Конспект открытой НОД по развитию речи на тему «Огород. Овощи»

Елена Дорофеева
Конспект открытой НОД по развитию речи на тему «Огород. Овощи»

Конспект НОД по развитию речи

детей старшей группы с ОНР

Тема: «Овощи»

Учитель-логопед МБДОУ

детский сад № 91

Дорофеева Е. В.

Цель: Активизировать в речи детей словарь по теме «Огород. Овощи».

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять у детей представления об овощах, месте их произрастания.

2. Закреплять у детей знания о том, как можно употреблять овощи в пищу, как заготавливать их на зиму.

3. Учить сравнивать овощи по трём признакам (цвет, форма, место произрастания: на земле, в земле, на кустике)

4. Учить пользоваться условно-графической схемой при составлении описательного рассказа об овощах.

5. Дать знания о труде людей осенью.

6. Учить согласовывать движения с речью.

Коррекционно-развивающие:

1. Активизировать предметный словарь по теме, обобщающее слово «овощи» и прилагательные в речи детей (цвет, форма, величина, вкус, ощущение на ощупь).

2. Учить использовать в речи слова противоположного значения (большой – маленький, мягкий – твёрдый, шершавый – гладкий, сладкий – кислый, тяжёлый – лёгкий, чистый – грязный).

3. Упражнять детей с родовой принадлежностью имён существительных (мужской и женский род).

4. Закреплять навык словообразования и словоизменения (единственное и множественное число существительных именительного падежа).

5. Упражнять в понимании и активном употреблении предлогов «в», «на».

6. Учить распространять предложение однородными членами (определениями).

7. Составление предложений с противительным союзом «а» при сравнении овощей.

8. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

9. Развивать общую и мелкую моторику рук.

10. Учить диафрагмальному дыханию.

11. Упражнять в чётком пропевании гласных звуков.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и товарищей, желание придти на помощь.

2. Воспитывать эмоциональную выразительность

3. Воспитывать уважение к труду людей.

4. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Пропедевтическая работа:

1. Занятие по ознакомлению с предлогом «в».

2. Занятие по ознакомлению с предлогом «на».

3. Занятие на дифференциацию предлогов «в» - «на».

4. Уточнение в речи названий основных цветов и их оттенков, формы, величины, вкуса, ощущения на ощупь через дидактические игры на определение вкусовых и тактильных ощущений «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», игры с вкладышами на уточнение формы овощей «Закрой окошко», рамки Монтессори, «Каждому овощу своё место».

5. Уточнение и обогащение словаря детей названиями овощей через дидактическую игру «Посмотри и назови».

6. Ознакомление с обобщающим понятием «овощи» через упражнения «Назови одним словом», «Четвёртый лишний».

8. Развитие навыка словообразования и словоизменения через речевые игры лото «Парочки», «Один – много», «Скажи наоборот».

9. Заучивание стихов об овощах.

10. Отгадывание загадок об овощах.

11. Занятия с использованием моделей: № 1, 2, 3, 9, 17, 19, 23, 25.

12. Разучивание упражнения для мелкой моторики «Капуста»

13. Разучивание артикуляционного упражнения «Овощи толстушки и худышки».

14. Драматизация сказки «Репка».

Оборудование и материалы:

1. Картинки овощей.

2. Изображение грядок на ватмане.

3. Две плоскостные картинки.

4. Картинка кастрюльки и мешка.

6. Модели № 1, 2, 3, 9.

7. Условно-графическая схема для описания овощей.

Словарная работа:

Существительные: морковь, огурец, капуста, репа, свёкла, помидор, кабачок, овощ, овощи, морковка, морковки, огурцы, вилок, вилки, репы, свёклы, помидоры, кабачки, грядка, грядки, огород, суп, салат, винегрет, сок, корзина, мешок, урожай, осень.

Прилагательные: красный, оранжевый, бордовый, зелёный, жёлтый, круглый, треугольный, овальный, вытянутый, большой, маленький, мягкий, твёрдый, шершавый, гладкий, сладкий, кислый, чистый, грязный.

Глаголы: собрать, сварить, солить, мариновать, квасить.

Предлоги: в, на.

Условные обозначения для индивидуальной работы с детьми:

- дети с высоким уровнем развития,

- дети со средним уровнем развития,

- дети с низким уровнем развития.

Ход занятия:

Организационный момент:

Беседа о времени года, признаках осени (листопад, деятельности людей осенью.

Звучит музыка. Педагог приглашает детей в сказку:

Мы закроем дружно глазки,

Отправляемся мы в сказку.

Глазки дружно открывай,

Слушай сказку, не скучай!

Жили-были дед да баба…

Основная часть:

Педагог знакомит детей с бабушкой и дедушкой (перчаточные куклы или плоскостные изображения).

- Вышли дед с бабой на огород. Пришла пора урожай собирать (на доске – изображение огорода, сверху – листочки осенние на ниточках). Глядят кругом, а грядок то не видно – утром листопад сильный был. Все грядки листочками укрыло.

- Поможем бабушке с дедушкой найти грядки? (Предлагает подуть на листочки).

Игровая ситуация «Сдуем листочки с грядки» (выполнение упражнения на дыхание).

- Чтобы листочки с грядок слетели, надо спокойно вдохнуть носом, выдохнуть ртом сильно и плавно (напоминание, показ, тактильный контроль - рука на животе).

Грядки открываются. Уточняется, что выросло на огороде, как собирают урожай (срывают, выдёргивают, выкапывают и т. п.).

- Нужно помочь дедушке с бабушкой собрать урожай. Куда можно собирать урожай?

После ответов детей на доске появляются две корзины с моделями местоимений «он» и «она».

- К дедушке в корзинку мы положим предметы, про которые можно сказать одним маленьким словечком «он», а к бабушке в корзинку – про которые можно сказать маленьким словечком «она».

Дети по очереди раскладывают картинки с овощами по корзинкам, говоря, каким местоимением можно заменить название овоща.

Педагог предлагает проверить, правильно ли выполнено задание.

- Что же мы положили в корзинку к дедушке?

Дети рассматривают и называют овощи.

- Что же мы положили в корзинку к бабушке?

Дети рассматривают и называют овощи.

- Что мы помогли собрать дедушке и бабушке? Как можно назвать всё это одним словом?

Дети рассматривают картинки, отвечают, используя обобщающее слово «овощи».

Игровая ситуация «Овощи толстушки и худышки»

- Овощи одинаковые по форме или разные? Какие овощи по форме бывают? Если круглые, то про них можно сказать – толстушки. Если вытянутые, то – худышки. Логопед предлагает показать.

Дети отвечают на вопросы, показывают овощи – толстушки (надувают щёки, худышки (втягивают щёки).

Игровая ситуация на развитие эмоциональной выразительности.

- Какой богатый урожай мы собрали! Как мы удивимся? Как мы будем радоваться урожаю? Как мы будем собой гордиться?

Дети пропевают гласные звуки: у, о, а, выражая свои эмоции.

Педагог закрепляет у детей знания о том, как можно употреблять овощи в пищу:

- Что можно приготовить из овощей? Бабушка хотела сварить суп. Нужно помочь ей разобрать овощи: по одному оставить в кастрюльке, а где несколько – сложить в мешок.

Дети отвечают на вопросы. Называют овощи в единственном и множественном числе, раскладывают картинки.

Физкультминутка:

Овощи назвали по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки – 1,2,3,

Лёгкие прыжки – 1,2,3.

Мягкая посадка –

Активная зарядка!

Дети маршируют, выходят на коврик, идут на носочках, руки на поясе, прыгают на месте, приседают.

- Что ещё делают из овощей? Как их заготавливают на зиму? (Дети отвечают: солят, маринуют, квасят и т. д.).

- Чтобы оставить овощи на зиму, нужно выбрать из них самые лучшие. Поможем бабушке разобраться в овощах, давайте их сравним.

Дети сравнивают овощи, пользуясь пользоваться условно-графической схемой для составления описательного рассказа.

Пальчиковая игра «Капуста»

- Поможем бабушке заквасить капусту на зиму:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту жмём, жмём,

Мы капусту солим, солим,

Мы морковку трём, трём.

Дети выполняют движения руками: поочерёдные махи ребром ладони, сжимание и разжимание кистей рук, движения указательных и средних пальцев (имитация засолки, скользящие упражнения кулачками друг о друга.

Педагог предлагает рассказать о своём любимом овоще.

Дети рассказывают о своём любимом овоще, пользуясь условно-графической схемой.

Заключительная часть:

- Бабушка с дедушкой благодарят вас, ребята за помощь и дарят вам игру, в которую мы с вами поиграем вечером.

А сейчас нам пора возвращаться в группу:

Мы закроем дружно глазки,

Открываем – мы не в сказке!

Публикации по теме:

Что растет в нашем огороде? Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему:«Что растет.

Продуктивная деятельность по теме «Овощи. Огород»Продуктивная деятельность по теме «Овощи. Огород» Продуктивная деятельность к плану проведения лексической темы годового плана «Овощи. Огород». Перед выполнением 1-го задания предложить.

Библиотека изображений:
  • Судоку
  • Овощи
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект открытой НОД по развитию речи на тему «Огород. Овощи»
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 15:49
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...