Конспект открытой НОД по развитию речи на тему «Огород. Овощи»

Елена Дорофеева
Конспект открытой НОД по развитию речи на тему «Огород. Овощи»

Конспект НОД по развитию речи

детей старшей группы с ОНР

Тема: «Овощи»

Учитель-логопед МБДОУ

детский сад № 91

Дорофеева Е. В.

Цель: Активизировать в речи детей словарь по теме «Огород. Овощи».

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять у детей представления об овощах, месте их произрастания.

2. Закреплять у детей знания о том, как можно употреблять овощи в пищу, как заготавливать их на зиму.

3. Учить сравнивать овощи по трём признакам (цвет, форма, место произрастания: на земле, в земле, на кустике)

4. Учить пользоваться условно-графической схемой при составлении описательного рассказа об овощах.

5. Дать знания о труде людей осенью.

6. Учить согласовывать движения с речью.

Коррекционно-развивающие:

1. Активизировать предметный словарь по теме, обобщающее слово «овощи» и прилагательные в речи детей (цвет, форма, величина, вкус, ощущение на ощупь).

2. Учить использовать в речи слова противоположного значения (большой – маленький, мягкий – твёрдый, шершавый – гладкий, сладкий – кислый, тяжёлый – лёгкий, чистый – грязный).

3. Упражнять детей с родовой принадлежностью имён существительных (мужской и женский род).

4. Закреплять навык словообразования и словоизменения (единственное и множественное число существительных именительного падежа).

5. Упражнять в понимании и активном употреблении предлогов «в», «на».

6. Учить распространять предложение однородными членами (определениями).

7. Составление предложений с противительным союзом «а» при сравнении овощей.

8. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

9. Развивать общую и мелкую моторику рук.

10. Учить диафрагмальному дыханию.

11. Упражнять в чётком пропевании гласных звуков.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и товарищей, желание придти на помощь.

2. Воспитывать эмоциональную выразительность

3. Воспитывать уважение к труду людей.

4. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Пропедевтическая работа:

1. Занятие по ознакомлению с предлогом «в».

2. Занятие по ознакомлению с предлогом «на».

3. Занятие на дифференциацию предлогов «в» - «на».

4. Уточнение в речи названий основных цветов и их оттенков, формы, величины, вкуса, ощущения на ощупь через дидактические игры на определение вкусовых и тактильных ощущений «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», игры с вкладышами на уточнение формы овощей «Закрой окошко», рамки Монтессори, «Каждому овощу своё место».

5. Уточнение и обогащение словаря детей названиями овощей через дидактическую игру «Посмотри и назови».

6. Ознакомление с обобщающим понятием «овощи» через упражнения «Назови одним словом», «Четвёртый лишний».

8. Развитие навыка словообразования и словоизменения через речевые игры лото «Парочки», «Один – много», «Скажи наоборот».

9. Заучивание стихов об овощах.

10. Отгадывание загадок об овощах.

11. Занятия с использованием моделей: № 1, 2, 3, 9, 17, 19, 23, 25.

12. Разучивание упражнения для мелкой моторики «Капуста»

13. Разучивание артикуляционного упражнения «Овощи толстушки и худышки».

14. Драматизация сказки «Репка».

Оборудование и материалы:

1. Картинки овощей.

2. Изображение грядок на ватмане.

3. Две плоскостные картинки.

4. Картинка кастрюльки и мешка.

6. Модели № 1, 2, 3, 9.

7. Условно-графическая схема для описания овощей.

Словарная работа:

Существительные: морковь, огурец, капуста, репа, свёкла, помидор, кабачок, овощ, овощи, морковка, морковки, огурцы, вилок, вилки, репы, свёклы, помидоры, кабачки, грядка, грядки, огород, суп, салат, винегрет, сок, корзина, мешок, урожай, осень.

Прилагательные: красный, оранжевый, бордовый, зелёный, жёлтый, круглый, треугольный, овальный, вытянутый, большой, маленький, мягкий, твёрдый, шершавый, гладкий, сладкий, кислый, чистый, грязный.

Глаголы: собрать, сварить, солить, мариновать, квасить.

Предлоги: в, на.

Условные обозначения для индивидуальной работы с детьми:

- дети с высоким уровнем развития,

- дети со средним уровнем развития,

- дети с низким уровнем развития.

Ход занятия:

Организационный момент:

Беседа о времени года, признаках осени (листопад, деятельности людей осенью.

Звучит музыка. Педагог приглашает детей в сказку:

Мы закроем дружно глазки,

Отправляемся мы в сказку.

Глазки дружно открывай,

Слушай сказку, не скучай!

Жили-были дед да баба…

Основная часть:

Педагог знакомит детей с бабушкой и дедушкой (перчаточные куклы или плоскостные изображения).

- Вышли дед с бабой на огород. Пришла пора урожай собирать (на доске – изображение огорода, сверху – листочки осенние на ниточках). Глядят кругом, а грядок то не видно – утром листопад сильный был. Все грядки листочками укрыло.

- Поможем бабушке с дедушкой найти грядки? (Предлагает подуть на листочки).

Игровая ситуация «Сдуем листочки с грядки» (выполнение упражнения на дыхание).

- Чтобы листочки с грядок слетели, надо спокойно вдохнуть носом, выдохнуть ртом сильно и плавно (напоминание, показ, тактильный контроль - рука на животе).

Грядки открываются. Уточняется, что выросло на огороде, как собирают урожай (срывают, выдёргивают, выкапывают и т. п.).

- Нужно помочь дедушке с бабушкой собрать урожай. Куда можно собирать урожай?

После ответов детей на доске появляются две корзины с моделями местоимений «он» и «она».

- К дедушке в корзинку мы положим предметы, про которые можно сказать одним маленьким словечком «он», а к бабушке в корзинку – про которые можно сказать маленьким словечком «она».

Дети по очереди раскладывают картинки с овощами по корзинкам, говоря, каким местоимением можно заменить название овоща.

Педагог предлагает проверить, правильно ли выполнено задание.

- Что же мы положили в корзинку к дедушке?

Дети рассматривают и называют овощи.

- Что же мы положили в корзинку к бабушке?

Дети рассматривают и называют овощи.

- Что мы помогли собрать дедушке и бабушке? Как можно назвать всё это одним словом?

Дети рассматривают картинки, отвечают, используя обобщающее слово «овощи».

Игровая ситуация «Овощи толстушки и худышки»

- Овощи одинаковые по форме или разные? Какие овощи по форме бывают? Если круглые, то про них можно сказать – толстушки. Если вытянутые, то – худышки. Логопед предлагает показать.

Дети отвечают на вопросы, показывают овощи – толстушки (надувают щёки, худышки (втягивают щёки).

Игровая ситуация на развитие эмоциональной выразительности.

- Какой богатый урожай мы собрали! Как мы удивимся? Как мы будем радоваться урожаю? Как мы будем собой гордиться?

Дети пропевают гласные звуки: у, о, а, выражая свои эмоции.

Педагог закрепляет у детей знания о том, как можно употреблять овощи в пищу:

- Что можно приготовить из овощей? Бабушка хотела сварить суп. Нужно помочь ей разобрать овощи: по одному оставить в кастрюльке, а где несколько – сложить в мешок.

Дети отвечают на вопросы. Называют овощи в единственном и множественном числе, раскладывают картинки.

Физкультминутка:

Овощи назвали по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки – 1,2,3,

Лёгкие прыжки – 1,2,3.

Мягкая посадка –

Активная зарядка!

Дети маршируют, выходят на коврик, идут на носочках, руки на поясе, прыгают на месте, приседают.

- Что ещё делают из овощей? Как их заготавливают на зиму? (Дети отвечают: солят, маринуют, квасят и т. д.).

- Чтобы оставить овощи на зиму, нужно выбрать из них самые лучшие. Поможем бабушке разобраться в овощах, давайте их сравним.

Дети сравнивают овощи, пользуясь пользоваться условно-графической схемой для составления описательного рассказа.

Пальчиковая игра «Капуста»

- Поможем бабушке заквасить капусту на зиму:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту жмём, жмём,

Мы капусту солим, солим,

Мы морковку трём, трём.

Дети выполняют движения руками: поочерёдные махи ребром ладони, сжимание и разжимание кистей рук, движения указательных и средних пальцев (имитация засолки, скользящие упражнения кулачками друг о друга.

Педагог предлагает рассказать о своём любимом овоще.

Дети рассказывают о своём любимом овоще, пользуясь условно-графической схемой.

Заключительная часть:

- Бабушка с дедушкой благодарят вас, ребята за помощь и дарят вам игру, в которую мы с вами поиграем вечером.

А сейчас нам пора возвращаться в группу:

Мы закроем дружно глазки,

Открываем – мы не в сказке!

Публикации по теме:

Что растет в нашем огороде? Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему:«Что растет.

Продуктивная деятельность по теме «Овощи. Огород»Продуктивная деятельность по теме «Овощи. Огород» Продуктивная деятельность к плану проведения лексической темы годового плана «Овощи. Огород». Перед выполнением 1-го задания предложить.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Судоку
  • Овощи
Автор публикации:
Конспект открытой НОД по развитию речи на тему «Огород. Овощи»
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 15:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ООД по художественно — эстетическому развитию. Рельефная лепка «Звёзды и...
Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию в средней группе. Рельефная лепка "ЗВЁЗДЫ и КОМЕТЫ" ЗАДАЧИ . Продолжать освоение техники...
Мастер-класс «Пасхальный сувенир»
Праздник Пасхи – это великий праздник, называют его праздником праздников, торжеством из торжеств. Готовились к нему заранее: убирали и украшали свой...
Подснежник. Мастер-класс
Несколько лет назад необходимо было изготовить подснежники для украшения зала. На тот момент вариантов изготовления было немного. Испробовала несколько...
Фотоотчёт занятия по художественному творчеству (рисование) «Полосатая дорожка»
Я в марте проводили неделю «Правила дорожного движения». Проект и презентацию уже опубликовала. Хочу ещё представить фотоотчёт занятия...
«Конкурс чтецов» (фотоотчет)
Во время прогулок мы учим детей наблюдать за явлениями природы, любоваться живым, безграничным миром, окружающим нас. На занятиях НОД прививаем бережное...