Конспект НОД по экологии в старшей группе «Кто живёт на болоте»

Елена Ивершина
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Кто живёт на болоте»

Цель: подвести детей к выводу, что болота нужны в природе также, как и другие водоемы.

Задачи: 1. Уточнить понятие «болото», познакомить с животными и растениями болот.

2. Развивать наблюдательность, любознательность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Воспитатель: Читает загадку:

Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги. (болото)

Дети: Болото!

Воспитатель: Правильно ребята, тема нашего разговора – болото. (Демонстрирует плакат)

Болото – избыточно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями.

Болота возникают двумя основными путями: из-за заболачивания почвы или же из-за зарастания водоемов. Заболачивание может происходить по вине человека, например, при возведении плотин для водохранилищ. Ручьи и реки, впадающие в озера, несут множество песчинок и мелких частиц

почвы. В озерах течения нет, поэтому частицы почвы оседают на дно и в озере образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются вместе с илом и остаются на дне. Разрастаются растения: они покрывают не только берега и дно, но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями они прочно сплетаются друг с другом и образуют сплошной плавучий ковер-сплавину. Сплавина постепенно смыкается, захватывая все озеро. Дно, заполненное илом и остатками растений, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото.

Растения и животные болота.

Воспитатель: Ребята, а кто знает кто живёт на болоте? (Ответы детей)

Воспитатель: (дополняет и показывает изображения обитателей)

В болотах много насекомых: комары, мошки, водомерки, стрекозы, жуки-плавунцы. Насекомыми питаются ужи, лягушки так как для них в болотах много пищи. Птицы болот: аист, журавли, цапля, кулик, чибис. Что общего во внешнем виде птиц? У всех длинные ноги, чтобы удобнее ходить по болоту, хорошие длинные клювы – для того чтобы доставать пищу из воды, все они хорошо

летают. Кулик и чибис питаются насекомыми; аист, журавль, цапля – головастиками, лягушками, мальками, крупными насекомыми, ягодами болотных растений.

Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, а за ними и волки. На болотных островах могут жить лоси. Лоси любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.

Одна из интереснейших болотных птиц – выпь. Она селится в тростниковых и камышовых зарослях, среди которых есть участки стоячей воды. Своеобразна окраска оперения выпи. Общий тон ее рыжевато-бурый. Рыжий и бурый цвета расположены так, что издали похожи на полосы, проходящие вдоль тела. Это делает выпь невидимой среди таких же рыжевато-бурых стеблей болотных трав.

Физминутка:

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Воспитатель: А, кто мне расскажет, что растёт на болоте? (Ответы детей)

Воспитатель: (Дополняет) Деревья на болотах чахлые, низкорослые, мало видов: ольха, береза, сосна. Так как слишком много влаги, многие минеральные вещества вымываются, корни в воде вымокают, задыхаются без воздуха, поэтому создать надежную опору они в этих условиях не могут.

Во многих местах на болотах есть озерца воды, и в них растут водные растения: ряска, стрелолист, кувшинки, ирисы-касатки, камыш, рогоз и другие. На болотах растет множество ягодных растений: клюква, черника, голубика, морошка. Они съедобны и очень полезны.

Особо нужно выделить попадающийся только на болотах необыкновенный вид растений-хищников, питающихся кроме водных растворов, минеральных веществ, насекомыми. Например, росянка – насекомоядное растение. В воде болот мало нужных веществ – их вымывает и уносит вода. Вот росянка и «добирает» их из насекомых, которыми питается. Один из самых интересных болотных обитателей – мох-сфагнум. Это растение обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Всего 10 граммов мха (спичечный коробок) может «выпить» стакан воды. Еще одно свойство сфагнума – лечебное. Это растение может убивать микробы. Высушенный мох использовался вместо бинтов и ваты.

Значение болот

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужны ли нам болота, или нет? (Дети отвечают.)

Воспитатель: Болота покрыты слоем мха. Мхи уходят стеблями вглубь, но зеленые части видны лишь у поверхности. Под слоем мха все время холодно, сыро и нет кислорода для дыхания. К тому же мох сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а постепенно уплотняются и превращаются в торф. Сухой торф хорошо горит. На некоторых электростанциях, сжигая торф, вырабатывают электричество.

Торф используют в медицине (грязелечение, как сельскохозяйственное удобрение, подстилку для сельскохозяйственных животных, сырье для химической промышленности.

Торфяные болота служат источником находок для науки – в них находят хорошо сохранившиеся остатки растений, пыльцу, семена, и даже тела древних людей.

Итог занятия: Воспитатель задаёт детям вопросы по конспекту и предлагает нарисовать понравившихся обитателей или растений болота.

Публикации по теме:

Игровое экспериментирование в детском саду.Игровое экспериментирование в детском саду. .

Перспективный план по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания Перспективный план работы по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания (средний дошкольный.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Кто живёт на болоте»
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 18:53
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко».
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, МБДОУ №58, г. Апатиты, Мурманской обл. Не так...
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...