Папки-передвижки

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»

Анна Петелина
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»

Педагогическая цель:

Ознакомить дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси. Включение детей в художественную деятельность, основанную на материале народного творчества.

Программные задачи:

1. Образовательные:

познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка.

Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры „Русская матрешка“» размещена в разделах

закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).

формировать интерес и любовь к народному творчеству.

активизировать словарь.

2. Развивающие:

развивать творческие способности детей.

развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

3. Воспитательные:

воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

воспитывать чувство любви к деревянной игрушке.

воспитывать аккуратность.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», рассматривание иллюстраций с изображением деревянных игрушек.

Материал:

1. демонстрационный материал: матрешки, мультфильм.

2. раздаточный материал: бумажные силуэты матрешек (по количеству детей).

Оборудование: русский народный костюм для воспитателя, проигрыватель, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию. (Звучит русская народная мелодия, воспитатель в русском народном костюме входит в группу).

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех на нашем занятии.

И начать мне хочется с игрового упражнения «Я дарю тебе улыбку». Возьмитесь за руки, посмотрите в глаза своего соседа и молча, подарите ему самую добрую улыбку (по очереди). А я подарю свою улыбку вам.

Ребята, а вы обратили внимание на мой красивый наряд. Кто мне ответит, как он называется? (Ответы детей).

Верно, ребята, это русский народный сарафан, который носили в старину.

Хотелось бы вам сегодня отправиться в прошлое, в старину? (Ответы детей)

(стук в дверь почтальон вносит посылку)

-Очень интересно! Ребята, давайте посмотрим, что же там может быть (распечатывает посылку, достает письмо).

Воспитатель читает письмо с загадкой:

В гости к нам пришла игрушка

Не лошадка не петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко. Наша русская… (матрешка, (Достает из посылки матрешку)

2. Основная часть.

Воспитатель: Молодцы ребята! Отгадали загадку, о матрешке.

(Тихо звучит русская народная музыка.)

А как вы думаете откуда появилась матрешка?

Матрешка - это деревянная кукла. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами.

Появилась первая матрешка давно более 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья (слайд №2).

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.

И назвали ее старинным русским именем – Матреной (слайд №3).

А как будет звучать ласковое имя Матрены?

- Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.

Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах матрё шечки разные получаются:

(Слайд 4,5). Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка. Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.

(Слайд №6). Семёновская Матрёшка. Мастерят таких матрёшек в городе Семенове, отсюда и название - Семеновская. В росписи этой матрешки главное место занимают букеты красивых цветов на фартучке.

Из тихого зеленого городка Семёнова.

В гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бордовых

В подарок принесла.

Обратите внимание на фартук, на котором изображён букет пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров? (ответ детей)

(Слайд №7). А эта Матрешка из Полхов-Майдана.

Украшен её наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У Полхов-Майданских матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов на голове полушалок без узелка.

А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (Матрёшка)

-Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают такие изделия, потому что все эти изделия делают только в России.

Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка.

Знает весь огромный мир этот русский сувенир (слайд №8.)

-А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки. Матрёшка раскрывается.

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

- Из чего сделаны матрешки?

-Молодцы! Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся? (Слайд №10-11)

-У каждой матрешки на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.

-Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать.

Динамическая пауза.

Исполняется песня-танецт «Мы - матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой).

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные, а бумажные. Посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными матрёшками, чем они отличаются?

- А как вы думаете, мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки?

Правильно! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Давайте пройдём в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. У каждого из вас есть ватные палочки, кисточки ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки. (Во время работы звучит музыка).

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы, посмотрите, какие они замечательные получились, все разные и красивые. Вы, ребята, постарались, работали, как настоящие мастера.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрёшках?

Что понравилось?

А трудности вы испытывали в чём-то?

Ребё нок:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет -

Наша русская Матрешка

Не стареет сотню лет,

В красоте в таланте русском

Весь находится секрет!

Информационные источники :

1. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (младшая группа) ЦГЛ, Москва,2003

2. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» ЦГЛ, Москва, 2005

3. Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» (младшая группа) Москва, «ВАКО», 2005

4. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет» ООО «ТЦ Сфера», 2005

5. «Мы весёлые матрёшки» : https://muzofon.com

6. О. Бородин, Матрешка : стихотворение // Библиотека. - 1995. - № 1.

7. Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4.

8. Т. Цветкова Веселый хоровод: развлечение для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 5.

Прикреплённые файлы:

590605_cn44j.ppt | 3328 Кб
 
Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.

Конспект итогового занятияпо приобщению детей к истокам русской народной культуры «В гости к бабушке Алене» в старшей группе Образовательные задачи: 1. Вызвать у детей интерес к истории культуры и быта русского народа. 2. Учить детей видеть предметы быта, пользоваться.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект НОД по приобщению к истокам адыгской народной культуры с элементами пластилинографии с детьми старшей группыКонспект НОД по приобщению к истокам адыгской народной культуры с элементами пластилинографии с детьми старшей группы .

Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры Одной из задач основной образовательной программы нашего образовательного учреждения является задача по приобщению ребенка к культуре своей.

Опыт работы по Приобщению детей к истокам русской народной культуры ВВЕДЕНИЕ Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей.

Организация предметно-развивающей среды в группе (мини-музей по приобщению к истокам русской народной культуры).Организация предметно-развивающей среды в группе (мини-музей по приобщению к истокам русской народной культуры). В нашей группе организован специальный уголок (мини-музей) по приобщению к истокам русской народной культуры. К пополнению мини-музея широко.

Планирование занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН для средней группы (март, апрель, май) МАРТ Рисование, Тема: «Русские красавицы» - учить детей изображать портрет веселой.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Опубликовано: 3 августа 2016 в 11:48
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД