Конспект НОД по речевому развитию детей с использованием моделирования «Рассказывание сказки «Зимовье зверей»

Наталия Ивановна Дмитриева
Конспект НОД по речевому развитию детей с использованием моделирования «Рассказывание сказки «Зимовье зверей»

Направления развития:

познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Интеграция образовательных областей:

коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, музыка.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, учить понимать содержание, сопереживать героям.

- Формировать способность к наглядному моделированию.

- Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью моделирования.

- Обогащать и активизировать словарь детей за счет введения образных выражений.

- Подвести к пониманию образного содержания пословиц.

- Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию.

Развивающие:

- Развивать познавательные способности детей: мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность.

- Развивать умение четко произносить звуки, используя звукоподражание.

- Развивать умение передавать интонацией голоса и характеры персонажей.

- Развивать умение рассказывать сказки.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

- Воспитывать нравственные качества: дружбу и взаимопомощь.

- Воспитывать умение сотрудничать с воспитателем.

Материалы и оборудование:

книги – разные издания сказки, рабочие листы для моделирования, карандаши, магнитная доска с фигурками героев сказки, предметные картинки с изображениями домашних животных и петуха, а также диких – волка и медведя, картинка с изображением бревенчатого дома, палочки Кюизенера, листы с образцами домов из альбома «На золотом крыльце…», кассета с записью песни В. Шаинского «В мире много сказок», русская шаль.

Предварительная работа:

1. Чтение сказки детям воспитателем в группе и дома родителями.

2. Рассматривание предметных картинок с изображениями домашних животных и птиц: свиньи, быка, барана, кота, петуха

3. Рассматривание иллюстраций к разным изданиям сказки.

4. Загадывание загадок о животных.

5. Объяснение значений непонятных слов: бревенчатый дом, щепа, кирпичная печь, что значит: «проконопатить стены дома».

Содержание непосредственно-образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.

Психологический настрой:

Воспитатель: «Дети, встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся -

И друг другу улыбнемся. "

На магнитной доске прикреплены фигурки персонажей сказки «Зимовье».

Педагог: "Дети! Посмотрите на доску и скажите, каких домашних животных вы видите? А теперь назовите диких животных".

2. Подготовка к восприятию текста.

Создание фона восприятия сказки. Сюрпризный момент.

Звучит музыка – песня «В мире много сказок» композитора Владимира Шаинского. Воспитатель набрасывает на плечи русскую шаль и говорит: «Дети, я – сказительница. Сказки сказываю.

Сказки старинные, не короткие, не длинные:

Про кошку, про ложку, про волка и по быка,

Про смелого петуха,

Про дружных зверей…

Это присказка, а сказка? Сказка дальше пойдет. Слушайте внимательно. Сейчас я расскажу вам сказку про животных, которых вы назвали, а вы мне скажете, как сказка называется. "

3. Рассказывание сказки.

Развитие произвольного внимания и слухо-речевой памяти.

Воспитатель рассказывает сказку выразительно, в стиле напевного русского повествования.

Физкультурная пауза:

Воспитатель: «Покажите-ка мне, как «Хавроньюшка глину месила и кирпичи лепила» (2 подгруппы: одна группа – глину месит, вторая – кирпичи лепит, потом наоборот). (Дети имитируют действия под музыку.)

4. Беседа по содержанию.

Развитие диалогической речи.

Воспитатель: «Дети,

- О чем рассказывается в этой сказке?

- Вспомните, в какой еще русской народной сказке животные жили вместе в одном домике? Правильно, в сказке «Теремок», а еще в сказке «Рукавичка».

-Как вы поняли, что значит «зимовье»?

(Дети отвечают, что это домик для зимы, чтобы перезимовать, не замерзнуть.)

-Как можно было бы по-другому назвать эту сказку?

- Для чего звери решили построить себе дом? Расскажите, как они строили дом. Кто что делал? (Воспитатель побуждает детей повторять слова из текста).

-Расскажите, как зимовали звери. Что случилось однажды? Как зверям удалось спастись?

- Как вы думаете, что помогло зверям спастись? (То, что волк их испугался.)

Есть такая пословица: «У страха глаза велики». Как вы ее понимаете? О ком из героев сказки можно так сказать?»

5. Моделирование сказки.

Формирование навыка наглядного моделирования. Развитие связной речи. Закрепление отличительных особенностей персонажей сказки.

Воспитатель: «Дети, у вас на столе листы бумаги с нарисованными геометрическими фигурами. Первая фигура – это? Правильно, квадрат. Давайте попробуем нарисовать из него избушку – зимовье зверей. Стены у дома есть. А чего же не хватает, чтобы получился дом? Верно, нет крыши, двери и окна. Давайте их нарисуем. Зимой холодно, но в доме есть печь. Значит, на крыше дома надо нарисовать?. Правильно, трубу. Рисуйте, пожалуйста. Ну, вот теплый зимний дом – зимовье для животных готов.

Пальчиковая гимнастика:

Воспитатель: «Ребята, ваши пальчики устали рисовать, пусть они отдохнут. Давайте с ними немного поиграем.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем. (Дети встают, поднимают руки перед собой, встряхивают кисти рук и при этом притоптывают.)

А теперь будем рисовать героев сказки. Сколько животных было в доме? Столько же, сколько кругов в верхнем ряду. Правильно, пять. Кто жил в зимовье? Бык и баран, верно. Давайте вспомним, как они выглядят. У них на голове есть рога, но они разные. У быка рога подняты вверх, а у барана опущены вниз. Нарисуйте быка и барана. А кто это серенький, усатенький, полосатенький и мяукает? Кот. Нарисуйте в следующем круге кошачью мордочку. Какого цвета будет круг с мордочкой кота? У нас кот серый, поэтому и круг раскрасим… Верно, в серый цвет. У петушка на голове что? Гребешок. Он какого цвета? Ярко-красный. В следующем кружочке мы нарисуем свинью. Вспомните, какой у свинки нос? Правильно, нос пятачком, она розового цвета. Не забудьте нарисовать свинке забавный хвостик. Итак, рисуем петушка и свинку.

Кого мы забыли нарисовать? Верно, волка и медведя. Какие они? Да, волк серый и зубастый, медведь – коричневый, уши маленькие. Нарисуйте их в нижних кругах. Вот мы с вами и нарисовали всех животных из сказки «Зимовье». Теперь вы сможете сами, глядя на свои рисунки, рассказать сказку. Ваши рисунки помогут вам вспомнить, о чем эта сказка. Кто хочет попробовать рассказать сказку? (Один из детей с помощью воспитателя пробует рассказать сказку.) Дома расскажите сказку родителям, бабушкам и дедушкам ".

6. Дидактическая игра «Замени слово».

Лексическая работа.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Замени слово». (В эту игру должны быть включены слова и обороты речи, встречающиеся в сказке «Зимовье»).

«Пришла лютая зима». – Каким словом можно заменить слово «лютая»?», – спрашивает воспитатель. «Туго пришлось волку». – Это как? «Не взвидел я свету!». – Хорошо было кому-то или плохо?

7. Конструирование дома зверей из палочек Кюизенера.

Воспитатель: «А теперь давайте построим дома для зверей. Разделимся на группы. Одна команда будет строить дом для домашних животных, другая – для волка и медведя. Пусть у всех зверей будет дом. Они будут дружить и ходить друг к другу в гости. Победит та команда, которая быстрее и лучше построит дом для зверей.

8. Итог занятия.

Воспитатель: «Дети, вам понравилась сказка? А кто запомнил, как называется сказка? Правильно, «Зимовье зверей». Что на занятии вам больше всего понравилось? (Ответы детей.) Вы все сегодня молодцы. Я вами очень довольна и хочу на память об этом занятии подарить вам раскраски с изображениями животных – персонажей сказки «Зимовье».

Использованная литература:

1. Иванищина О. Н. Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях: методическая разработка. – Сайт «Всё для детского сада».

2. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. – М. : Центр педагогического образования, 2008.

3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

Публикации по теме:

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию детей с использованием моделирования «Рассказывание сказки «Зимовье зверей»
Опубликовано: 27 октября 2013 в 12:14
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...