Лучший педагог года

Конспект НОД по речевому развитию детей с использованием моделирования «Рассказывание сказки «Зимовье зверей»

Наталия Ивановна Дмитриева
Конспект НОД по речевому развитию детей с использованием моделирования «Рассказывание сказки «Зимовье зверей»

Направления развития:

познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Интеграция образовательных областей:

коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, музыка.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, учить понимать содержание, сопереживать героям.

- Формировать способность к наглядному моделированию.

- Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью моделирования.

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию детей с использованием моделирования „Рассказывание сказки „Зимовье зверей“» размещена в разделах

- Обогащать и активизировать словарь детей за счет введения образных выражений.

- Подвести к пониманию образного содержания пословиц.

- Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию.

Развивающие:

- Развивать познавательные способности детей: мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность.

- Развивать умение четко произносить звуки, используя звукоподражание.

- Развивать умение передавать интонацией голоса и характеры персонажей.

- Развивать умение рассказывать сказки.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

- Воспитывать нравственные качества: дружбу и взаимопомощь.

- Воспитывать умение сотрудничать с воспитателем.

Материалы и оборудование:

книги – разные издания сказки, рабочие листы для моделирования, карандаши, магнитная доска с фигурками героев сказки, предметные картинки с изображениями домашних животных и петуха, а также диких – волка и медведя, картинка с изображением бревенчатого дома, палочки Кюизенера, листы с образцами домов из альбома «На золотом крыльце…», кассета с записью песни В. Шаинского «В мире много сказок», русская шаль.

Предварительная работа:

1. Чтение сказки детям воспитателем в группе и дома родителями.

2. Рассматривание предметных картинок с изображениями домашних животных и птиц: свиньи, быка, барана, кота, петуха

3. Рассматривание иллюстраций к разным изданиям сказки.

4. Загадывание загадок о животных.

5. Объяснение значений непонятных слов: бревенчатый дом, щепа, кирпичная печь, что значит: «проконопатить стены дома».

Содержание непосредственно-образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.

Психологический настрой:

Воспитатель: «Дети, встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся -

И друг другу улыбнемся. "

На магнитной доске прикреплены фигурки персонажей сказки «Зимовье».

Педагог: "Дети! Посмотрите на доску и скажите, каких домашних животных вы видите? А теперь назовите диких животных".

2. Подготовка к восприятию текста.

Создание фона восприятия сказки. Сюрпризный момент.

Звучит музыка – песня «В мире много сказок» композитора Владимира Шаинского. Воспитатель набрасывает на плечи русскую шаль и говорит: «Дети, я – сказительница. Сказки сказываю.

Сказки старинные, не короткие, не длинные:

Про кошку, про ложку, про волка и по быка,

Про смелого петуха,

Про дружных зверей…

Это присказка, а сказка? Сказка дальше пойдет. Слушайте внимательно. Сейчас я расскажу вам сказку про животных, которых вы назвали, а вы мне скажете, как сказка называется. "

3. Рассказывание сказки.

Развитие произвольного внимания и слухо-речевой памяти.

Воспитатель рассказывает сказку выразительно, в стиле напевного русского повествования.

Физкультурная пауза:

Воспитатель: «Покажите-ка мне, как «Хавроньюшка глину месила и кирпичи лепила» (2 подгруппы: одна группа – глину месит, вторая – кирпичи лепит, потом наоборот). (Дети имитируют действия под музыку.)

4. Беседа по содержанию.

Развитие диалогической речи.

Воспитатель: «Дети,

- О чем рассказывается в этой сказке?

- Вспомните, в какой еще русской народной сказке животные жили вместе в одном домике? Правильно, в сказке «Теремок», а еще в сказке «Рукавичка».

-Как вы поняли, что значит «зимовье»?

(Дети отвечают, что это домик для зимы, чтобы перезимовать, не замерзнуть.)

-Как можно было бы по-другому назвать эту сказку?

- Для чего звери решили построить себе дом? Расскажите, как они строили дом. Кто что делал? (Воспитатель побуждает детей повторять слова из текста).

-Расскажите, как зимовали звери. Что случилось однажды? Как зверям удалось спастись?

- Как вы думаете, что помогло зверям спастись? (То, что волк их испугался.)

Есть такая пословица: «У страха глаза велики». Как вы ее понимаете? О ком из героев сказки можно так сказать?»

5. Моделирование сказки.

Формирование навыка наглядного моделирования. Развитие связной речи. Закрепление отличительных особенностей персонажей сказки.

Воспитатель: «Дети, у вас на столе листы бумаги с нарисованными геометрическими фигурами. Первая фигура – это? Правильно, квадрат. Давайте попробуем нарисовать из него избушку – зимовье зверей. Стены у дома есть. А чего же не хватает, чтобы получился дом? Верно, нет крыши, двери и окна. Давайте их нарисуем. Зимой холодно, но в доме есть печь. Значит, на крыше дома надо нарисовать?. Правильно, трубу. Рисуйте, пожалуйста. Ну, вот теплый зимний дом – зимовье для животных готов.

Пальчиковая гимнастика:

Воспитатель: «Ребята, ваши пальчики устали рисовать, пусть они отдохнут. Давайте с ними немного поиграем.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем. (Дети встают, поднимают руки перед собой, встряхивают кисти рук и при этом притоптывают.)

А теперь будем рисовать героев сказки. Сколько животных было в доме? Столько же, сколько кругов в верхнем ряду. Правильно, пять. Кто жил в зимовье? Бык и баран, верно. Давайте вспомним, как они выглядят. У них на голове есть рога, но они разные. У быка рога подняты вверх, а у барана опущены вниз. Нарисуйте быка и барана. А кто это серенький, усатенький, полосатенький и мяукает? Кот. Нарисуйте в следующем круге кошачью мордочку. Какого цвета будет круг с мордочкой кота? У нас кот серый, поэтому и круг раскрасим… Верно, в серый цвет. У петушка на голове что? Гребешок. Он какого цвета? Ярко-красный. В следующем кружочке мы нарисуем свинью. Вспомните, какой у свинки нос? Правильно, нос пятачком, она розового цвета. Не забудьте нарисовать свинке забавный хвостик. Итак, рисуем петушка и свинку.

Кого мы забыли нарисовать? Верно, волка и медведя. Какие они? Да, волк серый и зубастый, медведь – коричневый, уши маленькие. Нарисуйте их в нижних кругах. Вот мы с вами и нарисовали всех животных из сказки «Зимовье». Теперь вы сможете сами, глядя на свои рисунки, рассказать сказку. Ваши рисунки помогут вам вспомнить, о чем эта сказка. Кто хочет попробовать рассказать сказку? (Один из детей с помощью воспитателя пробует рассказать сказку.) Дома расскажите сказку родителям, бабушкам и дедушкам ".

6. Дидактическая игра «Замени слово».

Лексическая работа.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Замени слово». (В эту игру должны быть включены слова и обороты речи, встречающиеся в сказке «Зимовье»).

«Пришла лютая зима». – Каким словом можно заменить слово «лютая»?», – спрашивает воспитатель. «Туго пришлось волку». – Это как? «Не взвидел я свету!». – Хорошо было кому-то или плохо?

7. Конструирование дома зверей из палочек Кюизенера.

Воспитатель: «А теперь давайте построим дома для зверей. Разделимся на группы. Одна команда будет строить дом для домашних животных, другая – для волка и медведя. Пусть у всех зверей будет дом. Они будут дружить и ходить друг к другу в гости. Победит та команда, которая быстрее и лучше построит дом для зверей.

8. Итог занятия.

Воспитатель: «Дети, вам понравилась сказка? А кто запомнил, как называется сказка? Правильно, «Зимовье зверей». Что на занятии вам больше всего понравилось? (Ответы детей.) Вы все сегодня молодцы. Я вами очень довольна и хочу на память об этом занятии подарить вам раскраски с изображениями животных – персонажей сказки «Зимовье».

Использованная литература:

1. Иванищина О. Н. Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях: методическая разработка. – Сайт «Всё для детского сада».

2. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. – М. : Центр педагогического образования, 2008.

3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

Публикации по теме:

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию детей с использованием моделирования «Рассказывание сказки «Зимовье зверей»
Опубликовано: 27 октября 2013 в 12:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД