Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со звуком [Р]»

Лилия Гарифуллина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со звуком [Р]»

«Знакомство со звуком [Р]»

Программные задачи: Познакомить детей со звуком [Р] и его обозначением (согласный, звонкий звук); учить определять место звука [Р] в словах и обозначать их на схеме, используя условное обозначение – рычание собаки.

Обогащение словаря.

Развивать мышление и речь детей.

Воспитывать умение слушать ответы товарищей, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Наглядность: Обозначение звука [Р], картинки с овощами, зеркало (каждому ребенку, картинки, схемы, наклейки.

Образовательные области: познание, коммуникация, беседа, социализация, физ. культура, здоровье, безопасность.

Описание НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со следующим звуком. А каким звуком я не скажу, вы мне сами скажете. Но я вам расскажу, что же дальше случилось с нашими друзьями – Лисёнком, Ёжиком и Мудрой Савой.

Наши путешественники направились к последнему домику на улице Согласных Звуков. Во время этого дома не оказалось никого, зато было навалено множество самых разных вещей. «Наверное, хозяева только начали перевозить сюда свои вещи» - догадалась Мудрая Сова. И только игрушки приблизились к этой куче, как вдруг из-за коробок с грозным рычанием появилась большая собака.

Оправившись от испуга, наши друзья поспешили объяснить ей, что они не собирались притрагиваться к хозяйским вещам. После этих слов собака сразу успокоилась. Она дружелюбно завиляла хвостом и даже разрешила игрушкам погладить себя. Собаку звали Рута.

И теперь она уже совсем не казалась грозной, а очень даже доброй и общительной.

Воспитатель: Итак, ребята как рычала собака?

Дети: р-р-рррр.

Воспитатель: Правильно! Марат повтори. Катя повтори. Лиза повтори!

Молодцы!. А как звали собаку?

Дети: Рута.

Воспитатель: А каком звуке с вами мы сегодня поговорим?

Дети: Сегодня мы пройдем звук [Р].

Воспитатель: Правильно! И рисунок, где нарисовано рычание собаки, будет обозначать звук [Р].

Ребята опишите положение губ и языка при произношении этого звука. Для этого давайте воспользуемся зеркалами, которые вам раздали.

Дети с помощью зеркал отвечают на вопросы.

Воспитатель: Ребята, а что делает язык во время рычания?

Дети: Он дрожит.

Воспитатель: Правильно!. Тимур повтори. Полина повтори!

Ребята, расскажите мне о звуке [Р], какой он?

Ответы детей: Он согласный, твердый, звонкий звук.

Воспитатель: А как вы узнали, что звук согласный и звонкий?

Дети: Согласный звук не тянется. А звонкость мы можем определить, приложив руки к шее.

Воспитатель: Правильно дети! Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Добавлялка».

Читается четверостишие, а вам нужно добавить недостающее слово:

Белокрылый альбатрос

Верен морю, как… (матрос).

Как бы мне пошла кор-рона!

Важно каркает… (ворона).

Жарким летом по горам

В шубе бегает … (баран).

В колючках ёж и ёрш

Но сразу разберешь:

Кто ёжится – тот … (ёж,

А кто ёршится … (ёрш).

(Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Справились с этой игрой.

-А теперь ребята, давайте мы с вами повторим слоговой ряд. Сначала открытый тип (согл. +гласн.):

Тра – тро – тру – тры

Рта – рто – рту – рты

-Давайте все вместе повторим.

Дети повторяют.

- Катя повтори, Алиса повтори…

-А теперь закрытый тип слогов:

Атр – отр – утр – итр

Сначала дети повторяют вместе, потом несколько детей.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает скороговорку со звуком [Р]? Их очень много.

Ответы детей.

Воспитатель: Я тоже знаю несколько скороговорок:

• Жили – были раки, раки-забияки,

Жили раки шумно, затевали драки.

• Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят.

• На горе Арарат растёт красный крупный виноград.

Воспитатель: Давайте вместе повторим.

Дети вместе повторяют.

Воспитатель: А теперь кто лучше повторит: девочки или мальчики?

Девочки сначала повторите вы (девочки повторяют). А теперь мальчики (Мальчики повторяют).

-Молодцы! А теперь кто быстрее из вас скороговорку скажет? Ведь скороговорки нужно говорить быстро (дети быстро повторяют).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

- А теперь посмотрите на доску. Вы. Вам даны схем. Как вы думаете какое следующее будет задание?

Дети: Нужно угадать слоги и подобрать к ним слова.

Воспитатель: Правильно!

Р

(собака)

О

(Оля)

Р

(собака)

У

(пароход)

Р

(собака)

Ы

(тыква)

Дети разбирают схемы и подбирают слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились. А теперь, ребята, мы с вами отдохнем и физ. минутку сделаем.

Физкультминутка. «Буратино»

Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся, Ключик, видно, не нашёл.

Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать

Три – нагнулся, Надо на носочки встать!

(Дети выполняют движения).

Воспитатель: Чуток отдохнули и продолжаем дальше. Ребята, а давайте мы с вами превратимся в разведчиков и поиграем игру «Разведчики». По всей группе я раскидала игрушки. Ваша задача найти одну игрушку со звуком [Р] и сесть на место.

Дети играют.

Воспитатель спрашивает, кто какие нашел и правильно ли он нашел.

Воспитатель: Молодцы!

- Ребята, какой звук мы сегодня изучали?

-Как звали собаку?

-В какие игры мы с вами играли?

(ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, кого можно похвалить?

(ответы детей).

Воспитатель: Сегодня на занятии все активно участвовали. Молодцы! И я вами очень довольна. И в награду каждый получает наклейку.

Публикации по теме:

Занятие кружка по чтению с использованием ИКТ «Звук и буква А» для детей 5–6 лет Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить со звуком «А» - гласным звуком.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со звуком [Р]»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 17:34
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...