Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи «Беседуем о зиме» в подготовительной группе

Светлана Комарова
Конспект НОД по развитию речи «Беседуем о зиме» в подготовительной группе

Цель: активировать словарь по темам «Зима», «зимние забавы». Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному, образовывать относительные прилагательные, называть родственные слова к слову «снег», подбирать антонимы, находить в стихотворном тексте сравнения.

Развивать связную речь, зрительное и пространственное восприятие, слуховое внимание, память, общую моторику. Показать красоту русской природы через стихотворные произведения.

Материал: Опорные картинки.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Беседуем о зиме“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Предварительная работа. Разучивание стихотворений: И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок, «Песня» (отрывок); И. Суриков «Зима» (отрывок); А. Липецкий «Снежинки»; Х. Габитов «Зима».

Организационный момент

Вос- ль: Дети, какое сейчас время года?

Дети: Зима

В: Назовите зимние месяцы

Д: Декабрь, январь, февраль.

В: Расскажите о признаках зимы.

(Воспитатель последовательно выставляет на мольберт опорные картинки и называет слова и словосочетания, с которыми дети по цепочке составляют предложения).

В: Снег

Р: Зимой земля покрыта снегом

В: Мороз

Р: На улице трескучий мороз

В: Лед

Р: Реки и озера покрыты льдом

В: Деревья

Р: Деревья стоят голые, только телочки зеленеют

В: Снегирь

Р: С севера прилетели снегири

В: Кормушка

Р: Дети развесили в парках кормушки

В: Медведь в берлоге

Р: Зимой медведь спит в берлоге

В: Снеговик

Р: Зимой дети лепят снеговиков

В: Шуба, шапка

Р: Зимой люди надевают шубы, шапки, шарфы, валенки

В: Новогодние игрушки

Р: Мы украсили елку новогодними игрушками

В: Изобразите признаки зимы

Разминка «Зима»

Наконец пришла зима (разводят руки в сторону)

Стали белыми дома (складывают руки над головой в виде крыши)

Снег на улице идет (поднимают и медленно опускают руки)

Дворник улицу метет (покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо)

Мы катаемся на санках (приседают, руки вытягивают перед собой)

Пишем на катке круги (убирают руки за спину, поворачиваются кругом)

Ловко бегаем на лыжах (выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах)

И играем мы в снежки (выполняют движения, имитирующие метание)

В: Сегодня на занятии будем слушать и обсуждать стихотворения о зиме, которые подготовили ребята, а также беседовать об этом времени года.

Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».

Ребенок:

Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать-

Пусть мороз твой трещит;

Наша русская кровь

На морозе горит!

В: О чем мы просим зиму в этом стихотворении?

Д: Мы, просим, чтобы она пела свои песни, покрывала всю землю снегом. Построила из льда мосты на реках.

В: А какой может быть зима?

Д: Если зимой много снега – снежной. Если зимой сильные морозы – морозной. Если часто метет метель – метельной. Если зимой часто гуляет вьюга – вьюжной. Если часто бывает стужа – студеной.

Чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима».

Ребенок:

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно….

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы-

И зима настала.

В: Чем покрывается земля зимой?

Д: Снегом

В: Как ложится первый снег на поля?

Д: Снег кружится в воздухе, а потом тихо ложится на поля.

В: Какой он, снег?

Д: Белый, пушистый, серебристый, искрящий, мягкий.

Игра «Слово наоборот»

В: Давайте поиграем. Например, я скажу: «Холодная зима». Вы должны составить словосочетание, использовав то же слово- предмет, а слово – признак заменить на слово с противоположным значением.

Что вы скажите?

Д: Теплая зима

В: Верно. Итак, играем!

Зимующие птицы – перелетные птицы

Мокрый снег – сухой снег

Высокая горка – низкая горка

Скользкий лед – шероховатый лед

Голодный зверь – сытый зверь

Чтение стихотворение А. Липецкого «Снежинки»

Ребенок:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

И землю устилаете

Блестящим серебром.

В: С чем стихотворении сравниваются снежинки?

Д: Снежинки сравниваются с серебром.

В: Почему поэт назвал снежинки пуховыми?

Д: Снежинки легкие, как пух

В: К нам в окно залетели снежинки - загадки. Попробуйте их отгадать.

