Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры.

ольга глазкова
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры.

«Непростая ложка».

Цель. Формирование представлений о посуде в старину.

Задачи. Дать представление об истории возникновения ложки. Развивать умение выразительно читать наизусть небольшие стихотворные тексты. Воспитывать интерес к русским традициям, к быту русского народа в стародавние времена.

Материал. Камень, фотография первой ложки из камня, косточка, фотография ложки из кости, ложка из пластика, ложка из дерева, мешочек для ложки, 3 металлические ложки (большая, десертная, чайная, чугунок, макет русской печи, кукла- домовёнок Кузя, сундучок, баранки.

Раздаточный материал. 10 пар расписных ложек.

Ход.

Воспитатель. Отгадайте загадку: «Сама не ем, а всех людей кормлю». Что это?

Дети. Ложка

Воспитатель. А для чего нужна ложка?

Дети. Чтобы кушать.

Воспитатель. А что ею можно кушать?

Дети. Суп, борщ,кашу.

Воспитатель. А вот давным - давно на Руси у людей не было ложек совсем. Как вы думаете, чем они ели?

Дети. Руками.

Воспитатель. А удобно есть руками?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Если еда горячая можно обжечься. Когда ешь руками, потом они грязные.

Воспитатель. Да, это неудобно и опасно есть руками. И вот однажды одному гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачёрпывать еду из горшка лучше, чем пить через край и доставать руками со дна то, что в нём осталось на дне, например мясо или овощи (показывает с помощью чугунка). И тогда он взял вот такой камень (берёт камень в руки, а затем даёт рассмотреть детям) и вытесал из него первую ложку. Она была вот такой (показывает фото с каменной ложкой). Как вы думаете. У этой ложки есть недостатки? Какие?

Дети. Она вся неровная. Тяжёлая.

Воспитатель. А ещё она нагревалась от еды и обжигала губы. Тогда, другой древний человек придумал сделать ложку из кости (берёт косточку и передаёт детям для рассматривания, затем демонстрирует фото с костяной ложкой). Такие ложки были гладкими и уже не обжигали губы во время еды. Но, человек на этом не остановился. Немного позже стали делать ложки из металла- бронзы и серебра (показывает). А вот бедные люди не могли себе позволить пользоваться металлическими ложками, потому что они были дорогими и стали делать ложки из дерева (показывает не расписанную деревянную ложку). Их вырезали из древесины липы. Такие ложки были лёгкими и не нагревались от пищи. А носили такие ложки в специальном мешочке у пояса (воспитатель приглашает ребёнка померить такой мешочек). Потом народные умельцы стали ложки расписывать (показывает расписанную ложку). А вы хотите побывать мастерами и расписать ложку?

Дети. Да!

Воспитатель. Тогда садитесь за столы, на них уже лежат ложки, только бумажные, вот их вы и будете украшать.

Дети садятся за столы, на которых лежат шаблоны, и придумывают свой узор для ложки. Затем раскрашивают шаблон гуашевыми красками.

Воспитатель (после изодеятельности детей). Молодцы, пока краска на ваших ложках высыхает давайте вспомним потешки о ложке, я начну, а вы закончите.

Дуйте в дудки. Бейте в ложки.

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные, матрёшечки румяные!

А помните такую скороговорку?

В плошку налей окрошку,

Возьми ложку

Ешь понемножку.

Давайте проговорим ей сначала медленно, затем быстро, а потом ещё быстрее (дети произносят вместе с воспитателем).

До сегодняшнего дня остались в обиходе ложки из серебра (показывает). Во многих семьях сохранился обычай – дарить серебряную ложечку малышу, у которого появился первый зубик. Ребята, а вы какими ложками кушаете? Из чего они сделаны?

Дети. Из металла.

Воспитатель. А какие они – тяжёлые или лёгкие? А размер у них одинаковый?

Дети. Они лёгкие и по размеру разные. Большие для супа, чайные, чтобы сахар в чай класть, варенье и мёд кушать.

Воспитатель. А ещё есть десертная – для каши. Есть одноразовые ложки, они сделаны из пластика, ими пользуются в дороге, ими пользуются всего раз, потому они так называются. Ребята, а деревянными ложками сейчас кушают?

Дети. Нет.

Воспитатель. А как их используют?

Дети. На них играют.

Воспитатель. Давайте попробуем и мы поиграть на ложках.

Дети исполняют песню «Русская ложка».

Воспитатель. Ой, мы совсем забыли о том, что рисовали, давайте рассмотрим, какими узорами вы украсили ложки. (дети с воспитателем ведут анализ работ).

Эти ложки вы заберёте, когда пойдёте домой и покажете родителям, а ещё расскажете о том. что вы узнали о ложке. А что вы расскажете?

Дети отвечают, занятие заканчивается.

Публикации по теме:

Игра весеннего — «обманного» периода, когда все в природе неустойчиво. Образ «Маромы» — образ Весны-Шутихи. "Марома" Цель: учить соединять интонирование голосом с выразительной жестикуляцией, умению вести диалог. Развивать умение обыгрывать персонажи.

Презентация проекта «Дорога ложка…» Продолжительность проекта: Краткосрочный. Тип проекта: творческо-исследовательский. Участники проекта: (взрослые, дети). Возраст детей:.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры.
Опубликовано: 7 января 2013 в 15:57
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...