Конспект НОД по развитию речи «Потерянные буквы»

Гузель Ахметзянова
Конспект НОД по развитию речи «Потерянные буквы»

Тема: «Потерянные буквы»

Задачи:

1. Упражнять детей в подборе определений, антонимов;

2. Продолжать закреплять умение считать количество слогов в слове;

3. Формировать умение составлять предложения по схеме (из двух, трех,

четырех слов);

4. Совершенствовать интонационную выразительность речи;

5. Активизировать словарь детей.

6. Воспитывать у детей умение слушать окружающих.

7. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение вместе выполнять задание.

Содержание:

Организационный момент - Повторение скороговорки, сюрпризный

момент

Основная часть – Выполнение пяти заданий, для того, чтобы вернуть буквы

А, Д, М, О, П в алфавит.

Заключительная часть – проведение итога занятия в форме беседы о том, что детям сегодня понравилось, что мы делали с вами на занятии.

Материалы:

Игрушка-Мишка; алфавит, с заранее вырезанными буквами А, Д, М, О, П; карточки с разнообразными картинками, для определения слогов в слове, 4 изображения паровозиков с одним, двумя, тремя, четырьмя окошками; картина мальчика и девочки, сажающих дерево; схема предложений из 2х,

3х, 4х слов; На листе А4 написанное предложение «Пришла весна» и под предложением нарисованные восклицательный, вопросительный знаки и точка

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель заводит детей с приемной комнаты.

- Садитесь ребята за столы. Сели красиво - ножки вместе, ручки лежат на столе, глазки подняли на меня.

(Воспитатель незаметно стучит по какому- либо предмету)

- Ребята вы слышите, кто - то стучится?

Ответ детей: Да

- Посмотрите, это мишка, он пришел к нам в гости не просто так, у Мишутки случилась беда, он играл с буквами, называл буквы не правильно, буквы на него обиделись и спрятались.

(Воспитатель показывает детям алфавит, в котором не хватает букв).

- Посмотрите, сколько букв не хватает?

Ответ детей: Пять.

-Давайте посмотрим, какие это буквы. Это А, Д, М, О, П.

- Если мы не вернем обиженные буквы, то не сможем читать сказки и писать. Ну что, ребята поможем мишутке вернуть буквы?

Ответ детей: Да.

- Чтобы вернуть обиженные буквы, нам надо выполнить несколько заданий?

Основная часть

- Для начала давайте вспомним скороговорку, которую мы с вами учили на прошлом занятии, кто может мне ее рассказать?

Везет Сенька Саньку

С Сонькой на санках.

Сани скок — Сеньку с ног.

Саньку в бок, Соньку в лоб.

- Какие звуки мы изучали с вами на прошлом занятии?

Ответ детей: Звук «С» «С’»

- Правильно ребята. А мишка – то нас ждет. Мы поиграем с вами игру «Скажи наоборот». Я буду говорить вам слово, а вы должны сказать слово наоборот. Например, я скажу день, а вы что ответите?

Ответ детей: Ночь

- Правильно. Но чтобы обиженная буква вернулась, нам надо сказать все правильно, поэтому не торопимся, думаем.

- День – ночь

Сахар – соль

Чистота – грязь

Зима – лето

Потолок – пол

узкая – широкая

- Что может быть широкой?

Ответ детей: Дверь

длинное – короткое

- Что может быть и длинным и коротким?

Ответ детей:

сильный – слабый

- Кто у нас может быть сильным?

Ответ детей: Спортсмен

веселая – грустная

высокий – низкий

Смеется – плачет

Лежит – сидит

Закрыть – открыть

Взлетает – садится

Надевает – снимает.

-Молодцы ребята, справились с первым заданием, вот и одна обиженная буква к нам пришла (воспитатель показывает детям букву А). Какая это буква?

Ответ детей: Это буква А.

-Правильно ребята, давайте вернем ее в алфавит (воспитатель крепит букву на нужное место в алфавите).

- Теперь, ребята, давайте встанем и пройдем к этому столику (дети идут)

(Около стола полукругом стоят стулья) садитесь ребята на стульчики. Сели красиво, ножки вместе, спинку держим прямо.

- Буква Д прислала нам задание и сказала, что если мы его сможем сделать, то она вернется в алфавит, сделаем ребята?

Ответ детей: Да

(Воспит. показывает детям карточки с картинками)

- Я вам буду говорить слова с карточек, а на этом столе лежат четыре паровозика, один паровозик - с одним окошком, другой- с двумя окошками, трети- с тремя окошками и четвертый -с четырьмя окошками (воспит. показывает паровозики) как вы думаете, что нам с вами нужно сделать?

Ответ детей: нужно посчитать, сколько слогов и положить в тот паровозик, который подходит для этого слова.

- Правильно ребята.

А как узнать сколько слогов в слове?

Ответ детей: Сколько гласных в слове, столько и слогов.

-Правильно. А как мы с вами считаем слоги?

Ответ детей: Подставить ладошку к подбородку и говорить слово, сколько раз подбородок заденет ладошку - столько и гласных звуков, значит столько же слогов.

- Правильно. Смотрим на карточку и слушаем первое слово - Шарик

-Сколько слогов в этом слове? Подставьте руку под подбородок и посчитайте.

Ответ детей: В этом слове два слога

- Правильно, значит, в какой паровозик мо положим эту картинку?

Ответ детей: В паровозик, в котором два окошка.

- Идем Эльза, положи картинку (эльза подходит к столу и кладет)

(Всего 16 слов).

-Когда мы делали это задание, за нами смотрела обиженная буковка, она обрадовалась тому, что мы хорошо можем определять слоги и пришла, вот она (воспит. показывает букву Д). Какая это буква?

Ответ детей: Это буква Д.

- Правильно, давайте вернем ее в алфавит (воспит. крепит букву Д на нужное место в алфавите).

-Сейчас давайте отдохнем. Встали все около своих стульчиков.

Раз, два – дружно встали, (шагаем на месте)

Руки прямо мы поставим. (руки на поясе)

Три, четыре – разведем, (руки в стороны)

Заниматься мы начнем. (наклоны вперед с касанием руками носка ноги (ле-вая рука, правая нога; правая рука-левая нога)

С пятки станем на носок, (поднялись на носочки, руки на поясе)

Вправо, влево посмотрели, (повороты головы влево-вправо)

На носочки мы присели (приседания)

И как птички полетели. (Помахать руками)

Раз, два – выше голова, (шагаем на месте)

Три, четыре – руки шире! (руки в стороны)

Пять, шесть – тихо сесть!

- Сели красиво, ножки поставили вместе, ручки на коленки, спинку держим прямо. И слушаем следующее задание.

-Посмотрите, нам прислала буква М вот такую картину. (воспит. показывает детям картину, ставит ее на мольберт). Давайте посмотрим, что нарисовано на этой картине?

Ответ детей: На этой картине девочка с мальчиком сажают дерево.

-Как мы назовем мальчика

Ответ детей:

- А как назовем девочку?

Ответ детей:

- Как вы думаете, какое время года изображено на картине?

Ответ детей: Весна.

- Почему вы решили, что это весна?

Ответ детей:

-Почему ребята решили посадить дерево?

Ответ детей: Потому, что одно большое дерево сломалось, и ребята решили посадить новое дерево.

- Правильно ребята, вот какие вы умные. Что даже буковка М перестала обижаться и пришла к нам. (воспит. показывает букву М и крепет ее в алфавит).

-А теперь ребята, сложное задание.

Вот нам буква О прислала вот такие схемы, я не знаю что это, может быть вы знаете? (воспит. показывает детям схемы предложений)

Ответ детей: Это схемы предложений.

-Точно, я тоже вспомнила.

-Давайте по этим схемам составим предложения из этой картины.

(дети составляют по схеме сначала предложение из двух слов, потом предложение из трех слов и из четырех слов.

Воспитатель проверяет детей, если они говорят предложения, которые не соответствуют схеме, она их поправляет.

- Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились и буква О тоже решила вернуться в алфавит (воспит. крепит букву О на алфавит).

- теперь ребята, давайте сядем на свой места за столами.

(Дети садятся за столы)

- Посмотрите на алфавит и скажите, всели буквы, к нам вернулись?

Ответ детей: Нет, не хватает одной буквы

- Правильно ребята, еще одна буква осталась обиженной. Вы хотите ее вернуть?

Ответ детей: Да

- Посмотрите, буква П прислала нам вот такую интересную заколдованную картинку, Что это такое? (воспит. показывает детям картинку, на которой написано предложение «Пришла весна» и в квадратиках нарисованы: восклицательный, вопросительный знаки, и точка). Как вы думаете, какая буква к нам вернется, если мы выполним это задание?

Ответ детей: Буква П

-Правильно. А что это за знаки знаки (воспит показывает на вопросительный и восклицательный знаки)

Ответ детей: Это вопросительный, восклицательный знаки и точка.

- Правильно. Алина, прочитай мне предложение «Пришла весна» с восклицательным знаком (воспит. показывает на восклицательный знак)

Алина говорит: Пришла весна!

- Молодец, а теперь ты Витя

Витя говорит: Пришла весна!

-теперь только мальчики

Мальчики говорят: Пришла весна!

-Теперь только девочки.

девочки говорят: Пришла весна!

- Как будет звучать предложение «Пришла весна» Вот с этим знаком. (воспит. показывает на вопросительный знак).

Ответ детей: Пришла весна?

-Правильно. Скажи Карина.

Карина говорит: Пришла весна?

-Скажи Ильназ

Ильназ говорит: Пришла весна?

-А теперь скажут только девочки.

Девочки говорят: Пришла весна?

-Теперь только мальчики

Мальчики говорят: Пришла весна?

-Молодцы ребята, все вы знаете, все вы умеете.

Сейчас я скажу вам это предложение, а вы скажете, какой знак нужно поставить в конце. «Весна пришла».

Ответ детей: Точка.

-Правильно ставим точку, потому, что я повествую. Повторите

дети повторяют: Повествую.

-Молодцы, вот и буква П перестала обижаться на мишку и пришла.

Заключительная часть.

-Ребята, посмотрите, все буквы вернулись в алфавит?

Ответ детей: Да

- Что мы сегодня с вами делали?

Ответ детей:

-А что вам понравилось больше всего?

Ответ детей:

-Мишка говорит, что он очень рад тому, что вы ему помогли вернуть буквы и он обещает, что теперь будет всегда внимательным и никогда не будет обижать буквы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Придумай слово»Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Придумай слово» Цель: Уточнять знания детей о том, что такое «слог», закреплять умение делить слова на слоги и придумывать новые слова по схеме, расширять.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Потерянные буквы»
Опубликовано: 9 ноября 2013 в 19:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....