МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы и животные»

Марина Александровна Иванова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы и животные»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Зимующие птицы и животные»

Программные задачи:

1. закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы;

2. формировать навыки связной речи, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, отвечать на вопросы полным предложением;

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Зимующие птицы и животные“» размещена в разделах

3. воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям, птицам.

Интегрируемые образовательные области:

Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Методы и приемы:

беседа, вопросы, ответы, указания, художественное слово, индивидуальная работа, игра.

Предварительная работа:

Беседа о диких животных и птицах, чтение произведений о зверях и птицах; разучивание пословиц; загадывание загадок; д/и «Четвёртый лишний», «Закончи предложение»; рисование и лепка животных и птиц; рассматривание иллюстрации.

Оборудование:

картины с изображением диких животных и птиц; карточки к дидактическим играм; звукозапись с голосами зверей и птиц; фланелеграф; краски, карандаши, бумага; глина для лепки; природный материал.

Словарная работа: стужа, хищник, ельник, медведь-шатун, «наставник», перелётные, зимующие (осёдлые) птицы.

Ход

В-ль: -Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

-Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

- Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимушке-зиме.

- Пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена, корни растений. Нет ни травки, ни листьев на деревьях.

- Ребята, а как вы думаете, боятся ли звери, которые живут в лесу, зимы?

- Что спасает их от зимней стужи? (ответы детей)

- Что спасает их от хищников? (ответы детей)

- Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние, поменяли их окраску.

-А что было бы, если звери не меняли окраску? Представьте, что зайчик зимой остался бы серый. Что тогда? (ответы детей)

Правильно, ребята, его легко мог увидеть хищник или охотник.

-Почему же не страшен холод зверям? (ответы детей)

- Расскажите, ребята, как подготовились звери к зиме. Как, например, готовился к зиме медведь? (ответы детей)

Правильно, ребята, медведь ещё осенью отыскивает яму на склоне холма, заросшим частым ельником. Когтями мишка надирает узкие полоски еловой коры и складывает их в яму, а сверху прикрывает мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, так что они образуют над ней шалаш. Так получается берлога.

Медвежьего корма в лесу нет зимой. Медведь залегает в неё поздней осенью и спит до самой весны. Живёт он за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом.

- А представьте себе, что зима не наступила. Что было тогда с медведями? (ответы детей)

- Правильно, ребята, если бы не наступила зима, то медведи всё время ходили бы по лесу. Были злые.

- Да, было бы очень плохо и не правильно. Значит хорошо, что существует такое время года, как зима. Кто ещё хочет добавить о медведях?

-Правильно, медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном». В поисках пищи бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен.

- Как готовится к зиме белка? (ответы детей)

- Верно, белка в дупле дерева делает себе кладовую, в которую складывает лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы, сушит их на сучках сосны.

Белка делает запасы и всю зиму их ест. От холодов белку спасает пушистая тёплая шубка, которая зимой меняет свою окраску: с рыжей на серую.

- Что делает ёж, чтобы пережить зиму? (ответы детей)

- Ёж на зиму устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает гнездо, в которое на иголках притаскивает опавшие листья. Там он спит до весны.

- Почему к зиме медведь и барсук накапливают жир, белка делает запасы, а заяц, лиса и волк нет? (ответы детей)

- Правильно, зимой они не спят, а охотятся.

- Как охотится лиса? Как она зимой выслеживает свою добычу? (ответы детей)

- Верно, ребята, лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У неё очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит (но ни, как медведь, всю зиму) и тёплая шуба. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Ещё лиса может питаться ежами, сусликами и хорьками.

- Как проводит зиму заяц? (ответы детей)

- Правильно, заяц надевает белоснежную шубку, только кончики ушей остаются чёрными. Он обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном.

- Да, тем зверям, которые ничего не запасли себе на зиму, нужно помогать. Как? Например, зайцам? (ответы детей)

- Правильно, ребята, нужно их подкармливать: развешивать в лесу заготовленные ветки, раскладывать сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди.

- А вы знаете, как называются зайчата, которые рождаются зимой?

-Они называются «настовиками», маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст.

- Что можно сказать про волков? (ответы детей)

- Правильно, ребята, волки зимой очень злые, потому что голодные. На зиму они не делают никаких запасов, поэтому всю зиму рыщут в поисках добычи. Обычно они ходят стаями, поэтому очень опасны.

- Да, ребята, не боятся звери зимы. От стужи их спасает тёплая пушистая шерсть. Меняется окраска, чтобы лучше спрятаться от хищников. И голод им не так страшен, потому что они сделали себе запасы и всю зиму питаются ими.

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

- Отдохнули, а теперь, ребята, давайте поговорим о том, как зимуют птицы.

-Как называют птиц, которые остаются на зиму здесь?

- Правильно, зимующие (осёдлые).

- Назовите их. (ответы детей)

- Правильно, вороны, воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, снегири.

- Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (ответы детей)

- Верно, перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что боятся холодов. Им нечем питаться. Они не приспособлены делать запасы корма на зиму.

- Летом эти птицы живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А представьте себе, что зима не проходит. Что тогда было бы с перелётными птицами? (ответы детей)

- Правильно, тогда птицы не вернулись бы к нам с юга. Навсегда остались жить там.

- А если бы у нас всё время было бы лето? (ответы детей)

- Да, тогда птицы никуда не улетали бы, а жили у нас.

- А почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (ответы детей)

- Правильно, ребята, эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок под крыльями, самое ужасное – голод.

- Ну и чем же питаются птицы зимой? (ответы детей)

- Правильно, птицы зимой питаются семенами различных растений, остатком пищи. На земле клюют овёс, пшено, хлебные крошки. Синички любят не солёное сало, рябиной питаются снегири.

- Ребята, зимой птицы приближаются к жилью человека, как бы прося помощи у людей. Во время снегопадов, метелей птицы часто голодают и погибают от холода и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Иначе они могут погибнуть.

- Как можно помочь птицам? (ответы детей)

- Правильно, нужно делать кормушки, насыпать туда корм.

- Да, ребята, мы обязательно должны помочь пережить зиму всем : и зверям, и птицам. Иначе, они могут погибнуть.

- Есть даже пословицы об этом. Какие?

Пословицы.

1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

2. Кто умеет добрым быть, то сможет природу беречь и любить.

3. Лес зимой, словно седой.

4. По снегу грибы не ищи.

Игра «Четвёртый лишний».

- Посмотрите на картинки и скажите, какая картина лишняя и почему?

1. ворона-ласточка-заяц-воробей

2. журавль-голубь-синица-медведь

3. волк-лиса-барсук-ворона

4. медведь-барсук-белка-ворона

5. бабочка-стрекоза-лиса-комар

6. жук-заяц-муравей-таракан

7. окунь-карась-муравей-щука

8. олень-лось-ёж-карась

9. муха-заяц-бабочка-пчела

10. шмель-сом-карп-карась

- Дети, что нового вы узнали о зверях и птицах?

- А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали?

- Какие вопросы о зверях и птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа?

- Что вам больше всего понравилось?

- А какое настроение у вас сейчас?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали сегодня: внимательно

слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Ребята, я хочу закончить нашу беседу таким стихотворением:

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям.

Давайте, будем беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Зимующие птицы» в старшей группе Программное содержание: - Уточнить представления детей о зимующих птицах. -Активизировать словарь детей, продолжать учить правильно отвечать.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Домашние животные» Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Домашние животные» Задачи: Расширять и закреплять.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической старшей группе «Зимующие птицы» Цели: Коррекционно – образовательные: - уточнить и активизировать словарь детей по теме: «Зима. Зимующие птицы»; - учить выделять характерные.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зимующие птицы» для детей среднего дошкольного возраста ЦЕЛЬ: Обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах. ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: - уточнить и закрепить знания детей о зимующих.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Зимующие птицы» «Зимующие птицы» Вашему вниманию предложен конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы» с детьми средней группы.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Цель. Развитие связной речи. Задачи. 1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Программные задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму. Учить составлять описательные.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы» Конспект по развитию речи в средней группе. Тема: «Зимующие птицы». Цели: Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их.

Конспект занятия по познавательному развитию «Птицы, зимующие с нами» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) Организационная информация Примечание 1. Гиль Ольга Петровна 2. Доминирующая.

Образовательная деятельность в старшей группе по познавательному развитию «Птицы зимой» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы и животные»
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 20:17
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД