Папки-передвижки

«Зимушка-зима». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Вера Полякова
«Зимушка-зима». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Конспект Нод по развитию речи

Тема: «Зимушка – зима»

Программное содержание: Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных.

Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона.

Развивать связную речь, умение говорить правильно, можно с использованием эпитетов, сравнений.

Ход

Публикация «„Зимушка-зима“, Конспект НОД по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах

Ребята, сегодня нам почтальон принес посылку. Давайте откроем.

Здесь что – то написано.

«Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром.»

-Про какое время года загадка?

-Назовите, ребята, зимние месяцы.

-Первый зимний месяц – декабрь. Древнерусское название «лютень», так в народе его называли за лютую морозную пору, за длительную стужу.

В народе говорят: Декабрь год кончает, зиму начинает.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Медведь в берлоге на другой бок повернулся.

Второй зимний месяц – январь. Январь в народе называли «просинцем» за то, что мелкие речки, ручьи иногда промерзают до дна и вода, выступая на поверхность, лед впросинь красит. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами трещит снег. Рисует мороз на стеклах удивительные узоры.

В народе говорят: Январь – году начало, зимы середина.

Белее зима – зеленее лето.

Февраль – последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку. В старину февраль называли «снеговеем». Кружатся, летят белые снежинки, покрывают поля и леса. В феврале день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки.

В народе говорят: Февраль месяц лютый: спрашивает, как обутый.

В феврале два друга – мороз и вьюга.

выступая на поверхность, лед впросинь красит.

Третий зимний месяц – февраль. В народе называют «ветродуй».

В феврале два друга – мороз да вьюга.

Февраль месяц лютый: спрашивает, как обутый.

15 февраля – сретенье, ведь в середине февраля весна встречается с зимой.

Зимушказима приготовила нам задания:

Как зимуют растения?

Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зеленые иголки. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Почему? (Зимой мало влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растениям.) А от холода их защищает особая пробковая ткань – она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Летом деревья откладывают ее под кожицей ствола и веток. Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов, корни растений.

Почему мы не встречаем насекомых? Насекомые не улетают, они спят, спрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья,в землю. Некоторые бабочки улетели в теплые края, как перелетные птицы.

Что изменилось в жизни птиц зимой, в их поведении?

Перелетные птицы улетели в теплые края. Холодно и голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов. Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в холодное время года. А у клестов появляются в январе птенцы. Недаром народ говорит: «У каждой пташки свои замашки». Дятлы в лесу кузницу открывают: лущат еловые и сосновые шишки.

А как зимуют рыбы?

Реки и озера покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы, они уходят на дно и спят.

«Наступили холода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь».

По разному в лесу живут звери.

Зайчики в пушистых шубках совсем не заметны на снегу. Они запутывают свои следы, чтобы лисица, волк, охотник не могли их найти. Днем зайцы сидят под кустами, а кормятся по ночам. Любимое зимнее лакомство зайчишек – горькая кора молодых осинок. Иногда косые забегают и в плодовые сады, обдирают кору с яблонь.

Белки прыгают по веткам, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

Лиса ищет мышиные норки, выслеживает мышей – «мышкует» - бегает по снегу, пугает мышек, своим топотом выгоняет их из нор.

Медведь, барсук, накопив жир в своем теле, спят в берлогах. Ёжик тоже спит.

Бродит по лесу злой и голодный волк. В декабре все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волку трудно отыскать добычу. О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовье, дают корм.

Ребята, зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем слова

Тихо, тихо как во сне падает на землю… (снег)

С неба все скользят пушинки серебристые… (снежинки)

На поселки, на лужок все снижается… (снежок)

Вот веселье для ребят все сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка, это девочка (снегурка)

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил (снег).

(какие слова мы добавляли)

- А вот ребятам нравится зима!

Давай, дружок, смелей дружок (идут по кругу)

Кати по снегу свой снежок (будто катят перед собой снежный ком)

Он превратится в снежный ком («рисуют» большой круг)

И станет ком снеговиком («рисуют» снеговика из трех комков)

Его улыбка так светла! (широко улыбаются)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают глаза, прикрывают голову, ладошкой дотрагиваются до носа)

Но солнце припечет слегка (медленно присесть)

Увы! И нет снеговика.

А чем вам нравится зима?

Много веселых забав у детворы зимой – катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега.

Посмотрите, к нам прилетела снежинка. Принесла нам загадки.

Мы проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы

В дождь – лежим, в снег – бежим, уж такой у нас режим (лыжи)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту (снег)

Не снег и не лед

А серебром деревья уберет (иней)

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне (мороз)

Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их (санки)

Висит за окошком

Кулек ледяной

Он полон капели

И пахнет весной (сосулька)

Льется речка – мы лежим

Лед на речке - мы бежим (коньки)

«Закончи рифму»

Ри - прилетели снегири

Ры - прокатились мы с горы

Ру - слепим снежную гору

Ра - играет детвора

Лю - я зверей кормлю

Жо - а на улице свежо

Ще - мы играть хотим еще

Цы - наши дети молодцы.

Публикации по теме:

Калейдоскоп проектов. Времена года. «Зима» Название проекта – «Зима» Тип проекта – познавательно-исследовательский. Возраст детей – старший дошкольный. Продолжительность проекта.

Беседа о зиме БЕСЕДА О ЗИМЕ Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Зимушка-зима». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 18:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД