Конспект НОД по речевому направлению для детей старшей группы «Грамота в осеннем лесу»

Светлана Белая
Конспект НОД по речевому направлению для детей старшей группы «Грамота в осеннем лесу»

Конспект

НОД по речевому направлению «Грамота в осеннем лесу»

(для детей старшей группы)

I. Цели:

- закрепить знания детей о гласных, твёрдых и мягких согласных звуках;

- продолжать обучение детей звуковому анализу слова;

- обучить умению сравнивать слова по их звуковой структуре;

- упражнять детей в произношении слов с заданным звуком;

- воспитывать у детей любовь к животным и желание помогать в трудное для них время года.

II. Демонстрационный материал:

- игровой компьютерный прием «Грамота в осеннем лесу»;

- магнитная доска;

- указка;

- наборное полотно со схемой четырёхзвукового слова;

- картинка слова «утка».

III. Раздаточный материал:

- веера с буквами для каждого ребёнка;

- пеналы для звукового анализа;

- картинки слова «утка»;

- простые карандаши;

- листы с заданиями.

IV. Содержание образовательной деятельности:

Вступительная беседа.

Дети сидят на стульчиках, расположенных полукругом перед экраном мультиме-дийной установки для демонстрации игрового компьютерного приема. У каждого ребенка веер с буквами для обратной связи.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Верно. Как называется осенний месяц?

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: Какой по счёту этот осенний месяц?

Дети: Третий.

Воспитатель: (смотрит на мобильный телефон) Дети, лесные жители прислали нам СМС, они приглашают нас на прогулку в лес. В СМС написано, что мы сможем попасть в лес с помощью волшебных вееров. Нужно взмахнуть веером, закрыть глаза и сказать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем в лес гулять.

(дети повторяют)

Воспитатель: Открывайте глаза, сейчас мы узнаем, кто пригласил нас в лес на про-гулку.

(воспитатель демонстрирует игровой компьютерный прием «Грамота в осеннем лесу», слайды меняются по щелчку)

Лиса: (слайд без изображения) Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живу, вас в гости зову. Кто я? (Лиса)

Дети: Лиса.

(на слайде появляется лиса)

Воспитатель: Какой первый звук в слове «лиса», покажите на веере.

(дети показывают на веере нужный звук)

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Согласный, звонкий мягкий.

Воспитатель: Дети, в лесу еще кто-то есть.

Волк: (слайд без изображения) Я хожу-брожу по лесу без дубинки и ножа.

Все в лесу меня боятся, кроме дядюшки Ежа.

Кто я? (Волк)

Дети: Волк.

(на слайде появляется волк)

Воспитатель: Какой первый звук в слове «волк»? Покажите на веере.

(дети показывают на веере нужный звук)

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.

Воспитатель: Верно. А кто еще там скачет?

Белка: (слайд без изображения) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. Кто я? (Белка)

Дети: Белка.

(на слайде появляется белка)

Воспитатель: Какой первый звук в слове «белка»? Покажите на веере.

(дети показывают на веере нужный звук)

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Согласный, звонкий, мягкий.

Воспитатель: Правильно. Там еще кто-то есть.

Заяц: (слайд без изображения) Это я – зверь лесной,

Притаился под сосной,

И стою среди травы,

Уши больше головы. Кто я? (Заяц)

Дети: Заяц.

(на слайде появляется заяц)

Воспитатель: Какой первый звук в слове «заяц»? Покажите на веере.

(дети показывают на веере нужный звук)

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.

Воспитатель: Что это за шум в лесу?

Кабан: (слайд без изображения) Я туда-сюда хожу,

Жёлуди ищу в лесу. Кто я? (Кабан)

Дети: Кабан.

(на слайде появляется кабан)

Воспитатель: Какой первый звук в слове «кабан»? Покажите на веере.

(дети показывают на веере нужный звук)

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Согласный, глухой, твёрдый.

Воспитатель: Дети, гуляя по лесу, мы вышли к лесному озеру.

Воспитатель: В озере кто-то плавает. Как вы думаете, кто это?

Дети: Утка.

Воспитатель: Наверное, она не смогла улететь на юг, потому что у неё сломано крылышко? Как её зовут?

Дети: Серая Шейка.

Серая Шейка: Да, это я. Мне грустно, что я осталась одна. А можно ли слово «утка» превратить в слово «утки»?

Воспитатель: Хорошо, Серая Шейка, сейчас мы попробуем это сделать. Дети, при-саживайтесь на свои места за столы. Сначала сделаем звуковой ана-лиз слова «утка».

(дети садятся за столы, один ребёнок работает у доски, на доске висит картинка утки)

Воспитатель: Сколько звуков в слове «утка»?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Какой первый звук: гласный, или согласный?

Дети: Гласный.

Воспитатель: Какого цвета фишкой он обозначается? Поставьте нужную фишку.

Дети: Красного цвета.

Воспитатель: Какой второй звук в слове «утка»?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Это твердый согласный, или мягкий?

Дети: Твердый.

(в случае затруднений воспитатель поясняет:

«Послушайте: т, т,. В слове «утка», звук твёрдый, или мягкий)

Воспитатель: Какого цвета фишкой можно обозначить твёрдый согласный звук?

Дети: Синего.

Воспитатель: Поставьте следующую синюю фишку. Какой мягкий звук парный этому звуку?

Дети: Т’.

Воспитатель: Какой третий звук в слове «утка»?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Это твердый согласный, или мягкий?

Дети: Твердый.

(в случае затруднений воспитатель поясняет:

«Послушайте: к, к,. В слове «утка», звук «к» твёрдый, или мягкий)

Воспитатель: Какого цвета фишкой мы обозначим твёрдый согласный звук?

Дети: Синего.

Воспитатель: Поставьте следующую синюю фишку. Какой мягкий звук парный этому звуку?

Дети: К’.

Воспитатель: Какой последний звук в слове «утка»: гласный, или согласный?

Дети: Гласный.

Воспитатель: Какого цвета фишкой он обозначается?

Дети: Красного.

Воспитатель: Поставьте нужную фишку. Дети, вы сегодня первый раз разбирали слово, в котором и в начале и в конце стоят какие звуки?

Дети: Гласные.

(на доске у воспитателя и у детей на столе наборные полотна с моделями слова «утка»)

Воспитатель: Дети, а теперь подумайте, какую фишку нужно заменить, чтобы из слова «утка» получить слово «утки»?

Дети: Надо поменять красную фишку на зелёную.

Воспитатель: Правильно. А сейчас давайте посмотрим, как идут дела у Серой Шейки.

Серая Шейка: Спасибо, ребята, за работу. Теперь я не одна. А вам я предлагаю от-дохнуть и немного побыть зайчатами.

Физкультминутка «Серые зайчата»

(дети выполняют движения по тексту стихотворения)

Мы, как серые зайчата,

Прискакали на лужок.

Прыг-скок, прыг-скок.

Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке,

Прыг-скок, прыг-скок.

(дети садятся на свои места)

Воспитатель: Продолжим путешествие по лесу. Возьмите картинки с изображения-ми растений и обведите карандашом только те растения, в названии которых есть звуки Р и Р’.

(во время работы звучит тихая музыка: «звуки природы»,

один ребёнок работает у доски, обводит маркером нужные картинки)

Воспитатель: А теперь сверим, правильно ли выполнено задание.

(воспитатель опрашивает детей)

Воспитатель: А теперь проходите на ковер.

(воспитатель демонстрирует последний слайд)

Звери: Вы хорошо поработали. Вам понравилась прогулка по лесу? Прихо-дите к нам еще. До свидания.

Дети: Ответы детей.

Итог занятия.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по лесу, нам пора возвращаться в группу. Как мы сможем вернуться?

Дети: С помощью волшебных вееров.

Воспитатель: Нужно взмахнуть веером, закрыть глаза и сказать:

Раз, два, три, четыре, пять,

В нашей группе мы опять.

(дети повторяют)

Воспитатель: Вот мы снова в группе. Скажите, пожалуйста, что мы делали в лесу?

Литература:

1. Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.

2. Звери картинки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://images.yandex.ru

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов»Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов» Обучение звуковому анализу слов. Основная задача обучения грамоте дошкольного возраста - формирование у детей общей ориентировки в звуковой.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому направлению для детей старшей группы «Грамота в осеннем лесу»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 00:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...