Лучший педагог года

Конспект НОД по рисованию «Такая непростая, загадочная эта каргопольская игрушка»

елена замотина
Конспект НОД по рисованию «Такая непростая, загадочная эта каргопольская игрушка»

Игрушки для детей созданы тысячи лет тому назад.

Задача игрушки - дать в руки ребенку часть

познаваемого им мира.

Игрушка – это мост в сознании ребенка

между реальной жизнью и его воображением.

Б. А. Рыбаков

Конспект НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Тема: «Такая непростая, загадочная эта каргопольская игрушка»

Цель: познакомить детей с историей возникновения каргопольской игрушкой.

Публикация «Конспект НОД по рисованию „Такая непростая, загадочная эта каргопольская игрушка“» размещена в разделах

Задачи:

• познакомить детей с обозначениями элементов росписи;

• познакомить детей с этапами заготовки глины для игрушки;

• познакомить со знаменитой мастерицей каргопольской игрушки У. И. Бабкиной;

• познакомить детей с символикой самих игрушек, что они обозначают.

Ход занятия:

Каких только игр и игрушек не встретишь на прилавках наших магазинов! Яркие, красочные, маленькие и большие, сделанные из различных материалов, импортные и отечественные… А когда появились первые игрушки и какими они были? Какие особенные игрушки были у наших земляков в далеком прошлом?

Первые игрушки появились, наверно тогда, когда первобытный человек сделал себе для охоты копье, а для своего сынишки такое же, но поменьше. А еще вылепил из глины горшок, из оставшегося кусочка – куклу. Так и повелось из поколения в поколение.

В 150 километрах от нашего поселка Североонежск, в южном направлении, расположен город Каргополь.

Знаменит этот город своими церквями, а ещё тем, что около него берет своё начало наша красавица река Онега. Археологические раскопки на территории Каргополя показывают, что люди жили здесь еще четыре тысячелетия назад и уже в это время занимались керамическим искусством. Причем орнаменты на древних находках те же, что и на современных каргопольских игрушках. «Распевные» утушки точно повторяли некоторые старые образцы, черепки от которых находили в давно нетронутой почве. И каждый из этих знаков узора имел магическое значение. Значения этого современные игрушечники зачастую не помнят, но продолжают рисовать на груди и боках полканов, коньков и оленей, на платьях барышень, на свистульках - утушках старинные магические знаки - круги, кресты, зигзаги с точками. Значения - то не помнят, а назначение известно - оберегать человека, привлекать ему на помощь добрые силы и отгонять злые.

Процесс изготовления игрушки очень сложен и труден. В прошлом изготовление игрушки не являлось отдельным промыслом. Ее лепили из остатков глины, используемой для изготовления посуды и для того, чтобы порадовать своих детей.

Приготовление глины к работе:

• Заготовка глины в летний период.

• Просушить глину на печи.

• Толкли в деревянных корытах, заливали кипятком.

• Два дня подряд мешали лопаткой.

• Мяли, выбирая при этом мелкие попавшие камешки.

Так на приготовление лишь небольшого корытца глины уходило в среднем четыре дня. Затем глину резали на полосы, и, как много столетий назад, на ручных деревянных кругах лепили горшки. А из остатков глины «стряпали» величавых, словно застывших в молчании баб, домашнюю живность и лесное зверье, петушков и звонкоголосых утушек, особо любимых детворой. Делали мастера и «распевные» свистульки с несколькими отверстиями: подуешь в нее, закрывая попеременно то одну то другую дырочку, и польется переливчатая мелодия.

Готовая посуда и игрушки два дня сохли на воронце - полочке под потолком избы. Потом их обжигали в домашних русских печах или в обжигальнях, специально устроенных в поле за деревней. Часть обожженных горшков «обваривали» в «болтушке» из овсяной или гороховой муки. Мука пригорала к стенкам сосуда, и он покрывался черными, словно затейливый кружевной рисунок, пятнами. Точно так же поступали и с игрушками.

Затем игрушки расписывали. Элементы росписи были очень просты, но они были очень символичны, каждый символ что – то обозначал.

Капля - обозначает зерно, полоски - пашня, полоски с точками - засеянное поле,

различные кресты - это солнце, которое светит на все четыре стороны.

Цвет в росписи тоже имеет значение:

Белый - чистота, добро, правда Желтый – солнце, радость

Красный - огонь, красота, здоровье, сила Зеленый – жизнь, земля, пашня

Синий - небо Черный – горе, зло, неправда.

Крынки и горшки продавали сотнями, даже целыми возами скупщикам или продавали на предвесенних ярмарках и базарах. Эти базары приходились на время так называемого «великого поста». Во второй половине 19 века Алексеевская ярмарка проводилась с 12 по 17 января.

Свой товар крестьяне расставляли прямо на снегу: горшки с крышками - «кровельками», «латки» и масленки, «жарехи» и лотки, цветочники и кадиленки. И обязательно был «мелочный» (дешевый) товар: глиняные птицы - свистульки и лошадки, фигурки медведей, оленей, зайцы и «бабы».

Знаменитой мастерицей каргопольской игрушки была Ульяна Ивановна Бабкина (бабушка Ульяна). Ей даже памятник в Москве поставили. Жила она в покинутой всеми к 1970 – м годам деревушке Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя.

Всю жизнь она занималась тем, что лепила свою глиняную сказку. Делала она игрушки с любовью, всегда разговаривала с ними, шутила. Лепила она Полкана и о нем рассказывала:

- В старину жил такой, хлеб помогал растить, землю от врагов оберегать.

Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая, а на груди - солнце.

Ноги, что у коня быстрые. А на ногах золотые копыта.

Про «Мужика» она так говорила:

-Мужика надо ражего (хороший, крепкий, деловой, здоровый) делать, телом крепкого, нравом удалого, характером веселого. Лицо улыбчатое, носик небольшой, и глаза, что угольки.

Один из любимых образов Бабкиной - коровушка. Лепила она ее и приговаривала:

-Губы тебе сделаю толстые, чтобы травку щипала, рот большой, чтобы весело мычала, реветь хочет, так пусть ревит…Рога - словно два полумесяца, и вымечко полнехонько. У этой коровы молочка много - деткам на радость. Пусть пьют, раз охота.

Сами игрушки тоже являлись символами (слайды). Среди ее образов звучала тема народной жизни и быта. Простой русский человек Севера в ее глазах - нравственно здоровый, способный и дельный, одним словом – «красный».

Расписывала свои игрушки Ульяна Ивановна самодельной, приготовленной на молозиве и олифе краской. А в последние годы ее жизни краски ей привозили и присылали ее многочисленные гости и заказчики.

Своей жизнью и творчеством соединила Ульяна Ивановна прошлое и настоящее старинного промысла, дотеплила его огонек до наших дней и показала путь его дальнейшего развития. Ее ремесло подхватили семьи Дружининых и Шевелевых. В 80-е годы прошлого века была организована мастерская каргопольской игрушки.

Д. В настоящее время в Каргополе работает цех по изготовлению игрушки. В нем для всех желающих проводят мастер – классы. А музей игрушки расположен в бывшем Доме пионеров.

Рассмотрев содержание основных сюжетов каргопольской глиняной игрушки, нетрудно заметить, что все они тесно связаны с сущностью хозяйственной и трудовой жизни человека: с заботами об урожае и поголовье скота, с думами о будущем своего «рода – племени», его благополучии и довольстве. Каргопольская игрушка по духу своему подлинно народная: ее делали крестьяне своим детям, крестьянским детям она и была предназначена.

Глиняные фигурки игрушками называются в наши дни только по традиции. В руки детям они попадают все реже и реже и служат лишь занятным сувениром.

Предложить детям рассмотреть игрушки, выбрать несколько символов – элементов росписи и зарисовать в своих альбомах.

Примечание: Знакомство с каргопольской игрушкой я провожу в подготовительной группе. Так как детям этого возраста уже доступно для понимания значение символов и элементов росписи. Это больше всего и привлекает детей в каргопольской игрушке. Сама ведь игрушка по своему колориту и элементам уступает ярким, нарядным дымковским и филимоновским игрушкам. Это первое, вводное занятие. Дальше провожу несколько занятий по лепке и росписи игрушек.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дымковская игрушка». Фотоотчет НОД по рисованию в старшей группе«Дымковская игрушка». Фотоотчет НОД по рисованию в старшей группе «Дымковская игрушка». Фотоотчет НОД по рисованию в старшей группе. В начале учебного года воспитанники нашей группы продолжают знакомство.

Конспект занятия «Эта загадочная Африка» Цель: развитие инициативы, любознательности и самостоятельности детей в различных видах детской деятельности. Программное содержание :.

Конспект НОД «Художественно-эстетическое развитие» «Эта удивительная страна» старшая группа Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» «Эта удивительная.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка» Цель: • Продолжать знакомить детей с дымковской росписью; • Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками;.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе по теме «Эта чудесная вода» Цель: развитие исследовательской деятельности. Задачи: Закрепить знания об основных свойствах воды. Воспитывать бережное отношение к природе.

Конспект НОД «Эта удивительная соль» для детей подготовительной к школе группы Конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы Воспитатели: Челоксаева Татьяна Степановна, Пепеляева Анастасия.

Конспект познавательной НОД с элементами экспериментирования «Эта удивительная соль» в подготовительной группе Конспект познавательной НОД с элементами экспериментирования «Эта удивительная соль» Цель: способствовать развитию познавательного интереса.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Ах, эта красная рябина среди осенней желтизны» Программное содержание: воспитывать у детей чувство любви к родной природе, желание и умение наблюдать за изменениями в ней, формировать.

Конспект занятия по рисованию во 2 мл гр по теме «Любимая игрушка» Технологическая карта организованной учебной деятельности во 2 младшей группе Образовательная область: «Творчество» Раздел: Рисование Тема:.

«Эта загадочная тень». Экспериментирование в старшей группе«Эта загадочная тень». Экспериментирование в старшей группе Экспериментирование в старшей группе «Эта загадочная тень….» Цель: выяснить с детьми, что такое тень; показать на опыте, как образуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по рисованию «Такая непростая, загадочная эта каргопольская игрушка»
Опубликовано: 5 января 2018 в 20:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД