Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух-невидимка»

Елена Савченко
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух-невидимка»

Цель: уточнение представления детей о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей.

Задачи:

1. Образовательные:

- продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе, уточняя знания о таком природном явлении, как ветер, его способностях и значении для человека и окружающего мира;

- формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями;

- пополнить словарный запас через беседу, рассматривания картин.

2. Развивающие:

- развивать умение определять характер ветра через прослушивание музыкальных произведений;

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах

- развивать умение изображать ветер с помощью воздуха, используя элементы ТРИЗ.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к явлениям природы, умение понимать и объяснять их значимость в жизни человека.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, информационно-коммуникационные, игровые, ТРИЗ.

Оборудование и материалы: два больших обруча, два «портрета» ветра, аудиозапись ветра разной силы, набор карточек для дидактической игры «Польза – вред»; соломки – трубочки для рисования, баночки с гуашью разных цветов, стаканчики для воды, ватманы; таз с водой, клеенка, кораблик с парусом, веера.

Словарная работа: обжигающий, свирепый, пронизывающий.

ПЛАН:

Дети входят в зал под спокойную музыку и садятся.

Воспитатель. Ребята отгадайте загадку.

Он бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но бывает,

Груши с веток обрывает –

Так порою он сердит.

Только что он был везде,

Миг – и нет его нигде!

Что это?

Дети. Ветер!

Воспитатель. Какой бывает ветер?

Дети. Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый.

Воспитатель. Как можно узнать, дует ли на улице ветер?

Дети. Нужно посмотреть в окно: если ветки деревьев качаются, листочки шевелятся – значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнуться, а вертушки крутятся – значит ветер дует.

Воспитатель. Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.

Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода.

Воспитатель. А что умеет делать ветер?

Дети. Гудеть в трубе, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде и т. д.

Воспитатель. Много разных дел умеет делать ветер – и хороших, и плохих. Увидеть сам ветер невозможно. Вы об этом уже сказали. Но в давние времена жил на свете один художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось (Воспитатель показывает детям два «портрета» ветра. ) Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком – ветер, от которого одни несчастья?

Дети определяют, на каком портрете изображен «злой» ветер, а на каком – «добрый». Объясняют, почему они так решили.

Педагог кладет перед собой два обруча и помещает в каждый один из «портретов» ветра.

Воспитатель. Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь – о добром или о злом.

Игра «Ветер добрый, ветер злой»

Выбираются двое детей. Одному нужно подобрать картинки с делами злого ветра, другому – с делами доброго ветра. После выполнения задания остальные дети проверяют правильность отбора картинок. Можно играть на скорость и повторить игру 2-3 раза.

Воспитатель. У меня есть волшебная палочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.

Чики – чики – чикалочка,

Игра – превращалочка.

Вокруг себя повернитесь –

И в деревья превратитесь!

Дети «превращаются» в деревья.

Дети и воспитатель.

Наши ноги – это корни,

Наше туловище – ствол,

Наши руки – это ветви,

Наши пальцы – это листья!

Имитационная игра «Дерево»

Звучит музыка.

Воспитатель. Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками. ) Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук. ) Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.) Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками. Воспитатель взмахивает палочкой.) Пусть деревья станут ребятами!

Дети снова рассаживаются.

Воспитатель. Знаете ли вы, что такое ветер?

Дети. Это движение воздуха.

Воспитатель. Можно ли создать искусственный ветер?

Дети. Можно. Для этого нужно заставить воздух двигаться – помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор.

Воспитатель раздает детям веера.

Воспитатель. Легкий ветерок освежает нашу кожу. Попробуйте создать легкий ветерок, чтобы освежить себя. Пусть ваша кожа ощутит приятное дуновение. (Дети обмахиваются веерами. ) В давние времена богатые дамы никогда не выходили из дома, не захватив с собой веера. В присутственных местах, на балах, в театрах обязательно обмахивались веерами. Сегодня мы можем увидеть веер только в кино или в театре. Какие электроприборы в наше время заменили собой веера?

Дети. Вентилятор, кондиционер.

Воспитатель. А теперь отправимся к нашему маленькому морю.

Все подходят к столу, на котором установлен таз с водой.

Воспитатель. Какое сейчас море?

Дети. Спокойное.

Воспитатель. Почему вы так решили?

Дети. На море нет волн, вода не движется.

Воспитатель. Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?

Дети. Надо подуть на воду.

Воспитатель предлагает детям подуть на воду. Образуются «волны».

Воспитатель. Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.

Воспитатель предлагает спустить на воду легкий игрушечный кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается – стоит на месте.

Воспитатель. Почему же наш кораблик не плывет?

Дети. Потому что нет ветра.

Воспитатель. Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?

Дети. Надо, чтобы подул ветер.

Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться.

Воспитатель. Парус – это ловушка для ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться. Паруса человек придумал давным – давно. Давайте вспомним стихотворные строчки А. Пушкина про кораблик из «Сказки о царе Салтане».

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

Но ветер – не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм?

Дети. Ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель.

Воспитатель. Это так. На парусных кораблях плавали отважные люди, которые решались рисковать своей жизнью. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид спорта. А по океану плавают большие надежные корабли, которые приводятся в движение не ветром, а мотором.

Внезапно слышится шум ветра.

Воспитатель. Что это? Видно, ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решили вмешаться в разговор. Прислушайтесь. Какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый? А если бы вам можно было на какое-то время превратиться в ветер, каким ветром бы вы стали? Представьте, что у вас, как у художника из сказки, появились волшебные очки и вы рассмотреть невидимое. Нарисуйте свой ветер.

Дети рисуют ветер, выдувая краску из трубочек. Затем представляют своих персонажей, рассказывают об их характерах.

Итог:

Воспитатель подзывает детей к себе и предлагает закрыть глаза. Когда дети открывают глаза, перед ними оказывается сундучок.

Воспитатель. Кто же здесь был? Кто мог оставить здесь этот сундучок?

Дети. Ветер, наверное.

Воспитатель. Да, в нем что-то есть! Это же свистульки! Наверное, ветер захотел, чтобы вы не только рисовали с его помощью, но и свистели.

Дарит детям свистульки и прощается с ними.

Публикации по теме:

«Невидимка-воздух». Занятие по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования Тема «Невидимка-воздух» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе эксперементирования. Задачи: - знакомство с понятием.

Технологическая карта НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух-невидимка» Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Ф. И. О педагога: Горбушина.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прозрачный невидимка» Тема: " Прозрачный невидимка" Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; формировать знания о воздухе. Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Живет воздух-невидимка»Конспект НОД по познавательному развитию «Живет воздух-невидимка» НОД по познавательному развитию «Живет воздух невидимка» Цель: формирование знаний о свойствах воздуха и его роли в жизни человека Целевые.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект НОД в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Воздух-невидимка» Задачи: 1. Формировать у детей представление.

Конспект образовательной деятельности по формированию исследовательских умений в подготовительной группе «Воздух-невидимка» Конспект образовательной деятельности по формированию исследовательских умений в подготовительной группе на тему: «Воздух-невидимка» Цель:.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: Расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие»,.

Конспект занятия по познавательному развитию «Чудо-воздух» Конспект открытого занятия Тема: «Чудо воздух» Подготовила и провела: Ельченкова С. В. МДОУ детский сад №9 «Солнышко» г. Южноуральск.

Конспект занятия в средней группе «Невидимка-воздух» Конспект занятия в средней группе по теме : «Невидимка –воздух» Воздух- это волшебник, который способен совершить много чудес. Он может.

«Воздух-невидимка». Экспериментирование в младшей группе Воздух – невидимка. Цель : Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования. Формирование представления о свойствах воздуха.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 27 октября 2016 в 16:28
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД