Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со звуком [Р]»

Лилия Гарифуллина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со звуком [Р]»

«Знакомство со звуком [Р]»

Программные задачи: Познакомить детей со звуком [Р] и его обозначением (согласный, звонкий звук); учить определять место звука [Р] в словах и обозначать их на схеме, используя условное обозначение – рычание собаки.

Обогащение словаря.

Развивать мышление и речь детей.

Воспитывать умение слушать ответы товарищей, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Наглядность: Обозначение звука [Р], картинки с овощами, зеркало (каждому ребенку, картинки, схемы, наклейки.

Образовательные области: познание, коммуникация, беседа, социализация, физ. культура, здоровье, безопасность.

Описание НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со следующим звуком. А каким звуком я не скажу, вы мне сами скажете. Но я вам расскажу, что же дальше случилось с нашими друзьями – Лисёнком, Ёжиком и Мудрой Савой.

Наши путешественники направились к последнему домику на улице Согласных Звуков. Во время этого дома не оказалось никого, зато было навалено множество самых разных вещей. «Наверное, хозяева только начали перевозить сюда свои вещи» - догадалась Мудрая Сова. И только игрушки приблизились к этой куче, как вдруг из-за коробок с грозным рычанием появилась большая собака.

Оправившись от испуга, наши друзья поспешили объяснить ей, что они не собирались притрагиваться к хозяйским вещам. После этих слов собака сразу успокоилась. Она дружелюбно завиляла хвостом и даже разрешила игрушкам погладить себя. Собаку звали Рута.

И теперь она уже совсем не казалась грозной, а очень даже доброй и общительной.

Воспитатель: Итак, ребята как рычала собака?

Дети: р-р-рррр.

Воспитатель: Правильно! Марат повтори. Катя повтори. Лиза повтори!

Молодцы!. А как звали собаку?

Дети: Рута.

Воспитатель: А каком звуке с вами мы сегодня поговорим?

Дети: Сегодня мы пройдем звук [Р].

Воспитатель: Правильно! И рисунок, где нарисовано рычание собаки, будет обозначать звук [Р].

Ребята опишите положение губ и языка при произношении этого звука. Для этого давайте воспользуемся зеркалами, которые вам раздали.

Дети с помощью зеркал отвечают на вопросы.

Воспитатель: Ребята, а что делает язык во время рычания?

Дети: Он дрожит.

Воспитатель: Правильно!. Тимур повтори. Полина повтори!

Ребята, расскажите мне о звуке [Р], какой он?

Ответы детей: Он согласный, твердый, звонкий звук.

Воспитатель: А как вы узнали, что звук согласный и звонкий?

Дети: Согласный звук не тянется. А звонкость мы можем определить, приложив руки к шее.

Воспитатель: Правильно дети! Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Добавлялка».

Читается четверостишие, а вам нужно добавить недостающее слово:

Белокрылый альбатрос

Верен морю, как… (матрос).

Как бы мне пошла кор-рона!

Важно каркает… (ворона).

Жарким летом по горам

В шубе бегает … (баран).

В колючках ёж и ёрш

Но сразу разберешь:

Кто ёжится – тот … (ёж,

А кто ёршится … (ёрш).

(Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Справились с этой игрой.

-А теперь ребята, давайте мы с вами повторим слоговой ряд. Сначала открытый тип (согл. +гласн.):

Тра – тро – тру – тры

Рта – рто – рту – рты

-Давайте все вместе повторим.

Дети повторяют.

- Катя повтори, Алиса повтори…

-А теперь закрытый тип слогов:

Атр – отр – утр – итр

Сначала дети повторяют вместе, потом несколько детей.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает скороговорку со звуком [Р]? Их очень много.

Ответы детей.

Воспитатель: Я тоже знаю несколько скороговорок:

• Жили – были раки, раки-забияки,

Жили раки шумно, затевали драки.

• Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят.

• На горе Арарат растёт красный крупный виноград.

Воспитатель: Давайте вместе повторим.

Дети вместе повторяют.

Воспитатель: А теперь кто лучше повторит: девочки или мальчики?

Девочки сначала повторите вы (девочки повторяют). А теперь мальчики (Мальчики повторяют).

-Молодцы! А теперь кто быстрее из вас скороговорку скажет? Ведь скороговорки нужно говорить быстро (дети быстро повторяют).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

- А теперь посмотрите на доску. Вы. Вам даны схем. Как вы думаете какое следующее будет задание?

Дети: Нужно угадать слоги и подобрать к ним слова.

Воспитатель: Правильно!

Р

(собака)

О

(Оля)

Р

(собака)

У

(пароход)

Р

(собака)

Ы

(тыква)

Дети разбирают схемы и подбирают слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились. А теперь, ребята, мы с вами отдохнем и физ. минутку сделаем.

Физкультминутка. «Буратино»

Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся, Ключик, видно, не нашёл.

Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать

Три – нагнулся, Надо на носочки встать!

(Дети выполняют движения).

Воспитатель: Чуток отдохнули и продолжаем дальше. Ребята, а давайте мы с вами превратимся в разведчиков и поиграем игру «Разведчики». По всей группе я раскидала игрушки. Ваша задача найти одну игрушку со звуком [Р] и сесть на место.

Дети играют.

Воспитатель спрашивает, кто какие нашел и правильно ли он нашел.

Воспитатель: Молодцы!

- Ребята, какой звук мы сегодня изучали?

-Как звали собаку?

-В какие игры мы с вами играли?

(ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, кого можно похвалить?

(ответы детей).

Воспитатель: Сегодня на занятии все активно участвовали. Молодцы! И я вами очень довольна. И в награду каждый получает наклейку.

Публикации по теме:

Занятие кружка по чтению с использованием ИКТ «Звук и буква А» для детей 5–6 лет Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить со звуком «А» - гласным звуком.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со звуком [Р]»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 17:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...