Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]»

Елена Юрасова
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]»

Тема «Звуки Х - Хь»

Цель: дифференцировать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным звукам.

Задачи:

• коррекционно – образовательные: дифференцировать звуки Х – Хь на слух и в произношении, упражнять в определении места звука в слове;

• коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику; развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;

• коррекционно – воспитательные: воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Оборудование: игрушка Хомяк, зеркала, образы звуков Х - Хь, предметные картинки на звуки Х, Хь, звуковички (Молчанова О. Г., звуковые фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Отгадывание загадки

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (Хомяк)

Цель: подвести к теме занятия.

Инструкция: отгадайте загадку и узнаете кто к нам пришел на занятие (Хомяк Хомка)

2. Объявление темы занятия.

- Определите первый звук в отгадке.

- Какой звук мы сегодня будем исследовать?

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков с опорой на артикуляцию.

Инструкция: давайте расскажем Хомке о первом звуке в его имени. Произнесите звук Х и понаблюдайте за своим ротиком (работа с зеркалами).

- Что делают губы, зубы, язык?

- Как выходит воздух?

- Это гласный звук? Почему?

- Это согласный звук.

- Каким цветом будем его обозначать?

А теперь назовите его младшего братца. Чем похожи и чем отличаются эти звуки Х и Хь?

4. Развитие фонематического слуха.

Игра «Подарки для Звуковичков»

Цель: упражнять в различении звуков Х и Хь на слух.

Инструкция: Хомка приготовил подарки для наших Звуковичков. Давайте посмотри, что он подарит каждому Звуковичку. (Дети из мешочка достают картинки и раздают Звуковичкам по признаку мягкости - твердости)

5. Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)

Хомка раненько встает, (потягиваются)

Щечки моет (тереть щеки руками)

Лапки трет (движения мытья рук)

Подметает Хомка хатку (метут воображаемыми метлами)

И выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

два (руки вверх)

три (руки в стороны)

четыре, пять (трясут кистями рук)

Хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

6. Формирование навыков звукового анализа.

Звуковой анализ слов МУХА.

Цель: упражнять в звуковом анализе слова (Олег, Таня, Тимур, Матвей самостоятельно).

Инструкция: У Хомки в домике много мух, давайте поможем избавиться Хомке от них. Для этого надо выложить схему слова муха.

(Выполняется анализ слова по схеме:

1. Произнесите слово и послушай его.

2. Произнесите слово по слогам.

3. Сколько слогов, выложите схему. Прочитайте первый слог, второй.

4. Выделите первый звук в слове, назовите его, охарактеризуйте.

5. Обозначьте выделенный звук фишкой.

6. Протяните второй звук в слове, охарактеризуйте его.

7. Третий звук и т. д.

8. Прочитай по фишкам слово целиком.

9. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных? Назовите их.

- сколько согласных? Назовите их.

- Назовите все звуки по порядку)

Что можно изменить, чтобы получилось слово мухи?

Упражнение «Найди звук»

Цель: упражнять в определении места звука в слове.

Инструкция: Хомка любит рисовать, давайте посмотрим рисунки Хомки и расставим их на полки: на верхнюю поставимрисунки, в названии которых звук Х в начале, на среднюю – в середине, на нижнюю – в конце. (хлеб, петух, пастух, хомяк, муха, хлебница, черепаха, лопух, пихта, хлебница). Дети достают картинки из коробки и расставляют по полкам.

7. Итог занятия.

- Какие звуки учились различать?

- Чем они похожи?

- Что было трудным?

8. Оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Звуки [К], [К’]» Цели занятия: 1. Коррекционно-образовательные: - научить детей различать звуки [К] – [К’] по акустическим и артикуляционным признакам..

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]»
Опубликовано: 2 ноября 2013 в 23:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....