Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе «День рождения у Незнайки»

Валентина Шарова
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе «День рождения у Незнайки»

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Формы организации детей: индивидуальная, групповая, подгрупповая.

Формы работы: беседа, развивающая игра «Найди противоречия», рассказ воспитателя, проблемная ситуация, игровое упражнение «Мир без тебя.», развивающие игры: «Чудесные вещи», «Хорошо – плохо», «Интервью».

Цель: закрепить умение детей сочинять загадки и составлять новый фантастический объект.

Задачи. Продолжать учить детей находить в одном объекте два противоположных значения одного признака и объяснять их наличие;

закрепить умение составлять загадки по опорным моделям; составлять из частей целое.

Развивать мышление, воображение, фантазию.

Формировать навык выражения собственного мнения.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание помогать. Развивать коммуникативные навыки.

Материал. Кукла – Незнайка, разрезные картинки: кошка, мухомор, зонт, утюг, сумка. Игра «Чудесные вещи». Модели – таблицы, картинки: воздушный шарик, торт, муравей, паук (для составления загадок); указка, микрофон.

Предварительная работа: Беседа с детьми на тему: «Интервью»; развивающие игры: «Где прячутся противоречия», «Чудесные вещи», составление загадок с использованием технологий ТРИЗ и РТВ.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель. Ребята, посмотрите к нам пришли гости, они посмотрят, как мы с вами будем играть, давайте дружно поприветствуем их. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте?

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится

Грусть тоска ее боится. Что это?

Дети. Улыбка.

Воспитатель. Как вы догадались, что это улыбка? (Ответы детей) .

Воспитатель. Молодцы, ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтоб у нас было хорошее настроение на весь день.

Ребята, сегодня нас в гости приглашает Незнайка. Вы принимаете его приглашение?

Тогда в путь!

(Дети подходят к круглому столу, где лежат разрезные картинки с обратной стороны разные по цвету. Например: изображение кошки с обратной стороны картинка голубого цвета и разрезана на 4 части). К Незнайке в дом тот зайдет, кто правильно свое место найдет.

- Ребята, возьмите каждый по две части картинки одного и того цвета, садитесь за стол со скатертью такого же цвета. Вместе с другом из частей соберите картинку.

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе «День рождения у Незнайки»

А сейчас, внимательно посмотрите на свою картинку, назовите этот объект и найдите в этом объекте противоположности. (Картинки: кошка – шерсть мягкая, а когти твердые; утюг – горячий и холодный; зонт – короткий, когда лежит в сумке, а длинный, когда если его раскрыть; мухомор – ядовитый для людей, полезный для животных; сумка – снаружи кожа, внутри ткань.)

Воспитатель. Молодцы ребята! А вот и Незнайка. Посмотрите на него какой он сегодня нарядный! Как вы думаете, почему? (Предположение детей). У него сегодня день рождения и он пригласил нас на свой праздник.

К Незнайке скоро придут друзья, он хотел бы поиграть с ними в игру «Загадки – отгадки», да загадок не знает.

Ребята, мы можем помочь Незнайке? (Предложение детей). Молодцы, мы поможем Незнайке составить загадки? (Да)

Никита, выбирай картинку, внимательно посмотри на объект, называй, какой он и сравнивай, что такое же? Например:

Красный, как цветок,

Круглый, как Колобок,

Резиновый, но не шланг.

Воспитатель заполняет модель – таблицу: с левой стороны буквами, а с правой - схематическими изображениями.

Модель 1.

Какой? Что такое же?

Воспитатель предлагает детям прочитать загадку и постараться отгадать ее.

Дети. Мяч.

Воспитатель. Вика, возьми, пожалуйста картинку и называй, что делает объект и кто делает так же?

Например:

Ползает, но не жук.

Висит, но не картина,

Плетет, как бабушка косичку.

Воспитатель заполняет модель – таблицу: с левой стороны буквами, а с правой - схематическими изображениями.

Модель 1.

Что делает? Кто делает так же?

Дети. Паук.

Незнайка. Спасибо, ребята!

