Конспект НОД по теме: «В мире прекрасного» Подготовительная группа

Марина Маркелова
Конспект НОД по теме: «В мире прекрасного» Подготовительная группа

Тип занятия: комплексное.

Цель: формировать основы художественной культуры, закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей.

Программные задачи:

1. Познакомить детей с утилитарными видами искусства. Познакомить с таким понятиями, как «музей», «выставка», с профессиями, связанными с этими понятиями: «экскурсовод», «художник-реставратор».

2. Учить самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки (роспись дымковской игрушки, гжельской посуды, конструирование в стиле «оригами», вышивка крестом, воспитывать эстетическое отношение к предметам.

3. Закрепить представления о видах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет) и народного творчества (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома, Жостово).

4. Развивать творческий подход к выполняемой работе.

5. Воспитывать умение работать в коллективе: умение распределять обязанности, работать, не мешая друг другу.

Материалы и оборудование:

1. Плакаты с изображением предметов прикладного искусства, музеев Москвы.

2. Ширма для кукольного театра и тростевая кукла «Тоска зеленая»

3. Комплекты репродукций и открыток с различными изобразительными жанрами для проведения дидактической игры «Не ошибись».

4. Игрушки-заготовки для дымковской росписи.

5. Наборы для вышивания (нитки, иглы, пяльцы, ножницы, ткань).

6. Комплекты цветной двусторонней бумаги разного формата светлых и темных тонов.

7. Макет «Дерева жизни».

8. Заготовки из папье-маше для гжельской росписи.

9. Гуашевые краски, кисти, тычки, подставки, банки с водой, салфетки.

10. Клей, кисти клеевые, клеенки, салфетки.

11. Наградные медали из соленого теста в виде солнышек.

12. Изделия русских народных промыслов для оформления выставки.

13. Фонограммы народных мелодий, музыка для релаксации.

14. Подсвечник со свечой.

15. Жостовский поднос.

Предварительная работа:

Обучение детей вышиванию, основам техники «оригами», теоретическое и практическое знакомство с народными промыслами России.

Зал оформлен в народном стиле, организована выставка изделий народных промыслов.

Воспитатель предлагает детям занять места и начинает рассказ, сопровождая его

демонстрацией плакатов.

Воспитатель:

Во все времена люди своими руками делали вещи, которыми потом пользовались в повседневной жизни. Они часто украшали свои изделия, чтобы создаваемые предметы выглядели ярко, привлекательно. Везде были умельцы, славившие свою страну трудом. Английские мастера чудесно плели корзины. Мексиканские ткачи ткали самые пестрые, яркие, нарядные ткани, краски которых не выгорали даже под жарким солнцем Мексики. Ковры, созданные в Турции, радовали всех прекрасными узорами, мягкостью, теплом. Испанские кружева удивляли всех своим изяществом и легкостью. В итальянском городе Венеции стеклодувы из звонкого цветного стекла делали блестящие кубки, вазы, вставки для витражей. Япония славилась белоснежной рисовой бумагой, из которой в этой стране делали не только замечательные хитро сложенные фигурки, но и стены домов. А чем же с давних времен знаменита наша Родина-Россия?

(Ответы детей: гжельский фарфор, глиняная игрушка, деревянная игрушка, керамика, вышивка, и т. д.)

Воспитатель:

В прошлом эти изделия создавали, чтобы пользоваться им в обычной жизни, продавать на рынках и ярмарках, обменивать на другие товары. Сейчас многие старинные вещи люди берегут, изучают, используют их как образцы в работе. Чтобы сохранить эти вещи, созданы музеи. Музеи это такие здания, куда можно прийти и полюбоваться на прекрасные творения мастеров. Вещи, которые находятся в музеях, называются экспонатами. За экспонатами следят сотрудники музеев: стараются, чтобы вещи выглядели красиво, чтобы они были сохранны, не портились и не разрушались. В музеях работают экскурсоводы. Они рассказывают посетителям об экспонатах, отвечают на вопросы.

Музеи бывают разные. Есть дома- музеи. Там жили или работали известные люди: художники, писатели, артисты, ученые. Там хранятся их вещи и произведения.

Есть музеи, где можно узнать о прошлом нашей планеты и ее настоящем. Здесь можно увидеть и вымерших динозавров и современных животных. Есть музеи под открытым небом. В Москве – столице России находится знаменитый Московский Кремль. На его территории много древних зданий, радующих нас своей красотой. В Москве есть еще один всемирно известный музей – Третьяковская галерея. Там можно посмотреть картины великих художников.

Мы же отправимся сейчас в наш музей, где сможем полюбоваться настоящих мастеров и мастеров начинающих. А вашим экскурсоводом сегодня буду я.

Экскурсовод:

Приглашаю вас в небольшой, но очень добрый музей. В нем представлены экспонаты, сделанные руками профессиональных мастеров, а также руками ваших бабушек и мам. Вы сможете полюбоваться посудой, игрушками, вышивкой.

(Из-за ширмы раздается громкое «А-а-а-пчхи!» и появляется кукла- Тоска зеленая)

Тоска:

-Это куда же я забрела? Никак детский садик! Ну конечно! Вот и деточки- конфеточки сидят, да как их много. Вот только какие-то это неправильные дети. Уж больно они чистенькие, веселенькие, бодренькие. А я люблю детей чумазых, ленивых, сонливых. Люблю, когда дети хнычут, капризничают, ничего делать не умеют, учиться не хотят и от скуки умирают!

Экскурсовод:

-Это что за гостья недобрая к нам пожаловала?

Тоска:

-Батюшки! Это меня, Тоску зеленую, здесь никто не знает? А я мимо проходила, друзей себе искала: лодырей да бездельников, нерях да драчунов, есть тут такие?

Экскурсовод:

-Конечно, нет! Да и некогда нам, Тоска зеленая, глупостями заниматься. Если хочешь, пойдем с нами в музей, познакомимся с экспонатами.

Тоска:

-Нет, не охота мне по музеям да по выставкам ходить, ножки бить. Лучше от скуки подраться, потолкаться! А еще лучше – поспать, позевать…Да и детям вашим в музее делать нечего. Все равно в искусстве они ничего не понимают.

Экскурсовод:

-Вот сейчас мы это и проверим. Загадаю я загадки, а вы, ребята, внимательно слушайте и дружно отвечайте:

Если видишь, на картине нарисована река

Или ель, иль белый иней, или сад и облака.

Или снежная равнина, или поле, иль шалаш,

Обязательно картина называется… (пейзаж)

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, знай, что это… (натюрморт)

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,

Летчик, или балерина, или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется (портрет).

Тоска:

-Ну, так и я смогу ответить- главное в рифму попасть. Все равно не верю, что ребята что-нибудь в искусстве понимают!

Экскурсовод:

-Докажем, что вы разбираетесь в изобразительных жанрах и сможете отличать их один от другого?

Дети соглашаются, проводится подвижная игра «Не ошибись».(Детям раздают карточки с репродукциями картин \ с натюрмортами, пейзажами, портретами \. В разных уголках зала ставятся мольберты с детскими работами в соответствующих жанрах. По сигналу воспитателя дети должны подбежать к соответствующему мольберту и поднять карточку. Выигрывают те дети, которые быстрее и правильно выполнили задание. Воспитатель проверяет, не ошибся ли кто, предлагает поменяться карточками и проводит игру еще раз).

После игры дети садятся на свои места.

Тоска:

- Безобразие! От этих картинок у меня в глазах рябит! Терпеть не могу все красивое, красочное.

И вообще, меня вашими играми не удивишь. А вот в русских народных промыслах детки у вас что-нибудь понимают?

Экскурсовод:

-Конечно, понимают. Они и стихи замечательные могут об этом почитать.

Дети читают стихи-загадки.

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми. (Гжель)

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня! (Дымка).

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (Хохлома)

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как –будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городец)

Экскурсовод:

А теперь я покажу вам изделия, а вы ответите, в каком городе, селе создавались

эти прекрасные вещи.

Воспитатель показывает детям изделия Дымки, Хохломы, Гжели, Городца, дети называют промыслы.

Тоска:

- Ой-е-ей! Ой, какие дети нехорошие, веселые, в музей собрались, красотой любоваться!Вы у меня сейчас полюбуетесь!

Скрывается за ширмой, раздается грохот и голос Тоски

- Тра-та-та, тра-та-та!

Пусть исчезнет красота!

Развалю чудесный дом,

Краски всюду смою,

Все переверну вверх дном,

Не шути со мною!

Появляется из-за ширмы

- Ну вот, испортила я вам настроение! Ой, опять никто не плачет, никто не зевает от скуки. Значит, не хотите дружить со мной – с самой ленивой бездельницей и самой капризной плаксой? Ну и не надо! Пойду лентяев и грязнуль в другом месте искать.

Уходит.

Экскурсовод:

- Ушла от нас Тоска зеленая. Да и не место ей здесь! А теперь, друзья, пора нам в музей.

Воспитатель убирает ширму

- Ой, что натворила злая гостья: испортила музейные экспонаты! Исчезли узоры с гжельской посуды, пропали краски с дымковских игрушек, улетели с дерева жизни пестрые бабочки и птицы, нет больше нарядной вышивки на платочках! Мне кажется, что надо навести порядок в нашем музее, отремонтировать испорченные вещи. Такую работу выполняют художники - реставраторы. Они могут восстановить разрушенный предмет по одному сохранившемуся кусочку. Их работа точна и аккуратна. Нашему маленькому музею тоже необходима помощь: все, что перепортила Тоска, надо восстановить. Художниками – реставраторами предстоит стать сегодня вам. Работы много, выбирайте дело по душе.

Звучит музыка, дети занимают рабочие места в соответствии со своими интересами и выполняют следующие задания:

1. Роспись посуды из папье-маше.

2. Раскрашивание игрушек из глины.

3. Вышивка.

4. Объемная аппликация /оригами/.

По окончании работы изделия размещаются на общем столе, детей приглашают к столу и воспитатель проводит краткий выборочный анализ по всем видам деятельности.

Воспитатель:

- Славно поработали наши маленькие мастера. Спасибо вам за помощь. А по заслугам и честь – вы теперь не просто мальчики и девочки, вы – художники-реставраторы.

Воспитатель предлагает детям сесть в круг, положить руки друг другу на плечи. Ставит в центр круга скамеечку – подставку, на которой в подсвечнике на жостовском подносе горит свеча. Включается релаксационная музыка.

Воспитатель:

- Вы сегодня работали дружно, плечом к плечу. И теперь, в этой необычной обстановке, я вручаю вам медали за ваш общий, такой всем нам нежный труд. Будьте и вы как эти добрые теплые «солнышки», которые вы с гордостью можете носить.

Воспитатель раздает детям медали из соленого теста.

Воспитатель читает посвящение в художники

Я приглашаю вас, друзья,

В мир добрый и прекрасный,

Нас поведет туда свеча,

Как солнце лучик ясный.

Поможет скуку нам прогнать

Твое воображение,

Коль рядом будут с ним шагать

Старанье и терпенье.

А мы всему научим вас,

Что знаем и умеем.

Ну, что ж, ребята, в добрый час!

Шагайте в жизнь смелее.

Воспитатель:

-Спасибо вам, ребята. Теперь к нам и гостей можно приглашать. А если к вам, друзья, опять придет Тоска зеленая, гоните ее прочь и приходите к нам в музей. Мы вам всегда рады!

Конспект НОД по теме: «В мире прекрасного» Подготовительная группа
Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса. ПДД Младшая группа Задачи: Познакомить детей с работой светофора Формировать представление об улице Учить различать виды наземного транспорта.

Презентация к занятию по аппликации во второй младшей группе по теме «Красивые салфеточки» Презентация разработана к непосредственно - образовательной деятельности в области "Художественное творчество" по теме "Красивые салфеточки".

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Наша армия
Автор публикации:
Конспект НОД по теме: «В мире прекрасного» Подготовительная группа
Опубликовано: 6 марта 2013 в 12:56
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...