(Вос-ль читает загадки на снежинках)

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)

Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой (сугроб)

С неба зимой

И кружится над землёю

Легкая пушинка, белая…. (снежинка)

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку (снеговик)

Бел, да не сахар

Ног нет, а идет (снег)

Мост, как синее стекло,-

Скользко, весело, светло (лед)

Красногрудный, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороз не боится,

Хоть и маленький (подснежник)

В: Из слов – отгадок выберите и назовите слова- родственники слова «снег».

Д: Снежинка, снеговик, снегирь, подснежник.

Разминка «Ой, мороз!» (Г. Вихарева)

Дети:

Ой, мороз, мороз, мороз,

Снегом ветки он занес (покачивают кистями рук над головой)

А мы не боимся, а мы веселимся! (грозят пальцем, хлопают в ладоши)

Ой, мороз, мороз, мороз,

Он хватает нас за нос (прикладывают указательный палец к носу)

А мы не боимся, а мы веселимся! (грозят пальцем, хлопают в ладоши)

Ой, мороз, мороз, мороз,

Щиплет щеки он до слез (прикладывают ладони к щекам)

А мы не боимся, а мы веселимся! (грозят пальцем, хлопают в ладоши)

Лыжи с санками возьмем

И кататься в лес пойдем (выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах)

А мы не боимся, а мы веселимся! (грозят пальцем, хлопают в ладоши).

Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина «Песня»

Ребенок

Расшумелась, разгулялась

В поле непогода;

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом прикрылась,

Не осталось следу,

Не видать и свету.

В: О каком явлении природы говорится в стихотворении?

Д: О вьюге

В: Что сделала вьюга в поле?

Д: Накрыла белым снегом поле и дорогу, стало темно, ничего не видно

В: Как можно по-другому назвать вьюгу?

Д: Метель, пурга, буран, снежная буря

В: Теперь отдохнем и поиграем

Игра «Четвертый лишний»

Снег, снежинка, снегопад, мороз

Мороз, жара, холод, стужа

Шуба, валенки, шапка, панамка

Чтение стихотворения Х. Габитова «Зима»

Ребенок

Сыплет, сыплет белый снег.

Тихо-тихо, как во сне.

Белый – белый и густой.

Скажем мы ему: «Постой,

Всё уже бело кругом-

Белый лес и белый дом,

Поле белое, река.

Слепим мы снеговика,

В санках скатимся с горы».

Выпал снег для детворы.

В: Почему в стихотворении стали белыми лес, дом, поле и река?

Р: Потому что выпал снег

В: Кто больше всех ждет зиму?

Д: Дети

В: Посмотрите внимательно на картинки и скажите, почему дети с нетерпением ждут зиму! (Поочередно выставляет опорные картинки)

Д: Зимой можно играть в снежки, кататься на коньках, санках и лыжах, лепить снеговиков, строить снежные крепости, играть в хоккей.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

В: - О каком времени года мы говорили сегодня на занятии?

Д: - Мы говорили о зиме

В: - Что мы делали на занятии?

Д: - Читали стихотворения, отгадывали загадки, находили слова – родственники, подбирали слова с противоположным значением, объясняли, почему любим зиму.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Моя семья» Образовательная область: Речевое развитие. Вид деятельности: непосредственно - образовательная Возрастная группа: подготовительная Тема:.

«Животные». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР (вторая половина учебного.

Конспект занятия по развитию речи «В гости к Зимушке-зиме» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида №1 "Ручеек" Конспект занятие по развитию речи «В.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Школа. Школьные принадлежности» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Школа. Школьные принадлежности» Программное содержание:.

Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» в старшей группе. Программные задачи: учить детей составлять.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Цель: Учить развивать у детей понимание обобщенного смысла сказок. Задачи: -Развивать выразительность.

Конспект занятия в области «Коммуникация» по развитию связной речи в подготовительной группе «Жители леса готовы к зиме» .

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе Программное содержание: закрепить полученные знания на конец года: - умение определять место звука в словах; - умение делить слова на слоги;.

«В гости к зиме». Занятие по развитию речи с элементами логоритмики для детей с нарушениями зрения Тема: «В гости к Зиме». Задачи: 1. Развитие памяти - развитие навыка отсроченного припоминания. 2. Развитие внимания - совершенствование.

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Беседуем о зиме» Занятие по развитию речи «Беседуем о зиме». Подготовительная к школе группа. Воспитатель 1 квалификационной категории Москвина Е. А. МДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Беседуем о зиме» в подготовительной группе
Опубликовано: 6 февраля 2016 в 20:25
+141Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 91.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД