Получи документы

Конспект НОД по ручному труду с элементами экспериментальной деятельности «Секреты бересты» для подготовительной группы

Екатерина Пшеничная
Конспект НОД по ручному труду с элементами экспериментальной деятельности «Секреты бересты» для подготовительной группы

Программное содержание:

1. Продолжать расширять и углублять знания детей о дереве, ставшим символом России-березе.

2. Уточнять и конкретизировать представления детей о бересте как гибком, пластичном, легком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и другой домашней утвари;

3. Развивать у детей умение анализировать, сравнивать, обобщать;

4. Формировать интерес к работе с природным материалом и положительные эмоции у детей от самостоятельной творческой деятельности.

5. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе.

Публикация «Конспект НОД по ручному труду с элементами экспериментальной деятельности „Секреты бересты“ для подготовительной группы» размещена в разделах

Материалы и оборудование: мультимедиа, волшебная палочка, для экспериментирования : кора берёзы и тополя, лупа, по 2 стакана на каждого ребёнка, ножницы, пинцет; для изготовления игрушки: заготовки игрушки, скотч, ножницы, алгоритм, презентация «Секреты берёзы».

Предварительная работа: просмотр презентаций, наблюдение на прогулке за березой, чтение стихотворений, загадывание загадок, рассматривание гербария, экспериментирование (наблюдение за срезанной веточкой березы, стоящей в вазе с водой, приклеивание тесьмы к заготовке.

Ход НОД.

1. Орг. Момент.

В. : Ребята, посмотрите, пожалуйста, к нам пришли гости. Поздоровайтесь. А теперь давайте встанем в круг. Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глазки своему соседу сначала слева, теперь справа и на всех.

А теперь, представим, что мы солнышки. А солнышко, у нас какое?

Дети отвечают. Хорошее, доброе, ласковое, тёплое…

В. : Давайте улыбнёмся и порадуем всех своей улыбкой.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о дереве, которое издавна почитаемо на Руси. А о каком дереве пойдет речь, угадайте.

Плачет по весне слезами,

В почках растворяет камень,

И бумага для письма,

И - резные терема

Белая сорочка - царя лесного дочка,

В бане – хозяйка,

А ну-ка, угадай-ка?

В. : - О каком дереве загадка? (ответы детей)

В. :- Конечно, это берёза. (2 слайд).

В. :- Мы с вами уже много знаем о берёзе, но сегодня мы откроем ещё некоторые её секреты. Давайте поиграем в игру «Волшебная палочка»

- Передаем волшебную палочку по кругу и называем слова, характеризующие образ русской берёзки. (Кудрявая, красивая, стройная, белоствольная, полезная, русская, гибкая, нежная, гордая, величественная, воспетая).

В. : Береза не только красивое дерево, но она еще и полезное дерево.

А сейчас я проверю, знаете ли вы, какую пользу приносит берёза человеку? Проходите на стульчики и мы с вами посмотрим презентацию.

7 слайд. Раньше из почек берёзы делали коричневую краску.

8 слайд. А из листьев делали зелёную краску.

10 слайд. А есть ещё берёзовый гриб – чага. Твёрдый, как дерево. Вы может быть и сами его видели. Если видели на берёзе – значит она болеет. Но и болея, она помогает человеку. Потому что этот гриб – лекарство от многих болезней.

12 слайд. Из берёзы издавна добывали дёготь, нагревая древесину без доступа воздуха. Дёготь – это густая маслянистая жидкость с резким запахом. В старые времена без него было не обойтись. Дёгтем чистили сапоги, смазывали оси телег, а это всё равно что машинное масло для грузовиков. И однажды кучера заметили, что если на рану попадёт дёготь, то она заживает быстрее. Из берёзового дёгтя стали делать целебные мази. А из дёгтя ещё делали дегтярное мыло. Оно и сейчас продается.

13 слайд. Во время войны раненым истощённым детям давали по 150 – 200 г. берёзового сока.

В годы войны пекли из коры хлеб.

20 слайд. Посуда из бересты сохраняет продукты от сырости и плесени. Молоко в берестяной посуде не киснет. Рыба зимой не замерзает, а летом не портится.

В. : Молодцы, много знаете о пользе березы.

Экспериментальная деятельность :

А сейчас, давайте пройдём и рассмотрим кору берёзы. А вы знаете, как она называется? (береста) Какая она? (белая, тонкая, слоёная) А теперь потрогайте её? Какая она на ощупь? (березовая кора шероховатая) А мы можем её порвать? А порезать ножницами? Попробуйте. Получилось? Потрите пальчиком её. Что с ним произошло? (стал белым) Как вы думаете, почему? Кора пропитана особым белым цветом-бетулином. У других деревьев такой краски нет, вот поэтому ваши пальцы окрасились в белый цвет.

А теперь возьмите лупу и внимательно рассмотрите бересту. Что вы можете сказать? (она состоит из отдельных слоёв, словно книжка с крепко прижатыми друг к другу страницами) По количеству слоёв бересты определяют возраст деревьев. Как вы думаете, у вас береста с какого по возрасту дерева? (старое или молодое) Продолжаем рассматривать бересту. Что ещё вы видите? (чёрные чёрточки) Подумайте, как называются эти чёрточки? Они называются чечевички. А как вы думаете, для чего они нужны? (береза через них дышит)

В одной из книг я прочитала такое выражение «Береста-это плащ березы». Как вы считаете, почему автор дал такое необычное определение? (ответы детей) Посмотрите, у меня есть ещё кора тополя. Давайте мы с вами опустим в воду кору берёзы и кору тополя и посмотрим, что будет через некоторое время.

А пока Кристина будет моей помощницей. Кристина, потрогай эти кусочки бересты и ничего не говори девочкам. Итак, Кристина положи один кусочек в стакан с цифрой 1, а во 2-ой второй кусочек. А как вы думаете, что с ними случится, если мы зальём их горячей водой? Далее воспитатель обращает внимание на замоченную бересту.

Что произошло с берестой? Итак, Кристина, скажи, пожалуйста, в стакан под номером 1 по толщине какую ты положила бересту? А под номером 2? Какой мы можем сделать вывод?

Береста скрутилась потому, что она тонкая. Значит, чем толще береста, тем ее нужно дольше замачивать в горячей воде.

Время замачивания зависит от толщины и сухости бересты.

Ну, а теперь давайте вернёмся к нашим стаканам с корой. Достаньте сначала кору тополя. Потрогайте её. Что с ней произошло? (она стала крошится) А давайте теперь достанем кору берёзы. Потрогаем её? Она крошится? (нет) Как вы думаете, почему? (Потому что она не пропускает влагу.) Так почему бересту называют плащом берёзы? (она как и плащ не пропускает влагу). Вот сколько мы уже с вами узнали секретов бересты. А сейчас давайте пройдём и поиграем в игру «Что сделано из бересты. Вам нужно по очереди выбрать и перенести на другой стол предметы, изготовленные из бересты.

Давайте посмотрим, как вы справились. Молодцы!

Ребята, мы уже говорили с вами, о том, что из бересты делают игрушки, сувениры, давайте, и мы свами побудем народными мастерицами. Проходите за свои рабочие места. Посмотрите, сегодня мы с вами будем делать вот такую игрушку. Вспомните секрет мастеров, как правильно заготавливать бересту.

Внимание на экран. Давайте рассмотрим алгоритм изготовления игрушки. С начала мы находим заготовку головы. Вырезаем её. Наклеиваем личико. Затем приклеиваем волосы и сгибаем голову пополам. Теперь склеиваем туловище. Вставляем голову и приклеиваем ручки. Приклеиваем платочек и вот наша игрушка готова. Вам, понятно как мы будем изготавливать игрушку. Приступайте к работе, но не забывайте правила работы с ножницами.

Самостоятельная деятельность детей.

Девочки, поставьте своих красавиц в хоровод возле нашей берёзки. Вот какие красавицы у нас получились.

Много песен о березе сложено,

Много танцев танцевал народ,

Вот и мы сегодня с вами

Заведем - ка хоровод.

Девочки, а какие новые секреты берёзки, вы узнали сегодня? И сегодняшнее наше занятие мне хотелось бы закончить стихотворением Галины Садовой «Берёза – символ России».

Береза –символ России,

Сокровище русской земли.

Веками ей песни дарили,

Признанья стихами в любви.

Береза-символ России.

Царица русских полей.

Она средь невест всех красивей

Величественней и белей.

Шелестом листьев березы

Шепчет Россия нам.

Весной святой родины слезы

Бегут у берез по стволам.

Береза-символ России,

Печаль в ней и радость земли,

Веками ей песни дарили,

С поклоном к березе все шли.

Скажите до свиданья нашим гостям.

Публикации по теме:

Фотоотчет о нетрадиционной образовательной деятельности по ручному труду в подготовительной группе «Цветы в подарок»Фотоотчет о нетрадиционной образовательной деятельности по ручному труду в подготовительной группе «Цветы в подарок» Чтобы нам сделать стебель нужно из белого бумаги скатать трубочку. Затем из полосок цветной бумаги делаем заготовки для цветов, нарезая.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ручному труду «Корзина с угощением»Конспект непосредственной образовательной деятельности по ручному труду «Корзина с угощением» Цель: закрепление навыков работы выполнения аппликации из картона с помощью шаблонов, обобщение знаний об овощах. Задачи:- продолжить работу.

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе «Валентинка» Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе. Тема: «Валентинка»Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»,.

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе «Новогодние игрушки» Тема: «Новогодние игрушки» Цель: изготовление новогодних игрушек для украшения ёлки в группе. Образовательные задачи: 1. Закреплять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Секреты кока-колы» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формировать навыки исследовательской деятельности.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Секреты «Кока-колы»Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Секреты «Кока-колы» Пояснительная записка Правильное питание в детстве – фундамент здоровья на всю жизнь. Мы живем в XXI веке и на прилавках магазинов можно.

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы «Секреты песка»Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы «Секреты песка» .

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты Йоника» Средняя группа Автор-составитель: Воспитатель Токарева А. Ш. 2015 г. Задачи: Образовательные: подвести к пониманию того, что воздух есть.

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе «Изготовление масок для игр-драматизаций» Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе МДОУ «Звениговский детский сад «Светлячок» Воспитатель Фадеева Н. В. Тема: Изготовление.

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе «Подарок для мамы» Воспитатель Фадеева Н. В. Тема : Подарок для мамы. Программное содержание: 1. Продолжить знакомить детей с упаковочным материалом. 2. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ручному труду с элементами экспериментальной деятельности «Секреты бересты» для подготовительной группы
Опубликовано: 9 апреля 2016 в 10:11
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД