Конспект НОД по экологии в старшей группе «Кто живёт на болоте»

Елена Ивершина
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Кто живёт на болоте»

Цель: подвести детей к выводу, что болота нужны в природе также, как и другие водоемы.

Задачи: 1. Уточнить понятие «болото», познакомить с животными и растениями болот.

2. Развивать наблюдательность, любознательность, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Воспитатель: Читает загадку:

Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги. (болото)

Дети: Болото!

Воспитатель: Правильно ребята, тема нашего разговора – болото. (Демонстрирует плакат)

Болото – избыточно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями.

Болота возникают двумя основными путями: из-за заболачивания почвы или же из-за зарастания водоемов. Заболачивание может происходить по вине человека, например, при возведении плотин для водохранилищ. Ручьи и реки, впадающие в озера, несут множество песчинок и мелких частиц

почвы. В озерах течения нет, поэтому частицы почвы оседают на дно и в озере образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются вместе с илом и остаются на дне. Разрастаются растения: они покрывают не только берега и дно, но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями они прочно сплетаются друг с другом и образуют сплошной плавучий ковер-сплавину. Сплавина постепенно смыкается, захватывая все озеро. Дно, заполненное илом и остатками растений, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото.

Растения и животные болота.

Воспитатель: Ребята, а кто знает кто живёт на болоте? (Ответы детей)

Воспитатель: (дополняет и показывает изображения обитателей)

В болотах много насекомых: комары, мошки, водомерки, стрекозы, жуки-плавунцы. Насекомыми питаются ужи, лягушки так как для них в болотах много пищи. Птицы болот: аист, журавли, цапля, кулик, чибис. Что общего во внешнем виде птиц? У всех длинные ноги, чтобы удобнее ходить по болоту, хорошие длинные клювы – для того чтобы доставать пищу из воды, все они хорошо

летают. Кулик и чибис питаются насекомыми; аист, журавль, цапля – головастиками, лягушками, мальками, крупными насекомыми, ягодами болотных растений.

Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, а за ними и волки. На болотных островах могут жить лоси. Лоси любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.

Одна из интереснейших болотных птиц – выпь. Она селится в тростниковых и камышовых зарослях, среди которых есть участки стоячей воды. Своеобразна окраска оперения выпи. Общий тон ее рыжевато-бурый. Рыжий и бурый цвета расположены так, что издали похожи на полосы, проходящие вдоль тела. Это делает выпь невидимой среди таких же рыжевато-бурых стеблей болотных трав.

Физминутка:

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Воспитатель: А, кто мне расскажет, что растёт на болоте? (Ответы детей)

Воспитатель: (Дополняет) Деревья на болотах чахлые, низкорослые, мало видов: ольха, береза, сосна. Так как слишком много влаги, многие минеральные вещества вымываются, корни в воде вымокают, задыхаются без воздуха, поэтому создать надежную опору они в этих условиях не могут.

Во многих местах на болотах есть озерца воды, и в них растут водные растения: ряска, стрелолист, кувшинки, ирисы-касатки, камыш, рогоз и другие. На болотах растет множество ягодных растений: клюква, черника, голубика, морошка. Они съедобны и очень полезны.

Особо нужно выделить попадающийся только на болотах необыкновенный вид растений-хищников, питающихся кроме водных растворов, минеральных веществ, насекомыми. Например, росянка – насекомоядное растение. В воде болот мало нужных веществ – их вымывает и уносит вода. Вот росянка и «добирает» их из насекомых, которыми питается. Один из самых интересных болотных обитателей – мох-сфагнум. Это растение обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Всего 10 граммов мха (спичечный коробок) может «выпить» стакан воды. Еще одно свойство сфагнума – лечебное. Это растение может убивать микробы. Высушенный мох использовался вместо бинтов и ваты.

Значение болот

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужны ли нам болота, или нет? (Дети отвечают.)

Воспитатель: Болота покрыты слоем мха. Мхи уходят стеблями вглубь, но зеленые части видны лишь у поверхности. Под слоем мха все время холодно, сыро и нет кислорода для дыхания. К тому же мох сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а постепенно уплотняются и превращаются в торф. Сухой торф хорошо горит. На некоторых электростанциях, сжигая торф, вырабатывают электричество.

Торф используют в медицине (грязелечение, как сельскохозяйственное удобрение, подстилку для сельскохозяйственных животных, сырье для химической промышленности.

Торфяные болота служат источником находок для науки – в них находят хорошо сохранившиеся остатки растений, пыльцу, семена, и даже тела древних людей.

Итог занятия: Воспитатель задаёт детям вопросы по конспекту и предлагает нарисовать понравившихся обитателей или растений болота.

Публикации по теме:

Игровое экспериментирование в детском саду.Игровое экспериментирование в детском саду. .

Перспективный план по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания Перспективный план работы по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания (средний дошкольный.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Кто живёт на болоте»
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 18:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Театрализованная игра «Два жадных медвежонка» в младшей группе. Фотоотчет.
В этом году у нас в группе дети младшего дошкольного возраста. Для их всестороннего развития и воспитания мы используем театрализованные игры. В процессе...
Конспект целевой прогулки в парк с детьми подготовительной группы «Грачи прилетели!»
Цель: конкретизировать и систематизировать знания детей о перелетных птицах -грачах, месте их гнездования. Задачи: - расширить и обобщить знания...
Планирование проектной деятельности в младшей группе на март (часть седьмая)
Дата: 1-ая неделя ( 6. 03 - 10. 03) Тема: «Очень, очень я люблю маму милую мою» Содержание работы: Цель проекта: Воспитание у детей чувства глубокой...
Коллективная работа «Весеннее настроение»
Мои ребята, очень любят рисовать, а нетрадиционными способами в особенности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в...
Фотоотчёт «Весенние наблюдения»
Каждое время года уникальна и неповторима. Сколько стихов, картин, музыкальных произведений посвящено временам года ! Весна - какое красивое и...