп. халаты, шапочки, ложки, цветной песок, клей, кисточка, иллюстрации, презентация, банки с песком.

Ход занятия:

1. Воспитатель:

- Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. Я предлагаю вам стать исследователями. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

- Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия.

(Каждый ребенок, засунув руки под салфетку, старается на ощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях).

(Прослушав ответы детей, открывает ящик, показывает детям песок.)

Воспитатель:

- Правильно. Это песок.

- А что такое песок? (песок – это полезное ископаемое.)

Воспитатель:

- Мы будем исследовать песок, познакомимся с его свойствами. А как вы думаете, где проводят исследования?

- Что такое лаборатория? (специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.)

- Мы сейчас отправимся в лабораторию для того чтоб исследовать песок,

ставить опыты. Для этого необходимо специальное оборудование.

-Какое оборудование находится у вас на столах? (дети перечисляют оборудование)

- Где в природе можно встретить песок?

- Какой бывает песок?

- Где его используют люди (ответы детей)

Воспитатель:

- Посмотрите на экран. (Показ презентации про песок.)

Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок. Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком. Песок создан природой.

№1 «Откуда берётся песок»

- Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите это.

Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

№ 2. Лупа, на ощупь.

Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?

Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети: из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.

Воспитатель: Вы знаете, что это? (Показывает микроскоп).

Дети: Микроскоп.

Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок. Просто удивительные снимки!

Экран (фото).

№ 3. Давайте пересыплем сухой песок из одной баночки в другую, опустите в банку с сухим песком деревянную палочку, поводить палочкой в разные направления.

Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.

№4. Песчаный конус.

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно вместе падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте возникает - сплыв; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок может двигаться.

3. Физкультурная минутка.

Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.

(под музыку проводится физкультминутка)

Начинается разминка

Встали, выпрямили спинки

Повороты влево - вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.

№5. Растворяется или нет?

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Дети: Нет, песок сел на дно стакана.

№6. «Почему не получился куличик».

Цель: ознакомление со свойствами песка : песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный : не сыпучий, из него можно построить куличики.

Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка. Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики

Воспитатель:

- Ребята, сегодня, объект нашего исследования – песок. Ребята, вспомните, где можно его встретить? А где его можно применить? (Варианты ответов детей).

Правильно. Его применяют в строительстве, для изготовления бетона, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр.

- А как вы думаете, песком можно рисовать? (ответы детей)

4. Продуктивная деятельность. Рисование песком

- Я предлагаю вам стать, непросто учеными, а учеными художниками, и нарисовать необычные песчаные картины. Я приготовила для вас цветной песок и картинки.

Возьмите кисточки, мокните их в клей и клеем «раскрасьте» свои рисунки. Затем подберите нужного цвета песок и насыпьте его на рисунок. Возьмите свои рисунки и стряхните лишний песок на этот разнос. Понравились ли вам ваши картины?

- Ваши картины показывают, что вы, не только знающие ученые, но и замечательные художники.

5. Итог:

- Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

С каким природным материалом мы познакомились. Что узнали о песке?

Что нового вы узнали? Как человек применяет песок в своей жизни? Что понравилось вам в лаборатории?

Благодарю вас за участие в научных экспериментах, за художественное творчество.

Каждому из вас присваивается звание юного ученого.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Такая разная вода». Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования, старшая группа Тема:.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Волшебница вода»Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Волшебница вода» Тема: «Волшебница вода». Образовательная область – познание. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в разновозрастной группе «Познай себя» Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в разновозрастной группе по теме: «Познай себя» Программное.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Свойства воздуха» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Свойства воды» Цели: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Свойства воздуха» Конспект интегрированной деятельности по исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»Цель: развивать познавательную.

Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Уголок природы» Цель: Продолжать формировать у детей представление о комнатных растениях. Создавать условия и побуждать детей ухаживать за комнатными растениями.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования. Тема: Транспорт «Самолет построим сами!» Цель: Закрепить.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе с элементами ТРИЗ и РТВ «Фантастический полет» Цель:-закрепить навыки количественного счета; -закрепить умение соотнести количество предметов с цифрой; -закрепить знания о геометрических.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Наш родной край» Цель: Закрепить знания детей о Хабаровском крае. Программные задачи: Обогащать представления детей о Хабаровском крае и его расположении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Песок и его свойства»
Опубликовано: 21 января 2016 в 04:58
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД