Получи документы

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Еж»

Татьяна Цыренжапова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Еж»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Золотой ключик» общеразвивающего вида

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Еж"

Воспитатель: Жарникова Татьяна Валерьевна

г. Гусиноозерск 2015г

Образовательная область: Развитие речи

Интеграция образовательных областей: Развитие речи, «Познание» (Формирование целостности картины мира, лепка.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Еж“» размещена в разделах

Цель: Актуализация словаря по теме «Дикие животные». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей навыки культурного общения и гуманных чувств. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе. Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы.

Воспитывать потребность быть аккуратными, сохраняя свое рабочее место в порядке.

Развивающие задачи :

Развитие связной речи детей, памяти, воображения, логического мышления, мелкой моторики. Развитие координации речи с движением. Познакомить с многозначным словом «игла». Развитие фонематического слуха. Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными. Развивать чувство формы, способности к композиции, творческое воображение.

Обучающие задачи:

Учить детей целенаправленно рассматривать картину, используя различные приемы: выделение объектов, «вхождение» в картину.

Продолжать учить детей описывать внешний вид и повадки животных, загадывая загадки. Уточнить представление детей о диких животных.

Упражнять детей в лепке. Закреплять навыки работы с пластилином. Выявить творческие способности при использовании в комплексе природного материала и пластилина.

Материал: Компьютерная презентация о жизни ежей, семена подсолнуха, пластилин, доски.

Предварительная работа:

Рассматривание изображений ежей в книгах, фотографиях.

Беседа о внешнем виде и образе жизни ежей.

Чтение рассказа Е. Чарушина «Ёжик» в книге с авторскими иллюстрациями.

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Ёжик».

Отгадывание загадок о лесных животных.

Индивидуальная работа логопеда по обучению игровых упражнений «Ежик».

Планируемый результат: Вызвать положительное эмоциональное отношение детей к занятию, рост познавательной активности и интереса к окружающему миру, умение детей проявлять творческие способности при использовании в комплексе природного материала и пластилина. Стремление детей к новизне и фантазированию.

Ход занятия

I. Организационный момент: Добрый день! Дети, давайте поприветствуем наших гостей

Дети: Здравствуйте!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю,

Всех я вас – приветствую!

II. Основная часть:

1. Беседа о весне

Ребята, посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года?

- Весна.

- Правильно, а как вы догадались?

- Становится тепло, снег тает, деревья просыпаются, прилетают птицы.

- Правильно. Как много вы знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете?

Вместе будем отвечать.

Зима ушла, а весна… пришла.

Зима холодная, а весна… теплая.

Зимой солнце морозит, а весной… греет.

Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.

Воспитатель: Весной оживает природа, и просыпаются в лесу звери

Ребята, а каких лесных жителей вы знаете?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Отгадайте мою загадку

Сам он круглый и колючий.

Угадайте: это кто же?

Ну конечно, это …. (ёж) (1 СЛАЙД)

Воспитатель: - Почему вы думаете, что это ёж? Как вы догадались?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где он живет, чем питается, как выглядит?

2. Рассказ и показ слайдов о жизни ежей.

Воспитатель: Разные звери живут в лесу. У каждого свой характер, свои повадки. Как вы, думаете, какой ёж?

Дети:(Ответы детей).

Воспитатель: Это маленький зверёк - маленькие лапки, чёрный нос, на мордочке, словно маленькие пуговки – глаза. (2 СЛАЙД).

Ежата рождаются слепыми и без иголок. (3 СЛАЙД)

А потом у них открываются глазки и станут вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут совсем твердыми. (4 СЛАЙД)

Воспитатель: Тогда мама-ежиха начнет их по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А ежата за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками. С наступлением темноты они выползают из норы и ищут себе пищу. Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них очень чуткий нос и очень хороший слух. И зрение у них очень хорошее. Они, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Воспитатель: Почему их называют ночными охотниками?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Потому что ежи охотятся и ищут пищу ночью. (5 СЛАЙД)

Ежи предпочитают жить на опушках леса, вырубках, в зарослях кустарников. Встречаются в лесостепи и в степи. (6 СЛАЙД)

Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала ежат, пока не выросли иголки?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Без иголок они беззащитные, легкая добыча для зверей.

Скоро они начинают сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется. Змей, кузнечиков, яблок и груш, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С большим удовольствием ест яблоко или грушу. очень любят фрукты и овощи. (7-8 СЛАЙД)

Когда у ежей, вырастают твердые иголки, им уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя ежи все-таки боятся лисы (9 СЛАЙД).

Воспитатель: Она их хитростью берет. Загонит в лужу, а ежи воду не любят и сразу разворачиваются. Тут лиса хватает ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса. От врагов их только иголки и спасают. Ножки ведь у них коротенькие, быстро бегать не могут. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот они и защищаются, свернувшись в клубок. (10 СЛАЙД)

Воспитатель: А в конце осени все ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке- норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму они спят, то и запасов им не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, им просто нужно много еды съесть. А просыпаются ежи только весной, когда станет совсем тепло. (11-12 СЛАЙД)

Воспитатель: Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему?

Дети: (Ответы детей).

Нет, не нужны, ведь они всю зиму спят.

Воспитатель: Скажите, ребята, а какой ещё зверь спит зимой?

Дети: (Ответы детей).

Правильно, медведь.

Воспитатель: Ребята если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим делам.

Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

- Если Ежик не пьет молоко,

Значит, где-то в лесу далеко

Под кустами, в гнезде из листочков,

Есть у ежика сын или дочка.

Значит, надо ежика взять

И в лес отнести опять. (Ю. Щербаков)

Воспитатель: Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Думаю, что теперь вы все знаете о ежах.

3. Физкультминутка на координацию речи с движением :

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи.)

Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)

Не умел он топать —Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)

Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах.)

Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг

А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли, (Ходьба на месте.)

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)

Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах.)

Научили бегать… (Бегают на месте.)

4. Упражнение «Многозначные слова»

Молодцы, ребята! Вы теперь много знаете о ежах. И самое главное, я уверена, что никто из вас никогда не обидит ежика.

- Дети, как вы думаете, что помогает защищаться ежу?

Дети: Иголки.

Да, острые иголки ежа не всем нравятся. Подумайте, дети, какие предметы, кроме игл на шкурке ежа, мы называем эти словом? Какие ещё бывают иголки? — Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.) (13 слайд)

Чем похожи все иголки?

Дети: (Ответы детей).

(Они острые, тонкие, колючие.)

Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.). и у елки-дерева есть иголки.

Есть у ежика и елки

Очень колкие иголки.

В остальном на елку еж

Совершенно не похож.

Не игрушка, не зверюшка

пробежит – оставит след.

И всегда подставит ушко,

Если в ушке нитки нет.

Из родни – лишь ёж да ёлка.

Это – швейная. (иголка)

У неё одно лишь ушко.

Очень строгая подружка.

Остренький, как жало, нос.

Потеряется без кос.

С ней опасная игра

Называется … (Игла)

Я уколов не боюсь,

Если надо - уколюсь.

Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:

- Что ж ты, еж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

- Знаешь, кто мои соседи? (волки, лисы и медведи)

- Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежовую иголку?

- Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он. (колючий). Лиса потрогала ежа и. (укололась)».

- У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат. (короткие и тонкие).

Иглы на елке еловые, а на сосне. (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

5. Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий» с массажным мячом.

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой

Поладить

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу

И колючками своими колется, колется.

А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,

Где катают мышки маленькие шишки.

Практическая часть.

6. Лепка «Ежа»

Воспитатель: Ребята, мы будем лепить ёжиков с длинными иголками из семечек

Принимаемся за дело!

Для этой работы Вам понадобиться: у вас на столах лежит пластилин и семечки

Дети совместно с воспитателем делают ежиков.

Воспитатель: Вот какой красивый получился у нас ежик!

III. Итог занятия:

Воспитатель: -Как много на полянке появилось «ежей»! Вы старались, мастерили, трудно было не устать! Потрудились от души, все работы хороши!

- Что нового вы узнали сегодня!

(Ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Какое оно, море?Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Какое оно, море? Тема: «Какое оно, море?» Программное содержание: обобщить представление детей о разных состояниях моря в природе через поэзию, сказку,.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Как мы играем» Цели и задачи: • Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе. • Обогащение активного словарного запаса детей новыми.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Моя семья» Образовательная область: Речевое развитие. Вид деятельности: непосредственно - образовательная Возрастная группа: подготовительная Тема:.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Поговорим про осень» Цель. Создать условия для успешного речевого развития, активизировать познавательные способности детей в процессе занятия. Задачи. Образовательный.

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Беседа о космонавтах» Тема: «Беседа о космонавтах.» Программное содержание: Уточнить и обобщить знания детей о космонавтах, об их работе и учёте о поведении в.

«Животные». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР (вторая половина учебного.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Школа. Школьные принадлежности» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Школа. Школьные принадлежности» Программное содержание:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Цель: Учить развивать у детей понимание обобщенного смысла сказок. Задачи: -Развивать выразительность.

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе Программное содержание: закрепить полученные знания на конец года: - умение определять место звука в словах; - умение делить слова на слоги;.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Почта» ПОЧТА (речь и речевое развитие) Задачи: 1. Формировать диалогическую речь, умение задавать вопросы. 2. Учить производить фонематический.

Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Еж»
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 16:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД