«Жизнь на Севере». Конспект НОД по реализации ОО «Познание» в подготовительной группе

Фомина Ирина Александровна
«Жизнь на Севере». Конспект НОД по реализации ОО «Познание» в подготовительной группе

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Оргмомент

Воспитатель:- Наша страна — самая большая страна в мире. Чтобы пересечь ее из конца в конец, надо лететь на самолете целый день, а на поезде ехать несколько дней! Вот в какой большой стране мы живем! Сегодня мы совершим путешествие на Крайний Север нашей Родины. (Воспитатель показывает на глобусе, куда они отправятся.)

На севере снега, мороз,

Суровая природа.

На небе хороводы звезд,

А солнца нет полгода.

Н. Забила

2. Основная часть

Воспитатель:- На севере нашей страны очень холодно. Север — это царство льдов и снегов.

Воспитатель:- Почему Север называют царством льдов и снегов?

Дети:-Потому что, там много снега и льда.

Воспитатель:- Там долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и холодное. Поэтому почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. В основном растут мох, лишайники, очень маленькие деревца, которые называются карликовыми (показ иллюстраций).

Зимой на Севере совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь, день с ночью не чередуются, как у нас. Там полгода полярная ночь, а полгода - полярный день.

(показ иллюстрации).

Воспитатель:- С можем ли, мы с вами выжить на Севере?

Дети:- Нет, там очень, очень холодно.

Воспитатель:- Север – суровый край, но там тоже живут люди — граждане нашей большой дружной страны. На Крайнем Севере живут чукчи, ненцы, якуты. Посмотрите на этих мужественных людей. (показ детям фотографии)

Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Крайний Север — это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Поселки на Крайнем Севере небольшие, там расположены школы, детские сады, больницы, магазины. А вот живут чукчи в тундре в специальных удобных домах, похожих на палатки, сделанных из оленьих шкур, называются эти дома яранги. Такие дома хорошо защищают от ветра и холода, легко собираются и разбираются.

Воспитатель:- Как вы думаете, для чего нужно, чтобы дом легко разбирался и собирался? Чукчам это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие - оленеводство. Чукчи разводят оленей и кочуют вместе с ними по тундре. И таких людей называют оленеводами.

Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, чукчи переезжают на новое место. Главным промыслом у людей на Севере является охота, рыболовство.

Воспитатель:- Почему олень — главное домашнее животное у чукчей?

Дети:-Он дает им теплый мех, мясо, жир.

Воспитатель:- Оленей запрягают в упряжку, и они помогают людям перевозить тяжелые грузы. Посмотрите, какой красивый олень! (Показывает иллюстрацию.)

Воспитатель:-А кто из вас знает как называют людей которые изучают Север и животный мир Севера?

Дети:- Полярники (показ иллюстрации)

Воспитатель:- Полярники изучают животный мир Севера, и многие животные занесены в Красную книгу. (показ иллюстрации)

3. Д\игра «Отгадай»

Белый цвет – холодных вечных льдов,

Цвет земли – особый, он теплей:

Тундра пролегла вдоль берегов

Северных Арктических морей.

Лето тут короткое,

зима– тянется полгода:

Солнца – нет;

Но природа в тундре все ж жива.

Кто живет здесь?

Дай скорей ответ!

Воспитатель:-Я вам предлагаю отгадать загадку

Любит греться среди льдин,

В ластах толстый господин.

Лучше ты пловца не трожь.

Как зовут его все?. (Морж)

Воспитатель: -Морж – это большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

Дети:- У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.

Воспитатель:- Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, а за чем ему нужны ласты?

Дети:- ласты помогают плавать и нырять.

Воспитатель:- А за чем нужны клыки?

Дети:- Защищаться.

Воспитатель:- А еще морж, выползает на берег при помощи клыков, зацепляясь ими за лед.

Воспитатель:- У моржа клыки, значит он какой?

Дети:- Клыкастый.

Воспитатель:-В ледяной воде морж не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?

Дети:-Моржи питаются рыбой

Воспитатель: -Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.

Воспитатель:- Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он? (показ силуэтной картинки северного оленя)

Дети:- Это олень.

Воспитатель: -Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове?

Дети: -Длинные рога.

Воспитатель:- Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.

Воспитатель: -У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег

Воспитатель:- К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.

Чем же питаются северные олени?

Дети: -Мхом, травой.

Воспитатель:- Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.

Воспитатель:- Следующее животное узнаете, отгадав загадку:

В дальних северных морях,

На арктических полях,

Я охочусь день-деньской,

Крики чаек надо мной;

Я ныряю целый день,

А зовут меня - (тюлень)

Дети:- Это тюлень.

Воспитатель:-Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

Дети:- Плавники.

Воспитатель: -Верно, плавники, а не ласты.

Воспитатель:- Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?

Дети:- Рыбой.

Воспитатель:- А чем отличается тюлень от моржа?

Дети:- У тюленя шкура в пятнах.

Воспитатель: - Значит он какой?

Дети:- Пятнистый.

Воспитатель:-А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

Дети:- Для того, чтобы быть незаметным для хищников.

Воспитатель:- А как называют детеныша тюленя? (белёк)

Воспитатель:- Почему?

Дети:- Потому что рождаются белыми.

Воспитатель:- Что спасает от холода тюленей?

Дети: - От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

Воспитатель:- Я вам предлагаю собрать разрезную картинку, и вы узнаете, кто еще живет на Севере. (картинка белого медведя)

Воспитатель:- Кто это?

Дети: - Белый медведь.

Воспитатель: - Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от холода, он может долго находиться в воде.

Воспитатель: -У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

Дети:- Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Воспитатель:- Правильно, белый медведь – это самое крупное и сильное животное Севера. На него никто не нападает.

Воспитатель:- послушайте еще загадку:

Х В тундре есть отважный лис.

Он гроза для птиц и крыс.

Лис умеет строить город:

Лабиринт из многих норок,

А в пургу живёт в сугробах,

Но поймать его попробуй:

Он зимой белее снега,

Чтоб удобней было бегать.

Невидимка в белой шубке-

Хищник остренькие зубки.

Лис охотник и хитрец

Называется …. (песец.)во

Воспитатель:- На какое животное наших лесов он похож?

Дети:- На лису.

Воспитатель:- А чем он отличается от лисы?

Дети:- Он белого цвета, чуть поменьше лисы.

Воспитатель:- А вы знаете, как называют детенышей песца? (щенок)

Воспитатель:- А кто еще живет на Севере вы узнаете, отгадав ребус.

2 4 3 1

о а в с

Воспитатель:- Запишите буквы по порядку и отгадаете слово.

Дети:- Это слова сова.

Воспитатель:- Правильно, только ее называют полярная сова, рассмотрите иллюстрацию

Воспитатель:- Какого цвета оперение у полярной совы?

Воспитатель:- Сова хищная птица или нет?

Дети:- Хищная.

Воспитатель:-Чем тогда она питается?

Дети:-Мелкими животными.

Воспитатель:-А еще местные жители называют Север милым краем. Несмотря на скудную растительность и холодную зиму, есть на Крайнем Севере и свои чудеса.

Северное сияние — это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление. Это свечение на небе, которое видно с земли. (показ иллюстраций)

Послушайте отрывок из стихотворения «Полярное сияние»

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами.

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба.

Ю. Шестопалов

Воспитатель:- Понравилось? На что похоже северное сияние? Правда, кажется, что оно живое?

Воспитатель:- А что напоминает северное сияние у нас на Урале?

Дети:- На радугу.

5. Д/игра «Кого много?» игра с мячом

Воспитатель: - Кого много на Севере?

Дети:- Много тюленей,

-Много медведей,

-Много моржей,

-Много сов,

-Много оленей

6. Итог занятия:

— Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?

— Что особенного в природе Крайнего Севера?

— Как называют людей, живущих на Севере?

— Каких животных Крайнего Севера вы знаете? Какие растения?

— Что такое северное сияние?

__Что интересного вы узнали на занятии?

Публикации по теме:

«Россия — Родина моя». Конспект занятия, посвященного Дню России«Россия — Родина моя». Конспект занятия, посвященного Дню России Программное содержание: формировать чувство патриотизма, закрепить знание о государственных символов страны; формирование простейших географических.

Конспект интегрированной НОД в младшей группе «Наша страна — Россия»Конспект интегрированной НОД в младшей группе «Наша страна — Россия» Вид НОД: Формирование целостной картины мира. Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация»,.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Жизнь на Севере». Конспект НОД по реализации ОО «Познание» в подготовительной группе
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 10:51
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...
Наши развивающие планшеты
Здравствуйте уважаемые коллеги. В нашем детском саду объявлен конкурс ноябрь - январь "Развивающие пособия для детей раннего возраста". Вот,...