Конспект НОД по развитию речи «Как буквы поссорились» (подготовительная к школе группа)

Татьяна Архипова
Конспект НОД по развитию речи «Как буквы поссорились» (подготовительная к школе группа)

Программное содержание через интеграцию образовательных областей:

• В области «Коммуникация»: развивать умение свободно высказывать свою мысль и аргументированно доказывать свое мнение;

• В области «Социализация»: воспитывать умение жить мирно друг с другом, ценить друг друга, радоваться успехам товарищей; помочь детям научиться верить в свои силы и повысить самооценку; воспитывать самостоятельность;

• В области «Познание»: развивать умение моделировать слова с «Ь», продолжать обучение структурному анализу слова, закрепить полученные сведения о смягчающей роли «Ь»;

• В области «Здоровье»: развивать общую и мелкую моторику (подготовка руки к письму); сохранять физическое и психическое здоровье детей, создавая благоприятную атмосферу сотрудничества; следить за правильной посадкой детей во время выполнения заданий по письму; пальчиковая (перед письмом, глазная гимнастика (во время минуты отдыха).

Словарная работа:

подбор синонимов к заданному слову (печаль – грусть, развитие внимания к лексическому значению слова.

Материал к НОД:

• Набор изученных печатных букв на фланелеграфе;

• 2 письма, написанных печатными буквами, в черном и красном конвертах;

• Рабочие конверты по звуковому анализу с набором фишек красного, синего и зеленого цвета (для самостоятельной работы);

• Тетрадь по письму (для постановки руки);

• Пеналы с цветными карандашами и ручками;

• Сигнальные карточки для развития фонематического слуха;

• Орешки за рассудительные, верные ответы.

Важно: в процессе всей деятельности используется стиль диалогического общения, рассуждения педагога и детей проходят вслух, воспитатель ищет ответы вместе с детьми, размышляет, «ошибается», обстановка непринужденная, доброжелательная. Принимается любое, даже ошибочное мнение, если оно аргументируется. На вопросы, адресованные детям, дается возможность высказаться всем желающим.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

1. – Ребята, давайте напомним, что можно и нельзя делать во время нашей работы: нельзя мешать другим думать, нельзя перебивать друг друга, нельзя огорчаться в случае неудач и ошибок, а стараться их исправить, нельзя смеяться над товарищами; можно и нужно думать и рассуждать, верить, что все получится, нужно радоваться успехам товарищей, нужно внимательно слушать, а иначе пропустишь важное и интересное, нужно правильно сидеть, чтобы не стать горбатыми.

Я тоже обязана придерживаться ваших правил: ведь мы будем работать и, конечно, думать и учиться вместе! А наши орешки будут нам помогать!

2. – Итак, начнем! Я произнесу слово, а вы определите, не допустила ли я ошибки (работа с сигнальными карточками):

ОБИДА - обита, опида, обида, обипа, опита, обида.

3. - Вы знаете, как только я произнесла это слово, что-то мне неспокойно стало, как будто ночью здесь произошло что-то нехорошее. Вы не почувствовали? Давайте посмотрим повнимательнее!

- Воспитатель смотрит на фланелеграф и растерянно произносит: «Буквы на фланелеграфе, которые мы знаем. Но все ли они здесь? А где же Ь? Может, эта буква упала или спряталась? А вот какой-то черный конверт. Что-то я боюсь его вскрывать… Но вдруг именно в нем ответ!

(Вскрывает. Там письмо.)

- Прочтите. Я не могу.

(Читает несколько детей): «Я УХОЖУ НАВСЕГДА. БУКВЫ РЕШИЛИ, ЧТО Я НЕ НУЖНА ИМ. Я НЕ ОБОЗНАЧАЮ ЗВУКА. БУКВА «ь»

- Вот в чем дело! Буквы решили, что Ь не нужен. Что же делать? А если еще какая-нибудь буква обидится? Это же катастрофа! А ведь Ь хотя и не произносится, для чего-то нужен! Для чего?

(Рассуждения детей, которые сами берут себе орешки за хорошую работу и верные ответы).

4. – Итак, мы должны доказать буквам, что нельзя им друг без друга. Так же, как и людям. Будем в каждой нашей работе показывать буквам, как неправильно они поступили, чтобы и нам не повторять их ошибок.

Достаньте конверты и приготовьтесь «ловить» звуки!

Слово П-Е-Ч-А-ЛЬ

(Игра «Поймай словечко!»: по одному звуку воспитатель как бы бросает звуки, дети ловят их и в виде звуковой схемы выкладывают на наборном полотне конверта. Воспитатель чуть медленнее делает то же самое на доске, но с ошибками – «из-за расстройства», дети помогают исправить ошибки. Обращает внимание детей, что последний звук отмечаем зеленой карточкой, т. к. он мягкий. Почему)

5. – Дорогие мои помощники, а сколько в слове ПЕЧАЛЬ частей (слогов? Докажите всеми возможными способами!

6. - А теперь я слово «ПЕЧАЛЬ» напишу на доске, а вы проверьте.

(пишу без Ь: ведь у нас его нет)

7. - А какое слово похоже на слово «ПЕЧАЛЬ», слово-друг, которое может заменить наше слово? (ответы детей подводят к слову «ГРУСТЬ», которое пишу на доске тоже без Ь).

- Слышите, что слова звучат как-то не так!

- Итак, мы видим и слышим, что не получаются слова без Ь! Но ведь есть звуки и буквы-волшебники, которые смягчают предшествующие согласные звуки. Может, попробуем их использовать! Ведь схема подсказывает нам, что звук Л произносится мягко!

(подставляем к написанному на доске слову «ПЕЧАЛ» поочередно И,Е,Ё,Я - не получается нужное звучание)

- Я придумала! Давайте возьмем «Р»: ведь она так похожа на «Ь». (Дети читают: ПЕЧАЛР. Увы)

8. - Я думаю, чтобы мы смогли до конца доказать буквам их неправоту, надо отдохнуть и вспомнить о том, что только дружно «все не грузно, а врозь – хоть брось!»

Минутка отдыха с произвольным показом движений, подходящих к стихам, каждый ребенок в своем самовыражении, а также с использованием приемов кинезиологии и биоэнергопластики,:

Медвежата в чаще жили,

Нежно, радостно дружили:

Не гордились, не ругались,

А друг другу улыбались.

Мишки фрукты собирали,

Дружно яблоньку качали,

Никого не обижали,

А друг другу помогали.

А потом они плясали,

Лапки к солнцу поднимали.

Жили дружно, без обид.

Поучиться нам – не стыд!

А потом за парты мишки

Тихо так садились.

Озорные шалунишки

Старательно учились.

9.- Рассаживайтесь поудобнее и продолжим. Очень хочется, чтобы вы смоделировали слова БОЛЬ, ГРУСТЬ (именно так можно обозначить состояние буквы Ь). Мы можем при этом обойтись без Ь?

(рассуждения детей: ведь при моделировании речь идет только о звуках, а Ь звука не обозначает).

- Выберите для этой работы себе друга, чтобы быстрее и веселее шло дело.

(Дети работают в парах и составляют совместную модель, а желающая пара моделирует на фланелеграфе. Затем вместе с воспитателем результат анализируется, отмечается при этом радость парного труда)

- Почему у вас последний звук обозначен зеленой карточкой? Волшебниц нет, а звук мягкий. Что же его смягчило?

(Рассуждения детей, подводящие к тому, что Ь служит для смягчения предшествующих согласных звуков. Значит, он тоже волшебник)

- Если бы не было Ь, каким бы был последний звук? (рассуждения детей)

10. – Мы проделали такой длинный путь расследования, привели много доказательств, и теперь я хочу обратиться к уважаемым буквам: «Дорогие буквы! Разве может любая из вас похвастать тем, что она выполняет такую волшебную роль в русском языке: не обозначает звука, но смягчает согласные? А буква Ь может! Но вы уже, наверное, поняли, что его нужно срочно вернуть! Но вот как? Где же его теперь искать?»

2 –ой воспитатель:

- Подождите, я поняла, что это именно вам почтальон передал вам этот странный конверт!

(вскрываем красный конверт, читаем):

«ДРУЗЬЯ! ПРОСТИТЕ МЕНЯ, НО Я БЕЗ ВАС НЕ МОГУ! ВАША БУКВА Ь»

(В конверте лежит «Ь»)

11. – Как хорошо, что мягкий знак (кстати, «знак», а не «звук») понял, что он один не составит ни одного слова. Только вместе, дружно можно чего-то добиться! Ставлю Ь на самое почетное место среди букв.

- Вставьте его в слова ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ, где он был пропущен. Читаем хором!

- Как хорошо, что буквы снова вместе! Вот и мы такие разные, но так нужны друг другу!

- Теперь мы можем спокойно и радостно заняться письмом. Приготовьтесь:

Я тетрадочку открою и наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

(Работа в индивидуальных тетрадях по письму)

• Пальчиковая гимнастика перед началом письма.

• Посмотрите, как наклонно прописаны линии;

• Теперь тупым концом ручки проведите по образцам;

• Обведите по пунктирным линиям;

• Продолжите самостоятельно до конца строки;

• Выполнить одну строчку.

12. Подведение итогов НОД:

• чему вы сегодня научились?

• Что было трудным?

• Что больше всего понравилось? Не понравилось?

• А чему бы вы хотели научить родителей?

• Посчитайте заработанные орешки, и мы узнаем, кто сегодня особенно старался.

• уберите свое рабочее место, а Ь нам надо прикрепить на «Древо мудрости».

Спасибо вам, дорогие мои, за работу. Я с вами сегодня многому научилась!

Публикации по теме:

Презентация «Мокрые ладошки, песочные дорожки»Презентация «Мокрые ладошки, песочные дорожки» Проект «Мокрые ладошки, песочные дорожки» предназначен для работы с детьми раннего возраста. Данный проект содержит материал по образовательной.

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Как буквы поссорились» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 26 сентября 2013 в 13:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...