Воспитатель. Ребята, вы для Незнайки стали настоящими друзьями, и он хочет о вас узнать как можно больше: что вы умеете? Что вам нравится? Какие вы? Давайте скажем, друг другу комплименты поиграем в игру «Мир без тебя…»

Физ. минутка

Дети образуют круг, в центре один ребенок. Ему предлагаются слова – комплименты остальных детей. На слова: «Мир без тебя был бы не интересе, потому что ты …» дети 1 раз хлопают в ладоши, 2 раз берут друг друга за пояс, идет по кругу и т. д.

Вместе. Варя, мир без тебя был бы неинтересен, потому что ты….

Дети. «Красиво поешь», «Знаешь много игр», «Хорошо танцуешь», «Знаешь много игр», «Умеешь дружить» и т. д.

Воспитатель. Я уже давно мечтаю о том, чтобы у Незнайки и у каждого из вас была чудесная куколка - помощница, которая помогала бы в трудную минуту. Если кто-то ушибся, она бы шептала ему: «Не бойся, все пройдет». Если кто-то вас обидит, куколка успокоит: «Не расстраивайся, твой друг поймет свою ошибку и извинится». Ребята, вы мечтаете о таком друге? (Ответы детей). Давайте попробуем придумать такую чудесную куколку и подарить Незнайке.

Воспитатель. В этом нам поможет игра «Чудесные вещи». В первом кармане куколка, которую мы будем наделять разными свойствами, но для начала вспомним, что обозначают символы, изображенные на карманах.

Ребенок. Движущийся человечек, обозначает движения, буква М – материал, динамик – звук, нос – запах.

Воспитатель. Достаньте из каждой серии по одной карточке и вставьте в соответствующий карман.

Маша – движение,

Андрей – материал,

Варя – звук,

Сережа – запах.

1-й ребенок. Движение — машина. Наша куколка умеет быстро передвигаться.

2-й ребенок. Материал—бант. Она будет сделана из ткани.

3-й ребенок. Звуки — соловей. Она будет голосисто петь.

4-й ребенок. Запах — торт. Куколка будет пахнуть тортиком.

Игорь, расскажи, какая помощница у нас получилась?

Игра «Хорошо—плохо»

Воспитатель. Молодцы, ребята, что хорошего в такой куколке?

Дети. Она из ткани, такая мягкая, уютная. Очень быстрая, сможет быстро оказаться в любом месте. Она будет красиво петь, как соловей и всем будет весело. Она будет пахнуть тортиком, а все дети любят такой запах.

Воспитатель. Предполагаемые ответы. А что плохого в такой куколке?

Дети. Если материал непрочный, он может порваться. Если она будет быстро ездить, то может кому- то навредить, на кого - наехать. Если мне грустно, а она будет петь, то я на нее обижусь. Если переешь сладостей, а она опять будет пахнуть тортиком, то может даже затошнить. и т. д.

Воспитатель. Как исправить плохое?

Дети. Предполагаемые ответы. Надо ее сшить из очень прочной ткани, научить просто ходить, а ездить только тогда, например, когда будет музыка. Пусть поет тогда, когда и другим весело. В животике пусть будет место, куда наливать жидкость с разными запахами, а не только запах тортика. и т. д.

Воспитатель. Незнайка благодарит вас за куколку помощницу. Он очень рад встречи с вами и хотел бы у вас взять интервью, отнести в редакцию, чтоб об этой встречи узнали все жители Цветочного города. Ребята, вы согласны дать Незнайке интервью? (Да).

Я Незнайке буду помогать, подходите парами к нам, мы зададим вам несколько вопросов:

- Какое у вас настроение?

- Что больше всего понравилось в гостях у Незнайки?

- Как вы считаете, куколка помощница понравится друзьям Незнайки? Почему?

- Вспомните, пожалуйста, о каких объектах мы сегодня составляли загадки?

- Что бы вы хотели сказать жителям Цветочного города?

- Если мы встретимся с Незнайкой еще раз, в какую игру вы бы с ним поиграли?

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • День рождения
  • День рождения
  • День рождения
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе «День рождения у Незнайки»
Опубликовано: 28 апреля 2013 в 13:22
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...