Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе «День рождения у Незнайки»

Валентина Шарова
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе «День рождения у Незнайки»

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Формы организации детей: индивидуальная, групповая, подгрупповая.

Формы работы: беседа, развивающая игра «Найди противоречия», рассказ воспитателя, проблемная ситуация, игровое упражнение «Мир без тебя.», развивающие игры: «Чудесные вещи», «Хорошо – плохо», «Интервью».

Цель: закрепить умение детей сочинять загадки и составлять новый фантастический объект.

Задачи. Продолжать учить детей находить в одном объекте два противоположных значения одного признака и объяснять их наличие;

закрепить умение составлять загадки по опорным моделям; составлять из частей целое.

Развивать мышление, воображение, фантазию.

Формировать навык выражения собственного мнения.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание помогать. Развивать коммуникативные навыки.

Материал. Кукла – Незнайка, разрезные картинки: кошка, мухомор, зонт, утюг, сумка. Игра «Чудесные вещи». Модели – таблицы, картинки: воздушный шарик, торт, муравей, паук (для составления загадок); указка, микрофон.

Предварительная работа: Беседа с детьми на тему: «Интервью»; развивающие игры: «Где прячутся противоречия», «Чудесные вещи», составление загадок с использованием технологий ТРИЗ и РТВ.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель. Ребята, посмотрите к нам пришли гости, они посмотрят, как мы с вами будем играть, давайте дружно поприветствуем их. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте?

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится

Грусть тоска ее боится. Что это?

Дети. Улыбка.

Воспитатель. Как вы догадались, что это улыбка? (Ответы детей) .

Воспитатель. Молодцы, ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтоб у нас было хорошее настроение на весь день.

Ребята, сегодня нас в гости приглашает Незнайка. Вы принимаете его приглашение?

Тогда в путь!

(Дети подходят к круглому столу, где лежат разрезные картинки с обратной стороны разные по цвету. Например: изображение кошки с обратной стороны картинка голубого цвета и разрезана на 4 части). К Незнайке в дом тот зайдет, кто правильно свое место найдет.

- Ребята, возьмите каждый по две части картинки одного и того цвета, садитесь за стол со скатертью такого же цвета. Вместе с другом из частей соберите картинку.

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе «День рождения у Незнайки»

А сейчас, внимательно посмотрите на свою картинку, назовите этот объект и найдите в этом объекте противоположности. (Картинки: кошка – шерсть мягкая, а когти твердые; утюг – горячий и холодный; зонт – короткий, когда лежит в сумке, а длинный, когда если его раскрыть; мухомор – ядовитый для людей, полезный для животных; сумка – снаружи кожа, внутри ткань.)

Воспитатель. Молодцы ребята! А вот и Незнайка. Посмотрите на него какой он сегодня нарядный! Как вы думаете, почему? (Предположение детей). У него сегодня день рождения и он пригласил нас на свой праздник.

К Незнайке скоро придут друзья, он хотел бы поиграть с ними в игру «Загадки – отгадки», да загадок не знает.

Ребята, мы можем помочь Незнайке? (Предложение детей). Молодцы, мы поможем Незнайке составить загадки? (Да)

Никита, выбирай картинку, внимательно посмотри на объект, называй, какой он и сравнивай, что такое же? Например:

Красный, как цветок,

Круглый, как Колобок,

Резиновый, но не шланг.

Воспитатель заполняет модель – таблицу: с левой стороны буквами, а с правой - схематическими изображениями.

Модель 1.

Какой? Что такое же?

Воспитатель предлагает детям прочитать загадку и постараться отгадать ее.

Дети. Мяч.

Воспитатель. Вика, возьми, пожалуйста картинку и называй, что делает объект и кто делает так же?

Например:

Ползает, но не жук.

Висит, но не картина,

Плетет, как бабушка косичку.

Воспитатель заполняет модель – таблицу: с левой стороны буквами, а с правой - схематическими изображениями.

Модель 1.

Что делает? Кто делает так же?

Дети. Паук.

Незнайка. Спасибо, ребята!

Воспитатель. Ребята, вы для Незнайки стали настоящими друзьями, и он хочет о вас узнать как можно больше: что вы умеете? Что вам нравится? Какие вы? Давайте скажем, друг другу комплименты поиграем в игру «Мир без тебя…»

Физ. минутка

Дети образуют круг, в центре один ребенок. Ему предлагаются слова – комплименты остальных детей. На слова: «Мир без тебя был бы не интересе, потому что ты …» дети 1 раз хлопают в ладоши, 2 раз берут друг друга за пояс, идет по кругу и т. д.

Вместе. Варя, мир без тебя был бы неинтересен, потому что ты….

Дети. «Красиво поешь», «Знаешь много игр», «Хорошо танцуешь», «Знаешь много игр», «Умеешь дружить» и т. д.

Воспитатель. Я уже давно мечтаю о том, чтобы у Незнайки и у каждого из вас была чудесная куколка - помощница, которая помогала бы в трудную минуту. Если кто-то ушибся, она бы шептала ему: «Не бойся, все пройдет». Если кто-то вас обидит, куколка успокоит: «Не расстраивайся, твой друг поймет свою ошибку и извинится». Ребята, вы мечтаете о таком друге? (Ответы детей). Давайте попробуем придумать такую чудесную куколку и подарить Незнайке.

Воспитатель. В этом нам поможет игра «Чудесные вещи». В первом кармане куколка, которую мы будем наделять разными свойствами, но для начала вспомним, что обозначают символы, изображенные на карманах.

Ребенок. Движущийся человечек, обозначает движения, буква М – материал, динамик – звук, нос – запах.

Воспитатель. Достаньте из каждой серии по одной карточке и вставьте в соответствующий карман.

Маша – движение,

Андрей – материал,

Варя – звук,

Сережа – запах.

1-й ребенок. Движение — машина. Наша куколка умеет быстро передвигаться.

2-й ребенок. Материал—бант. Она будет сделана из ткани.

3-й ребенок. Звуки — соловей. Она будет голосисто петь.

4-й ребенок. Запах — торт. Куколка будет пахнуть тортиком.

Игорь, расскажи, какая помощница у нас получилась?

Игра «Хорошо—плохо»

Воспитатель. Молодцы, ребята, что хорошего в такой куколке?

Дети. Она из ткани, такая мягкая, уютная. Очень быстрая, сможет быстро оказаться в любом месте. Она будет красиво петь, как соловей и всем будет весело. Она будет пахнуть тортиком, а все дети любят такой запах.

Воспитатель. Предполагаемые ответы. А что плохого в такой куколке?

Дети. Если материал непрочный, он может порваться. Если она будет быстро ездить, то может кому- то навредить, на кого - наехать. Если мне грустно, а она будет петь, то я на нее обижусь. Если переешь сладостей, а она опять будет пахнуть тортиком, то может даже затошнить. и т. д.

Воспитатель. Как исправить плохое?

Дети. Предполагаемые ответы. Надо ее сшить из очень прочной ткани, научить просто ходить, а ездить только тогда, например, когда будет музыка. Пусть поет тогда, когда и другим весело. В животике пусть будет место, куда наливать жидкость с разными запахами, а не только запах тортика. и т. д.

Воспитатель. Незнайка благодарит вас за куколку помощницу. Он очень рад встречи с вами и хотел бы у вас взять интервью, отнести в редакцию, чтоб об этой встречи узнали все жители Цветочного города. Ребята, вы согласны дать Незнайке интервью? (Да).

Я Незнайке буду помогать, подходите парами к нам, мы зададим вам несколько вопросов:

- Какое у вас настроение?

- Что больше всего понравилось в гостях у Незнайки?

- Как вы считаете, куколка помощница понравится друзьям Незнайки? Почему?

- Вспомните, пожалуйста, о каких объектах мы сегодня составляли загадки?

- Что бы вы хотели сказать жителям Цветочного города?

- Если мы встретимся с Незнайкой еще раз, в какую игру вы бы с ним поиграли?

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • День рождения
  • День рождения
  • День рождения
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе «День рождения у Незнайки»
Опубликовано: 28 апреля 2013 в 13:22
+22
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....