Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Осенний мир насекомых»

Наталья Колмакова
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Осенний мир насекомых»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по экологии

Тема: "Осенний мир насекомых".

Интеграция образовательных областей:

«Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка».

Задачи:

Расширять представления детей о насекомых, как живых существах, живущих на земле, знакомить с их разнообразие; продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи (поведение насекомых – время года). Воспитывать любознательность и желание защищать насекомых. Активизировать познавательный интерес к природе.

Предварительная работа:

- наблюдение за насекомыми летом и осенью во время прогулок;

- рассматривание иллюстраций с изображением насекомых;

- чтение художественной и природоведческой литературы.

Материал:

Иллюстрации о насекомых, фотографии, шапочки (паук, муравей, бабочка, стрекоза, «Жалобная книга», значки «Знатоки природы», презентация «Насекомые в загадках».

Ход:

Заходит грустная хозяйка леса (воспитатель, в руках у неё «Жалобная книга».

- Я хозяйка леса. Здравствуйте ребята. У меня в руках жалобная книга. Я обошла, все свои владения и повсюду слышала жалобные голоса растений, насекомых и животных.

Сейчас я вам расскажу, что я слышала, может, вы мне поможете.

• Раньше в лесу была замечательная полянка, там было очень красиво, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили. На других деревьях ободрали кору, и теперь они засохнут и погибнут. Забросали полянку пустыми банками, грязной бумагой.

- Как же помочь полянке?

• Жалуются муравьи: «Мы такие крохотные, что самая маленькая хворостина для нас как бревно. Из тысячи и тысячи брёвен – хворостинок создан наш дом – муравейник. А для многих людей ничего не стоит пнуть муравейник ногой. Для них забава, а для нас беда. Пожалейте нас».

- Ребята, а муравей это насекомое? А каких вы ещё знаете насекомых, мы сейчас проверим.

Презентация загадок о насекомых.

Беседа с детьми о насекомых по вопросам:

- Как передвигаются?

- Чем питаются?

- Как спасаются от врагов?

- Почему осенью их становится меньше?

Игра – имитация «Отгадай, кого я загадал?»

Ребёнок выбирает ободок – шапочку, подходящую по цвету к его любимому насекомому, и при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают.

Предсказания в изменениях погоды насекомыми.

- Ребята, а как паук, сидящий в засаде, узнаёт, что в его паутину попала добыча?

(Он лапкой держит натянутую паутинку, прикреплённую другим концом к паутине. Муха, попав в паутину, сотрясает её, ниточка дёргает паука за ногу и он узнает, что в паутину попалась добыча).

Если паук забился в угол – к сильному ветру.

Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают входы в него.

Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.

Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем.

Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему.

Если много комаров – готовь короб для ягод.

Много паутинок на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.

Светляки ярко горят в траве – на хорошую погоду.

Комары и мошки вьются столбом в воздухе - к хорошей погоде.

Муравьи в доме — к счастью.

Пчелы, перед суровой зимой плотнее закрывают воском леток, оставляя лишь небольшие отверстия. Да и как иначе? Впрочем, если зима ожидается теплой, пчелы вовсе его не закрывают.

Муравьи, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник.

А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима.

Куда осенью исчезают насекомые?

Большинство бабочек погибает с первыми холодами. Но некоторые забираются под кору деревьев, в щели заборов, домов и там зимуют.

Большинство зимующих гусениц зарываются в лесную подстилку или, как и бабочки, забираются в отставшую от стволов деревьев кору, в трухлявые пни и другие места. Многие гусеницы бабочек, зимующие в стадии куколки, зарываются в землю и там окукливаются. А некоторые окукливаются там, где не заметна их камуфляжная окраска.

У представителей отряда перепончатокрылых (ос, шмелей) зимуют оплодотворённые самки, забившись в щели трухлявых пней, под стволы упавших деревьев, именно там их и можно найти зимой.

Личинки жука бронзовки золотистой зимуют в компостных кучах. Перегнивающий компост выделяет тепло, и личинки благополучно доживают до весны. В гниющих древесных опилках проводят зиму личинки жуков-носорогов.

Зимуют и представители отряда двукрылых — мухи, их часто можно видеть между оконными рамами.

Многие насекомые и их личинки зимуют в воде. Например, крупные жуки плавунцы окаймлённые.

Зимой живое племя насекомых исчезает из поля нашего зрения. Под снежным покровом они ждут часа праздничного возрождения — долгожданной весны.

«Насекомые» в гостях у ребят.

(Заходят дети в костюмах насекомых, и рассказываю стихи).

Паучок

Трудиться с детства я привык, не разгибая спинки.

Заплатку ловко ставлю в миг на рваной паутинке.

Свою добычу сторожу на паутинке смело,

А завтра новую свяжу, чтоб не сидеть без дела.

Муравей

Я в муравейник нёс сучок,

Набил мозоли, шишки. (обращается к стрекозе и бабочке)

Смотри, поймаю вас в сачок

Проказницы сестрицы.

Стрекоза

Нет, нет, в сачок мы не хотим,

Там страшно очень, тесно. (обращается к бабочке)

Давай подальше улетим,

В лесу так интересно.

Бабочка

Я пью нектар живых цветов

И капельки – росинки,

Летаю в запахе медов

Волшебною картинкой.

Хозяйка леса (воспитатель) предлагает всем вместе

поиграть в игру «Пауки м мухи»

Выходит паук с корзиной угощений:

Пусть звенят песенки – росинки,

Я бегу по паутинке,

Я не злой, не злой совсем,

Мух – красавиц я не ем.

Вам на праздничный обед

Вкусных я принёс конфет.

Это угощенье – ну просто объеденье!

Паук раздаёт детям угощенье.

Хозяйка леса (воспитатель). Спасибо, ребята, вы меня порадовали. А теперь я пойду в лес к своим растениям, животным и насекомым, расскажу им, где я была и познакомилась с хорошими ребятами, которые будут заботиться, и беречь всё живое и неживое в природе.

Прикреплённые файлы:

eti-udivitelnye-nasekomye_lqmmm.pptx | 3028,32 Кб | Скачан: 244
 
Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование на неделю. Вторая младшая группа. Событие:осень Тема:Птицы и животные осенью. Цель:Дать представление о подготовке животных и птиц с зиме. Литература:Фисенко М. А. "физкультура.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Фрукты и ягоды
  • Осень
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Осенний мир насекомых»
Опубликовано: 22 октября 2013 в 21:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Открытка маме к 8 Марта» в средней группе
Из цветной бумаги Вырежу кусочек. Из него я сделаю Маленький цветочек. Мамочке подарок Приготовлю я. Самая красивая Мама у меня! ( Ольга Чусовитина)...
Конспект занятия по лепке в младшей группе «Хороша, зелена елочка-красавица!»
Цель: Использование природного материала для развития творческих способностей. Задачи: 1. Формировать интерес к лепке, развивать мелкую моторику...
Мастер-класс поделки из бумаги гармошкой «Букет для мамочки»
Мастер класс "Букет для мамочки" Прекрасный праздник-8 марта, признано считать Международным Женским Днем, его отмечает вся страна. Каждый хочет...
Фотоотчёт «Совместное творчество детей и родителей»
В нашем детском саду стало традицией проведение творческих конкурсов, в которых принимают участие и дети, и их родители. Наши родители всегда активные...