Лучший педагог года

Конспект НОД по восприятию художественной литературы. Ознакомление детей с произведением К. Паустовского «Теплый хлеб»

Ольга Майорова
Конспект НОД по восприятию художественной литературы. Ознакомление детей с произведением К. Паустовского «Теплый хлеб»

Тема: «Ознакомление детей с произведением К. Паустовского «Теплый хлеб».

Цель: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение. Закрепить знания детей об осени.

Публикация «Конспект НОД по восприятию художественной литературы, Ознакомление детей с произведением К, Паустовского „Теплый хлеб“» размещена в разделах

Материал: иллюстрации к произведению К. Паустовского «Теплый хлеб, аудиозапись, магнитофон.

Ход занятия

I часть

Педагог:

- Посмотрите в окно. Что вы видите (ответы)

- Какое стихотворение напоминает вам сегодняшнюю погоду?

Если на деревьях листья пожелтели.

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется –

Это время года… осенью зовется».

- А чем же ещё знаменита Осень (Ответы детей подвести к тому, что осень – время сбора урожая). И мы знаем: «осень настала опять, пора нам дары принимать…» Одним из даров, выращенных человеком, является хлеб. Сегодня мне хочется познакомить вас с мудрой сказкой, а в чем её мудрость попробуем разобраться вместе…

В этой сказки вы услышите слово: кавалеристы - род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь.

II. Прослушивание грамзаписи К. Паустовского «Теплый хлеб» 1ч.

Вопросы по содержания 1 ч. сопровождаются иллюстрациями к сказке.

- Где происходит действие сказки? (в Бережках)

- Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)

- Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)

- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

- Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)

- Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)

- Что необычного случилось в этой деревне 100 лет назад? (мороз)

- Почему пришел мороз в деревню? (Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)

- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)

- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)

III. Этюды на выражение эмоций.

«Страх»

Филька испугался.

Выразительные движения: Голова откинута назад и втянута в плечи.

Мимика: Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

(повторить 2-3 раза)

«Стыдно»

Выразительные движения: Голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.

(повторить 2-3 раза)

«Раздумье»

Мальчик думает как исправить свою плохой поступок.

Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

(повторить 2-3 раза)

IV. Рассказ педагога 2-й части сказки К. Паустовского «Теплый хлеб».

Вопросы по содержания 2 ч. сопровождаются иллюстрациями к сказке.

- Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)

- Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью)

- Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)

- Кто был свидетелем разговора? (сорока)

- Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)

- Как произошло примирение Фильки и коня? Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)

- Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)

- Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)

- Чему учит нас сказка «Теплый хлеб» (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким)

Педагог: Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую». Главный герой сказки — Филька — предстаёт перед нами «молчаливым, недоверчивым». А прозвище «Ну Тебя» говорит о его лени, эгоизме, «неласковости» и даже грубости.

Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни. Наступили холод и голод. Природа словно взбунтовалась из-за такого жестокого обращения с конём. С этого момента в сказке начинают происходить фантастические события. Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В лютый мороз он отправился за помощью к мельнику Панкрату. Мы видим, что в Фильке проявляются воля, смекалка. Он сам придумывает выход. Вся деревня помогала Фильке исправить свою ошибку и помириться с конём. В конце сказки Панкрат говорит коню: «Филька — не злой человек», и конь прощает мальчика. Филька искренне раскаялся и искупил свою вину. В самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». Одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души. Показывая нравственный путь своего героя, Паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков.

V. Рефлексия: Как называется сказка? Кто ее написал? Чему учит сказка К. Паустовского «Теплый хлеб»?

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Красная Шапочка» Конспект занятия по образовательной области «Чтение художественной литературы» (старший дошкольный возраст) Тема: Сказка «Красная Шапочка.

Конспект занятия по чтению художественной литературы. Рассказ Г. Балла «Желтячок»Конспект занятия по чтению художественной литературы. Рассказ Г. Балла «Желтячок» Занятие в 1 младшей группе Коммуникация. Чтение художественной литературы. Вид: Комплексное: коммуникация +экспериментально - исследовательская.

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд» Конспект НОД по чтению художественной литературы Тема: «Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд» .» Пр. сод. : познакомить детей с произведением.

Конспект НОД по чтению художественной литературы для детей 6–7 лет «Путешествие по сказкам» В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе «Сочиняем стихи» Цель: Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. Вид.

Конспект НОД по восприятию художественной литературы в подготовительной группе Конспект НОД в подготовительной группе по восприятию художественной литературы «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы Конспект ООД в подготовительной к школе группе по развитию речи и чтению художественной литературы. Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «.

Конспект «Снегурушка и лиса» — чтение художественной литературы Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе «С. Алексеев «Первый ночной таран» С. Алексеев «Первый ночной таран» (посвящено Великой Отечественной войне) Программное содержание: учить выделять главную мысль рассказа;.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Сивка-бурка» Чтение художественной литературы (старший дошкольный возраст). Сказка «Сивка – бурка» Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по восприятию художественной литературы. Ознакомление детей с произведением К. Паустовского «Теплый хлеб»
Опубликовано: 10 октября 2015 в 17:38
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД