Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры.

ольга глазкова
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры.

«Непростая ложка».

Цель. Формирование представлений о посуде в старину.

Задачи. Дать представление об истории возникновения ложки. Развивать умение выразительно читать наизусть небольшие стихотворные тексты. Воспитывать интерес к русским традициям, к быту русского народа в стародавние времена.

Материал. Камень, фотография первой ложки из камня, косточка, фотография ложки из кости, ложка из пластика, ложка из дерева, мешочек для ложки, 3 металлические ложки (большая, десертная, чайная, чугунок, макет русской печи, кукла- домовёнок Кузя, сундучок, баранки.

Раздаточный материал. 10 пар расписных ложек.

Ход.

Воспитатель. Отгадайте загадку: «Сама не ем, а всех людей кормлю». Что это?

Дети. Ложка

Воспитатель. А для чего нужна ложка?

Дети. Чтобы кушать.

Воспитатель. А что ею можно кушать?

Дети. Суп, борщ,кашу.

Воспитатель. А вот давным - давно на Руси у людей не было ложек совсем. Как вы думаете, чем они ели?

Дети. Руками.

Воспитатель. А удобно есть руками?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Если еда горячая можно обжечься. Когда ешь руками, потом они грязные.

Воспитатель. Да, это неудобно и опасно есть руками. И вот однажды одному гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачёрпывать еду из горшка лучше, чем пить через край и доставать руками со дна то, что в нём осталось на дне, например мясо или овощи (показывает с помощью чугунка). И тогда он взял вот такой камень (берёт камень в руки, а затем даёт рассмотреть детям) и вытесал из него первую ложку. Она была вот такой (показывает фото с каменной ложкой). Как вы думаете. У этой ложки есть недостатки? Какие?

Дети. Она вся неровная. Тяжёлая.

Воспитатель. А ещё она нагревалась от еды и обжигала губы. Тогда, другой древний человек придумал сделать ложку из кости (берёт косточку и передаёт детям для рассматривания, затем демонстрирует фото с костяной ложкой). Такие ложки были гладкими и уже не обжигали губы во время еды. Но, человек на этом не остановился. Немного позже стали делать ложки из металла- бронзы и серебра (показывает). А вот бедные люди не могли себе позволить пользоваться металлическими ложками, потому что они были дорогими и стали делать ложки из дерева (показывает не расписанную деревянную ложку). Их вырезали из древесины липы. Такие ложки были лёгкими и не нагревались от пищи. А носили такие ложки в специальном мешочке у пояса (воспитатель приглашает ребёнка померить такой мешочек). Потом народные умельцы стали ложки расписывать (показывает расписанную ложку). А вы хотите побывать мастерами и расписать ложку?

Дети. Да!

Воспитатель. Тогда садитесь за столы, на них уже лежат ложки, только бумажные, вот их вы и будете украшать.

Дети садятся за столы, на которых лежат шаблоны, и придумывают свой узор для ложки. Затем раскрашивают шаблон гуашевыми красками.

Воспитатель (после изодеятельности детей). Молодцы, пока краска на ваших ложках высыхает давайте вспомним потешки о ложке, я начну, а вы закончите.

Дуйте в дудки. Бейте в ложки.

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные, матрёшечки румяные!

А помните такую скороговорку?

В плошку налей окрошку,

Возьми ложку

Ешь понемножку.

Давайте проговорим ей сначала медленно, затем быстро, а потом ещё быстрее (дети произносят вместе с воспитателем).

До сегодняшнего дня остались в обиходе ложки из серебра (показывает). Во многих семьях сохранился обычай – дарить серебряную ложечку малышу, у которого появился первый зубик. Ребята, а вы какими ложками кушаете? Из чего они сделаны?

Дети. Из металла.

Воспитатель. А какие они – тяжёлые или лёгкие? А размер у них одинаковый?

Дети. Они лёгкие и по размеру разные. Большие для супа, чайные, чтобы сахар в чай класть, варенье и мёд кушать.

Воспитатель. А ещё есть десертная – для каши. Есть одноразовые ложки, они сделаны из пластика, ими пользуются в дороге, ими пользуются всего раз, потому они так называются. Ребята, а деревянными ложками сейчас кушают?

Дети. Нет.

Воспитатель. А как их используют?

Дети. На них играют.

Воспитатель. Давайте попробуем и мы поиграть на ложках.

Дети исполняют песню «Русская ложка».

Воспитатель. Ой, мы совсем забыли о том, что рисовали, давайте рассмотрим, какими узорами вы украсили ложки. (дети с воспитателем ведут анализ работ).

Эти ложки вы заберёте, когда пойдёте домой и покажете родителям, а ещё расскажете о том. что вы узнали о ложке. А что вы расскажете?

Дети отвечают, занятие заканчивается.

Публикации по теме:

Игра весеннего — «обманного» периода, когда все в природе неустойчиво. Образ «Маромы» — образ Весны-Шутихи. "Марома" Цель: учить соединять интонирование голосом с выразительной жестикуляцией, умению вести диалог. Развивать умение обыгрывать персонажи.

Презентация проекта «Дорога ложка…» Продолжительность проекта: Краткосрочный. Тип проекта: творческо-исследовательский. Участники проекта: (взрослые, дети). Возраст детей:.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры.
Опубликовано: 7 января 2013 в 15:57
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...