МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Как мир научился считать»

Алена Горбунова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Как мир научился считать»

Цель: знакомство с историей возникновения счета (цифр);

Задачи:

1) познакомить с древними способами счёта у различных народов; показать, как цифры преобразовывалась под влиянием времени; рассказать о необходимости перехода на единое написание цифр во всём мире; закрепить знание последовательности чисел и соотнесение числа с цифрой; формировать умение строить предположения, сравнивать, анализировать, делать выводы;

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Как мир научился считать“» размещена в разделах

2) обогащать и активизировать словарный запас детей («римские цифры»,«индейцы майя», «Древний Рим», «Вавилон»); развивать связную, грамматически-правильную диалогическую и монологическую речь;

3) формировать готовность к совместной, согласованной деятельности со сверстниками и воспитателем; развивать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, целенаправленность детей;

4) развивать координацию движений при выполнении физкультминутки,

развивать двигательную активность детей («Физическое развитие»)

Методы и приемы:

- практические: игровая ситуация, физкультминутка, обследование предметов.

- наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов презентации.

- словесные: беседа, рассказ-объяснение, вопросы, загадки.

Материалы и оборудование:оборудование для показа презентации, карточки с цифрами народов майя на каждого ребенка, глиняные дощечки и деревянные палочки, шнурки по количеству детей,

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте,ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Все собрались: и взрослые, и дети.

Мы можем начинать.

Но прежде друг дугу

«Доброе утро» надо сказать.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло необычное приглашение. (Показывает письмо на состаренной бумаге, с необычным текстом). Я совершенно не поняла, что здесь написано. Посмотрите, может, вы мне поможете? (Ответы детей). Я знаю одного ученого, которым может нам помочь. Давайте отправимся к нему в гости. (Беремся за руки, звучит музыка, дети закрывают глаза).

Дети открывают глаза и видят Пифагора.

- Здравствуйте, дети. Рад видеть вас у себя в гостях.

- Здравствуйте. Пифагор нам нужна твоя помощь. К нам пришло необычное письмо, помоги его расшифровать.

- Это древние цифры. Предлагаю вам отправится со мной в путешествие по времени и узнать, как появились цифры.

Звучит космическая музыка. Дети берутся за руки и смотрят на экран, на котором движутся слады от современности до древних времен.

Пифагор. - Вот и оказались мы в древнем мире. (Слад с изображение пещеры)

Дети садятся возле костра и слушают рассказ Пифагора.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Чем питались древние люди? (Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились.)

- Каким образом здесь нужен был счет? (слад с изображением охоты)

Командовал облавой самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее нужно было окружить. Ну, хотя бы так: 5 человек справа, 7 сзади, 4 слева. Тут уж без счета никак не обойтись. И вождь первобытного племени справлялся с этой первой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как "пять" или "семь", он мог показать число на пальцах рук. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Пальцы были первыми изображениями чисел. Посмотрите на экран и покажите, сколько всего охотников охотилось на мамонта? Сколько, охотников находиться справа от мамонта? Сколько слева? Сколько подбегает? (Дети показывают на пальцах.)

Пифагор продолжает рассказ. (Слайды по тексту).

А сейчас мы попали к индейцам Америки. Они при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. У некоторых индейцев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают четыре узелочка на красном шнурке! Человека, который завязывал узелки называли вспоминателем. Ребята, как вы думаете почему? (Ответы детей) Давайте и мы попробуем, как вспоминатель, завязать узелки на шнурках. Дети, сидят около импровизированного костра и выполняют задание. Показывают и называют, сколько узелков они завязали.

Пифагор: Продолжаем наше путешествие. А сейчас мы оказались в древнем Вавилоне. Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять. Они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, эти черточки у них получались в виде клиньев, затем дощечки которые сушили и обжигали. Такая запись называлась клинопись.

- Ребята, давайте и мы попробует написать цифры, как древние шумеры. У вас у каждого карточка с изображением животных. Вы должны написать ту цифру, которая соответствует количеству животных на карточке.

Дети подходят к глиняным табличкам и пишут с помощью палочек цифры.

Пифагор: Наше путешествие продолжается. Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно. Вам необходимо найду пару для каждой цифры – головы. (Дети выполняют задание в парах).

В дальнейшем племена майя, как и древние шумеры, придумали свое обозначение цифр и чисел при помощи системы точек и чёрточек. Перед вами цифры племен майя. Вам нужно разложить их по порядку. (У каждого ребенка свой набор карточек.)

На экране слайд с изображением Древнего Рима.

Пифагор: Посмотрите на экран? Куда мы попали сейчас? (Ответы детей). Перед нами школа Древнего Рима. В школах учились только мальчики, девочки получали домашнее образование. В то время писали на специальных восковых дощечках. История римских цифр берет свое начало в период расцвета Римской империи. Для обозначения цифр используют заглавные латинские буквы. Римские цифры используются до сих пор.

- Ребята, где можно увидеть эти цифры? (Ответы детей: циферблат часов (куранты, обозначение века, номера томов и т. д.) Предлагаю решить примеры с помощью римских цифр. (Дети садятся за столы и выполняют задания)

Пифагор: А теперь я предлагаю вам отдохнуть, мои юные математики.

ФИЗМИНУТКА под музыку сиртаки.

Пифагор: Отдохнули, можно путешествовать дальше. Ребята скажите, было удобно хранить хрупкие и тяжелые глиняные таблички? Почему? А веревки с узелками, восковые дощечки? (Ответы детей).

Способ записи чисел всего десятью знаками был создан в Древней Индии.

Посмотрите на слайд, как они выглядели.

Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Цифры получили название арабских.

Чуть позже арабы упростили эти значки.

Алфавитная система счисления Древней Руси

- Ну а как же считали на Руси? Предки русского народа – славяне - для обозначения чисел употребляли буквы. Над буквами, употребляемыми для обозначения чисел, ставились специальные знаки – титла. Чтобы отделить такие буквы – числа от текста, спереди и сзади ставились точки.

Пифагор обращает внимание на приглашение и расшифровывает его.

- Но такой способ обозначения чисел по сравнению с принятой в Европе десятичной системой был очень неудобен. Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, отменив буквенную цифирь.

Воспитатель: Спасибо, Пифагор. Ты помог нам расшифровать приглашение. Теперь мы знаем, когда и во сколько нас ждут в музее, на выставке «Русская изба». Нам пора возвращаться в детский садик.

Звучит музыка, дети встают в круг и закрывают глаза.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Что нового вы узнали? Что было трудно выполнить?

- Какие знания вам пригодятся в жизни?

Воспитатель отмечает успешных детей.

Публикации по теме:

«Где прячется здоровье». Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе .

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Улица города, на которой стоит наш детский сад».

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Как поросенок говорить научился» Цель. Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстником, Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Развивать.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Как печатаются книги» Цель: Продолжать знакомить старших дошкольников с видами древнего письма, структурой изготовления книг, развивать интерес к чтению книг,.

Конспект НОД в подготовительной группе «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь» по познавательному развитию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад № 60 «Радуга» КОНСПЕКТ непосредственной.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Как очистить воду?» Приоритетная область: познавательное развитие, в интеграции с образовательными областями: речевое развитие, физическое развитие. Цель Ознакомление.

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной к школе группе «В лес за приключениями» Конспект речевой непосредственной – образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в подготовительной к школе группе.

НОД по познавательному развитию и речевому развитию в подготовительной к школе группе «Святки, да колядки» НОД по познавательному развитию и речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Святки, да колядки». Вид непосредственной.

НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Игра — путешествие в сказочный лес» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр Развития ребенка – детский сад № 48» Конспект непосредственно-образовательной.

План-конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе логопедической группе «Самый умный первоклассник» План-конспект НОД с детьми подготовительной к школе логопедической группы по познавательному развитию Тема: «Самый умный первоклассник».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Как мир научился считать»
Опубликовано: 24 мая 2017 в 21:44
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД