МААМ-картинки

Конспект НОД по региональному компоненту

Светлана Сорокина
Конспект НОД по региональному компоненту

Слайд 1 Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе «Б»

«Чудеса Яснополянской керамики»

Слайд 2 Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с яснополянской керамикой и её росписью.

Задачи:

1. Обучающие:

• Закреплять знания детей о яснополянской керамике, историей её возникновения, особенностей состава и цветовой гаммы узоров.

2. Развивающие:

Публикация «Конспект НОД по региональному компоненту» размещена в разделах

• Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

• Развивать активную речь детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи яснополянских изделий, в поиске идентичных элементов;

• Развивать умение подбирать узор в соответствии с образцами керамических изделий. Развивать чувство симметрии, ритма.

• Развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат.

3. Воспитательные:

• Приобщать детей к истокам русской культуры;

• Способствовать проявлению положительных эмоций;

• Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи;

• Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров Ясной Поляны; воспитывать любовь к родному краю.

Предшествующая работа: чтение рассказов и сказок Л. Н. Толстого

Слайд 3 Ход деятельности с детьми

Дети входят в зал

(играет музыка).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Дети подходят к окну, рядом с которым на столе стоит волшебный сундучок.

Воспитатель: Зима пришла снегом все замела. Ребята, а какая бывает

зима?

( Примеры ответов детей: например, - зима бывает снежная, волшебная, пушистая, морозная).

Воспитатель: Зимушка-зима снова приготовила для нас задание и спрятала в этот волшебный сундучок. Как вы думаете, что в нем?

(Ответы детей)

Воспитатель: Версий было много. Так что же тут?

Воспитатель: (открывает сундучок) : Да здесь изделия мастеров народных промыслов, а наш край богат народными умельцами. Посмотрите, вы узнаете эти изделия? С некоторыми мы уже знакомы. (Ответы детей)

Воспитатель: А где мы можем найти такие изделия?

( Ответы детей: например - Я думаю, что такую посуду можно купить в магазине. А я считаю, что ее можно купить такую посуду на рынке). А вот эти изделия мы с вами видим в первый раз

Воспитатель: Послушайте стихотворение и узнайте в каком уголке нашего края они были изготовлены: Ясная Поляна,

Ясный тёплый день.

На аллеях парка

Отдыхает тень.

Отдыхают клёны,

Липы в тишине,

Свод аллей зелёный

Дал покой и мне.

Здесь, прожив полвека,

В тишине родной,

Тайны человека

Познавал Толстой.

Воспитатель: Вы поняли, что эти предметы изготовили недалеко от нашего города в Ясной Поляне и я думаю, что Зимушка- Зима хочет, чтобы мы отправились в Ясную Поляну и посмотрели как изготавливают эти изделия. А как же мы туда попадем?

(Ответы детей пример - Я думаю, что в Ясную Поляну можно поехать на автолайне. 'А я считаю, что в Ясную Поляну можно поехать на машине).

Воспитатель: Но сейчас зима и много снега намело. На чем же еще туда можно добраться?

(Ответы детей пример - можно поехать на санках)

Воспитатель: Ну что, хотите прокатиться на санях, не простых, а волшебных?

(Ответ детей)

Слайд 4 Посмотрите, какие красивые сани нам прислала Зима. Давайте присядем на стулья, возьмемся за руки и поехали! (звучит музыка)

Слайд 5 Наш переезд закончился, мы прибыли к воротам Ясной Поляны и пойдём прямо к башенкам.

Воспитатель: Как легко тут дышать. Давайте с вами вдохнем чудесный воздух (Упражнение на дыхание 2-3 раза).

Воспитатель: Смотрите, ворота закрыты, а на них надпись: «чтобы к нам попасть вы должны отгадать загадки! А загадки не простые их придумал сам Л. Н. Толстой!» Ну что, давайте попробуем отгадать.

1-ая загадка: Сквозь землю прошел, красну шапочку нашел (Гриб).

2-ая загадка: Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

3-я загадка: Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь).

Слайд 6

Воспитатель: Молодцы, все отгадали, смотрите и ворота открылись, Слайд 7 проходим через мостик.

Слайд 8 А вот и мастерская. (Выставка фото, глина, керамические изделия)

Слайд 9 Ребята мы находимся в мастерской похожей на ту, что основал Л. Н. Толстой со своей женой Софьей Андреевной. В 1997 году на базе музея «Ясная Поляна» был создан отдел декоративно-прикладных ремесел Музея-усадьбы. Мастера отдела создали новый, прежде не существовавший художественный стиль в керамике, который наиболее полно передает светлый поэтический образ Ясной поляны.

Слайд 10 Что вы видите?

( Ответы детей: например - мы видим красивые тарелочки и колокольчик, кувшин).

Слайд 11 Воспитатель: Для изготовления такой посуды используется местная глина, которую добывали недалеко от Ясной Поляны. В окрестностях музея было обнаружено восемь различных сортов глины, которые используются при создании яснополянской керамики. После обжига изделия приобретают терракотовый, белый, желтый и коричневые цвета. По своим природным качествам глина здесь уникальная, пригодная для гончарных работ и лепки. Все изделия изготавливаются вручную по старинным технологиям. Сначала мастер работает над формой предмета на гончарном круге, после изделие должно высохнуть, далее начинается этап декорирования. Мастера используют два вида глины: гончарную и для декора.

Слайд 12 В основе росписи растительный орнамент, передающий красоту и богатство яснополянской флоры. На создание рисунка мастера опираются на примеры гербария собранного еще женой Льва Николаевича, Софьей Андреевной. Керамика украшена ангобной росписью, т. е. росписью разноцветными глинами (глиной по сырой глине).

Это трудное слово ребята «ангобная», давайте его повторим. На многих изделиях присутствует декоративное украшение, сплошным кольцом огибающее сосуд или вазу, название которому – «венец». Это воспоминание о живых венцах, надевавшихся на посуду при совершении народных обрядов. Такой орнамент являлся добрым оберегом, символом изобилия

Воспитатель: Какие красивые цветы нарисовали мастера, давайте с вами представим, что наши руки – это бутончики цветов:

Физкультминутка «Бутончик»

Каждый бутончик. Склониться бы рад. Влево и вправо, вперед и назад. От ветра и зноя Бутончики эти. Спрятались живо

В цветочном букете.

Слайд 13 Воспитатель: давайте ещё раз внимательно посмотрим, какие узоры нанесли мастера, из чего они состоят. А хотите проверить свои знания и попробовать выбрать элементы узора Яснополянской керамики? Игра «Угадай узор».

Воспитатель: Молодцы! Правильно выбрали элементы растительного орнамента яснополянской росписи.

А теперь я предлагаю вам подойти к столам и выбрать силуэт любого изделия, составить на нем узор из выбранных вами элементов, а затем приклеить его.

Самостоятельная работа.

Индивидуальная помощь.

3. Заключительная часть.

(Дети выкладывают получившиеся изделия).

Воспитатель: Ребята, какие красивые получились у вас изделия, вы все постарались, а сейчас давайте вспомним

кто же основал мастерскую в Ясной Поляне? Где добывают глину?

Как называется роспись, которой украшают керамические изделия в Ясной Поляне?

( Ответы детей: например - Эту мастерскую основал Л. Н. Толстой со своей женой Софьей Андреевной. Глину добывают недалеко от Ясной Поляны. Роспись называют - ангобная).

Воспитатель: Ну, вот мы и справились с заданием Зимушки-зимы, побывали в Ясной поляне и узнали про чудесную яснополянскую керамику. Сложное задание нам дала она?

Рефлексия:

Вам понравилось занятие? Что вам запомнилось?

О чём вы вечером расскажите своим родителям?

А в следующий раз мы с вами попробуем стать мастерами и будем расписывать глиняные изделия Яснополянскими узорами, с которыми мы сегодня познакомились.

А теперь ребята, нам пора возвращаться в детский сад, чтобы вернуть посуду и игрушки их хозяйке.

Слайд 14 Наши сани уже ждут нас. Садимся на стульчики, закрываем глаза и поехали. (Звучит музыка)

Слайд 15 Воспитатель: Ну вот мы и вернулись (складывает предметы в сундук, а там лежат яблоки). Дети, посмотрите, Зимушка для нас оставила подарки из сада Л. Н. Толстого, это яблоки. Мы славно потрудились и пришла пора угоститься, а нашим гостям мы скажем: «До свидания!».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда по национально-региональному компоненту в группеПредметно-развивающая среда по национально-региональному компоненту в группе Предметно-развивающая среда по национально-региональному компоненту в группе. Урала сердцевина, России середина, Башкортостан ты - мой восторг.

Конспект НОД по региональному компоненту «Мой край родной Дагестан» Тема: «Мой край родной Дагестан!» Цель: Воспитать любовь и уважение к родному краю, к традициям и обычаям своего народа. Материал и оборудование:.

Музыкально-литературный час по региональному компоненту «Мы по городу идём»Музыкально-литературный час по региональному компоненту «Мы по городу идём» Музыкально-литературный час по региональному компоненту "Мы по городу идём" Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

НОД по региональному модулю «Поэтический образ природы в произведениях мордовских поэтов» НОД по региональному модулю тема: «Поэтический образ природы в произведениях мордовских поэтов». Программное содержание: Показать формы.

Отчет по региональному компонентуОтчет по региональному компоненту Авторы: Семенова Е. С., Матвеева А. С. Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных.

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по региональному компоненту Тема, цель, итоговое мероприятие по теме Вид деятельности Формы организации совместной взросло – детской (партнерской) деятельности Самостоятельная.

Перспективный план работы по региональному компоненту для детей старшей группы .

Перспективный план работы по региональному компоненту в старшей группе Тематическое планирование работы по использованию регионального компонента. Сроки тема Содержание и связь с другими видами деятельности.

Приложение к годовому плану по Ппб, ПДД, ОБЖ, региональному компоненту театрализованной деятельности. Дата. Тема недели. Работа с детьми Работа с родителями. 1-2 сентября ПДД 1. Рассматривание картины «Улица города» 2. Подвижная игра.

Сценарий спортивного праздника «Мы мороза не боимся» по региональному компоненту «Тамазак Пайрам» Дети собираются на площадке Скомороха: Эй, ребята – дошколята! Мерзнут руки, мерзнет нос? Постарался же сегодня Старый дедушка Мороз! Ребята,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по региональному компоненту
Опубликовано: 30 марта 2017 в 17:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД