Конспект НОД по ручному труду в старшей группе. Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Валентина Морозова
Конспект НОД по ручному труду в старшей группе. Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Конспект занятия по ручному труду.

«Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки». Конспект НОД по ручному труду в старшей группе.

Разработчик- воспитатель Морозова Валентина Георгиевна-воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ Тацинского д/с «Колокольчик» станицы Тацинской.

Занятие по ручному труду для старших дошкольников, знакомство с народной игрушкой, конспект НОД для старшей группы.

Интеграция образовательных областей:

Социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, физическая культура.

Цели:

1. Познакомить детей с самодельными видами кукол-оберегов.

2. Научить изготовлять простейшую куклу-оберег «Пеленашка».

3. Продолжать знакомить детей с русскими традициями.

4. Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность. 5. Активизировать словарный запас дошкольников.

Предварительная работа:

Создание в группе мини-музея «Мир кукол».

Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Василиса Прекрасная». Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин игрушек».

Дидактическая игра «Из чего сделана?

Заучивание пословиц о труде.

Пальчиковая игра «Игрушки».

Оборудование и материалы:

Мини-музей различных кукол, куклы-обереги, «Колокольчик», «Травница», «Крупеничка», куклы «Мартинички».

Колыбелька с куклой. Иллюстрации кукол-оберегов.

Материал для работы:

Подносы с лоскутками ткани (белая - для куклы, цветная треугольной формы - для платочка кукле, цветная прямоугольной формы- для одеяла кукле, красные нитки и ленточки для завязок).

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня нас ждет путешествие в далекое прошлое, но сначала отгадайте загадку: Платье носит, есть не просит.

Всегда послушна,

Но с ней не скучно? (Кукла)

Воспитатель: А у вас есть куклы? (ответы детей). А что вы с ними делаете? (пеленать, кормить, поить, гулять). Кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны, а у кого-то они красуются на полке. А кем может быть кукла для девочки? (Дочкой, подружкой).

Куклы мои – не просто игрушки,

А для меня такие подружки.

Кто вам сказал, что дети не знают,

Как по ночам куклы вздыхают.

Воспитатель: Сейчас вы встретитесь с различными куклами, которые живут в мини-музее. Чтобы туда попасть, скажем волшебные слова:

Вокруг себя повернись и в музее очутись.

Нас встречает волшебная страна - музей кукол. Вам нравятся эти куклы? (Да) Они все разные.

Посмотрите, во что одеты вот эти куклы? (Красивые платья, шляпы). Это куклы коллекционные. Они показывают всем нам, как одевались наши прабабушки. Посмотрите, вот другие куклы. Как вы думаете, из какого материала они сделаны? (из дерева, глины, фарфора). Это куклы сувенирные. Их дарили на подарок. А вот этих кукол вы узнаете? (Да) Это кукла Барби и куклы малыши. Это современные куклы, с ними можно играть каждый день. А чтобы узнать какие еще есть современные игрушки, мы поиграем в игру вот с этим тряпичным мячом.

Проводится игра «Лови – называй»

Он и стройный и красивый,

У него густая грива!

Жаль нельзя на нем промчаться

Только можно покачаться. (Конь-качалка)

Совсем не нужен ей водитель,

Ключом ее вы заведите-

Колесики начнут крутиться,

Поставь ее, она помчится. (Заводная машинка)

Погляди скорее-

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Пухленькие крошки-

Как зовут? (Матрешки)

Я хорошая игрушка,

Буду девочкам подружкой.

Я смогу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

Я прошу меня любить,

Не ронять меня, не бить. (Кукла)

У него есть два крыла,

Как у птицы, у орла.

Корпус у него блестящий.

Он как будто настоящий. (Самолет)

Эта милая игрушка-

Малышовая подружка.

Целый день она поет,

Деткам плакать не дает. (Погремушка)

Воспитатель: Я познакомлю вас с куклами-оберегами. Как вы думаете, что значит «обереги»? (от слова оберегать, беречь, охранять). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Для изготовления кукол-оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани, кусочки тесьмы и нити. Пригодятся только добрые мысли, чистое сердце и хорошее настроение – только тогда кукла выполнит свое главное предназначение: защищать, поддерживать в трудную минуту, оберегать от зла. Сейчас мы рассмотрим с вами вот этих кукол. Первая кукла – Кубышка-Травница. Как вы думаете почему она так называется? (она наполнена лекарственной травой).

Воспитатель: Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Она и защитница от злых духов болезни. Ее ставили около кровати больного, давали играть детям. Другая кукла наполнена крупой. Как она называется? (Кукла -«Крупеничка») Это оберег на сытость и достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Входящий в избу гость мог определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа - значит в доме беда. Дети, вы обратили внимание, что оберегам не нарисованы лица? Почему? (люди верили, что через глаза фигурки селится злой дух и принесет несчастье).

У нас еще есть куклы обереги. Посмотрите на эти иллюстрации. Назовите их. (кукла «День и ночь», кукла «Колокольчик», кукла «Десятиручка», куклы «Неразлучники». Дети рассказывают о назначении этих кукол - оберегов.)

Воспитатель: Посмотрите, есть ли в нашем музее современные куклы-обереги? (Да, это домовята, домовенок «Нафаня»- это хозяин дома, он оберегает дом.)

Воспитатель: Давайте и мы попробуем сделать тряпичную куклу для наших игр, может быть кто-то подарит ее своим маленьким сестричкам,братикам, добром вспомним своих далеких предков. Начнем работу с пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (хлопают в ладоши, стучат кулачками)

Два медведя, Буратино

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок (загибают пальцы по очереди)

Раз, два, три, четыре, пять (разгибают пальцы)

Помогаем Кате игрушки сосчитать.

Воспитатель рассматривает с детьми алгоритм изготовления куклы-«Пеленашки». Дети приступают к работе. Звучит спокойная музыка. По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе.

Воспитатель: Вот мы и закончили делать куклу «Пеленашку». Для кого же она предназначалась? (ее подкладывали малышу в кроватку, она оберегала его от злых духов.) Послушайте, кто-то плачет? Да это же наш Матвейка, что-то его напугало, и он проснулся. Как же ему помочь? (надо положить в кроватку куклу «Пеленашку», она его успокоит.) Воспитатель бросает в кроватку куклу «Пеленашку» приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

Играй этой куклой.

Дети играют в игру «Тихо куколка». Звучит тихая музыка, дети стоят в кругу. В центре ребенок с куклой. Дети ходят по кругу на носочках. Говорят слова:

Тихо куколка сиди,

Свою маму не буди. (ребенок качает куклу)

Звучит громкая музыка

Прыгай кукла веселей,

Буди маму поскорей.

Ребенок в кругу прыгает с куклой, остальные хлопают в ладоши.

Воспитатель: Дети, своих кукол «Пеленашек» вы возьмете с собой, а вот этих куколок (показывает поднос с куклами оберегами) мы подарим гостям.

Наши куклы дороги и ярки,

Примите их в подарки.

Приходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям.

Публикации по теме:

Использование крупы на занятиях по ручному труду.Использование крупы на занятиях по ручному труду. Использование крупы на занятиях по ручному труду. Очень часто на занятиях по ручному труду используем крупу. Вот и в этот раз решили сделать.

Мастер-класс совместной деятельности по ручному труду «Осьминог» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию "Мастер-класс по ручному труду "Осьминог"". Эта работа может быть использована.

Автор публикации:
Конспект НОД по ручному труду в старшей группе. Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»
Опубликовано: 7 декабря 2013 в 15:20
+21
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...