Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в русскую избу»

Наталья Шанина
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в русскую избу»

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в Русскую избу»

Цель: приобщение детей к народным традициям, обычаям и творчеством русского народа.

Задачи:

• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка и т. д.);

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах

• познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;

• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

В Кузбассом крае,

В Инском – граде

В нашем саду

Создали мы русскую избу.

Собирали всё по крупицам,

Чтобы было чему удивиться.

Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие в прошлое в «Русскую избу» в гости к Хозяюшке. Поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи.

Клубок катиться, а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу.

Хозяйка избы встречает детей у входа.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома.

Хозяйка: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Хозяйка проводит хороводную игру

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

Хозяйка: Сядем рядком, да поговорим ладком.

Воспитатель: В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей).

-Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей).

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (ответы детей).

Воспитатель: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

- А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? (ответы детей). Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (Лиственница).

Воспитатель: Почему же из лиственницы строили дома? Кто нам расскажет?

Ребё нок: Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (Печь). Кто хочет рассказать о печи?

Ребё нок: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Ребё нок: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила.

Воспитатель: Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»? (ответы детей).

Воспитатель: Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар). Кто нам расскажет о самоваре?

Ребё нок: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: «Новая посудина, а вся в дырках» (сито). Полина, расскажи нам про сито.

Ребё нок: Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

Воспитатель: «Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

Ребё нок: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Воспитатель: «Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Ребё нок: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, потому что сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Ребё нок: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

Воспитатель: Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Воспитатель: Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Ребё нок: Главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Воспитатель: «Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Ребё нок: Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Воспитатель: И у нас есть рукодельница – пряха. Эта женщина, занимающаяся ручным прядением. У неё приспособление – прялка. На прялку привязывают кудель из шерсти. Из неё получается пряжа – это скрученная нить, накрученная на веретено. (Показываю веретено с пряжей). Веретено – главная вещь в девичьей рукоделии. Оно деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки.

(Хозяюшка предлагает попробовать детям пропрясть.)

Хозяйка: Веретено, знай, крутится, а на веретено нитка ложиться.

Воспитатель: Засиделись мы с вами ребята, пришла пора домой нам возвращаться.

Хозяйка: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Не хочу, чтобы вы от меня с пустыми руками возвращались. Русская забава – сахар, да вода – будет петушок всегда! (Вынимает петушки из сундука угощает детей.)

Славилась русская изба гостеприимствами всегда! До свидания, ребята!

Дети прощаются с хозяйкой, с помощью клубка возвращаются в группу.

Воспитатель: Ты катись, катись, клубок

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам» Нод Развитие речи Тема: «Путешествие по сказкам» (с использованием ИКТ) Цели: Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках.

Путешествие в русскую народную сказку «Маша и Медведь» Материал: - иллюстрации по содержанию русской народной сказки «Маша и медведь»; - картинки, иллюстрации с изображением леса, дедушки, бабушки,.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по временам года» Цель: Развивать компоненты устной речи детей. Задачи: - Совершенствовать диалогическую речь: продолжать учить участвовать в беседе, отвечать.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в сказочную страну» Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в сказочную страну» Программное содержание: активизировать речевую деятельность детей, совершенствовать.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в сказочный лес» Тема НОД: «Путешествие в сказочный лес» Возраст: средняя группа Речевое развитие Цель: способствовать формированию связной речи у детей.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи». Итоговое мероприятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи.» Цели: -Формировать умения обогащать и классифицировать.

Конспект НОД по развитию речи и лепке для детей 2–3 лет «Путешествие в сказку» Конспект ООД по развитию речи и лепке для детей 2–3 лет на тему: «Путешествие в сказку» Цель: Закрепить знания народных сказок, создать.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи «Путешествие в Стране правильной речи» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми старшей логопедической группы. (ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ) ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в Сказочную страну» Конспект НОД «Путешествие в Сказочную страну» Старший дошкольный возраст. Салимова Галина Александровна воспитатель 1 кв. категории МБДОУ.

Конспект занятия по развитию речи «Космическое путешествие» Цель: Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Космос». Задачи: 1. Формирование практических умений и навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в русскую избу»
Опубликовано: 25 августа 2015 в 17:00
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД