Конспект НОД по развитию речи «Зима»

Света Шабанова
Конспект НОД по развитию речи «Зима»

Цель: систематизирование знаний детей о зиме и зимних явлениях.

Задачи:

Обучающие: расширить, уточнить и активизировать словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи (образование

существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, правильное

употребление предлогов, образование глаголов прошедшего времени). Учить

детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Развивающие: развивать слуховое внимание, творческое воображение

Воспитывающие: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в

природе, прививать любовь к поэтическому слову.

Словарь: Снежная, морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной.

Оборудование: Сундучок с деталями домика, елочка, снежинка на ниточке,

мячик, листочки для рисования.

Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение

стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулке.

Ход занятия:

Логопед: Отгадайте-ка, ребятки,

О чём речь в моей загадке?

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом?

Шьёт пуховые перины,

Узор рисует на витринах?

Дети: Зима.

Логопед: Пришла к нам долгожданная Зима, она прислала нам свой подарок

– сундучок. Давайте ребята посмотрим, что же в этом сундучке.

- Тук, Тук, Тук – открывайся сундучок.

(Дети поизносят слова и заглядывают в сундучок).

Логопед: Ребята, посмотрите сколько заданий в этом сундучке, и мы с вами

должны на них ответить.

Логопед: Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы её приметы.

Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его

бросать, а вы ловите и отвечайте.

Логопед: Какая у нас зима?

Дети: Зима снежная, холодная, морозная

Логопед: Что бывает зимой?

Дети: Падает снег, воет ветер, замерзает река

Логопед: Хорошо описали зиму, вспомнили все её признаки.

Какие вы молодцы!

Логопед: Какая зимой погода?

Дети: Погода зимой ветряная, морозная, снежная

Логопед: Что можно сказать о снеге? Какой он?

Дети: Снег пушистый, легкий, мягкий, снег укрыл всю землю

Логопед: Молодцы, ребята много слов назвали.

(Логопед заглядывает в сундучок)

Логопед: А здесь еще что-то лежит. Это домик и он рассыпался. Зимушка

хочет, чтобы мы его собрали, но для этого нужно выполнить все задания, а

сундучок отдаст нам детали домика, а вы его сложите.

(Достается конверт с заданием)

Логопед: И так, первое задание. Зимушка предлагает вам поиграть.

Игра «Хлопни в ладоши». Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав слово

о зиме. (Сугроб, бабочка, лыжи, лед, ромашка, шуба, стрекоза, мороз, санки,

листочки, снеговик, панамка, коньки, снежинка, футбол, метель, Новый год).

Логопед: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. А вот и первая

деталь домика (дети прикрепляют сруб дома на мольберте).

(Из сундучка достается следующее задание)

Зима говорит, что очень много знает о снеге, и о том, что с ним может

происходить. Она вам будет рассказывать, что происходит со снегом сейчас,

а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

Игра «А что вчера?»

Сегодня снег блестит, а вчера…. блестел

Сегодня снег падает, а вчера…. падал

Сегодня снег сверкает, а вчера…. сверкал

Сегодня снег тает, а вчера…. таял

Сегодня снег хрустит, а вчера….хрустел

Сегодня снег идёт, а вчера…. шёл

Логопед: Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот и вторая

деталь для домика (дети крепят её на мольберте).

Физминутка.

Ребята пойдем, погуляем по снежной полянке.

Выпал беленький снежок, соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши

Ловим снег - холопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Чтение стихотворения Н. Ёлкиной «Звездочка-малютка»

Логопед: Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за

звездочка - малютка.

Легкая, узорная звездочка - малютка

Ты лети мне на руку

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

(логопед из сундучка достает снежинку)

Логопед: Что же это за звездочка?

Дети: Это снежинка

Логопед: Почему вы так думаете?

Дети: Снежинка похожа на звездочку

- Как автор описывает снежинку? Какая она?

Дети: Легкая, узорная

Логопед: Что вы почувствовали, когда она растаяла?

Дети: Стало грустно

Логопед: А можете вы показать как вам грустно? (дети мимикой

изображают грусть, печаль)

Логопед: Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна. Улыбнитесь

ей, она засверкает на солнышке новой звездочкой.

Логопед: А сундучок приготовил нам третью деталь домика (ребенок

прикрепляет ее к мольберту)

Ира «Скажи правильно»

(На полу стоит маленькая елочка, у логопеда в руках снежинка на ниточке)

(дети садятся вокруг ёлочки)

Логопед: Посмотрите это снежинка, она такая легкая и воздушная, что

летает где захочет. Ребята, вы должны посмотреть на снежинку и закончить

предложение.

(логопед перемещает снежинку относительно елочки)

Снежинка упала…. под ёлку.

Снежинка легла …. на ветке.

Снежинка опустилась ….за ёлкой.

Снежинка лежит … …. около ёлки.

Логопед: Молодцы, ребята справились и с этим заданием. Сундучок с

большим удовольствием отдает нам четвертую деталь крышу.

(Ребенок крепит ее к домику)

Логопед: А теперь, давайте поиграем.

(Дети ловят мяч, дают ответ воспитателю с уменьшительно

ласкательным суффиксом)

Снег….снежок Ветер…. ветерок

Звезда…. звездочка Солнце…. солнышко

Снеговик – снеговичок Снежинка…снежиночка

Зима….зимушка ёлка….ёлочка

Логопед: Как хорошо мы погрелись, и слова новые придумали.

Ребята, а чего- то нет у нашего домика?

Дети: Трубы

(Дети достраивают дом до конца, крепят трубу к дому)

Логопед: Дом вы сложили из снежных деталей.

Какой это дом?

Дети: Снежный

Логопед: А если мы будем строить его изо льда. Какой будет дом?

Дети: Ледяной

Логопед: Ребята, а кто в таком домике может жить?

А нам этот дом подойдет?

Дети: Нет

Логопед: Почему мы не можем жить в таком доме?

Дети: В нем холодно

Логопед: Кого же нам пригласить жить в этом домике?

Дети: Деда Мороза и Снегурочку

Логопед: Но они не найдут к нему дорогу, надо им помочь.

Дорогу мы с вами сделаем сами, Нарисуем снежинки.

(Дети рисуют снежинки на листочках)

(Листочки выкладываются дорожкой к мольберту, дети рассматривают

рисунки.)

Логопед: Красивые получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг

на друга.

Логопед: Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными

и внимательными. А Дед Мороз и Снегурочка обязательно придут к вам по

снежной дорожке с подарками к Новому году. Ну и Зимушка-зима говорит

вам большое спасибо!

Публикации по теме:

Что растет в нашем огороде? Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему:«Что растет.

Перспективный план по формированию и коррекции грамматического строя речи дошкольников 1. Овощи 1. Образование мн. ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (Огурец.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Деревья и листья
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Зима»
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 13:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...