Конспект НОД по экологии «Прогулка в лес»

Кунслу Аккалиева
Конспект НОД по экологии «Прогулка в лес»

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Прогулка в лес»

Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Дюймовочка»

Аккалиева Кунслу Жумабаевна.

Оренбургская обл. п. Адамовка

Задачи:

1. Развивать умение классифицировать рыб, птиц гнездящихся на берегах рек, насекомых.

2. Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых.

3. Закрепить знания детей о экологической пирамиде, взаимозависимости всех видов друг от друга в живой природе.

4. Формировать экологическую культуру детей. Воспитывать детей способных понять природу, беречь ее, любить. Совершенствовать экологические знания.

Материал: рюкзак, компас, фонарик, спички, чай в термосе, машинка, кукла, магнитофон, мешки для мусора, план похода (маршрут, карточки (рыбы, птицы, насекомые, растения, стаканчики, салфетки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдение за птицами, беседы, загадки.

Интеграции с другими образовательными областями.

1. физическая культура: физкультминутка. Способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий;

2. социализация: учить приходить другу на помощь, учить, не смеяться над неправильными ответами других.

3. труд: помощь в подготовке пособия для занятия, уборка своего рабочего места

4. познание: закреплять умение формировать задания используя наглядные пособия, учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Познакомить детей с лесом и его обитателями.

5. коммуникация: вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

6. чтение художественной литературы: Учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, передавать словами, действиями, жестами содержание произведения.

7. музыка: прослушивание аудиозаписи: слушание записи «Пение птиц в лесу. Журчание ручья», шум водоема. Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Ход занятия.

-Ребята, я хочу вам предложить отправиться в гости к природе. А куда нам надо отправиться, чтобы оказаться ближе к природе? (В лес).

- Почему именно в лес надо отправиться?

- Чтобы отправиться в лес нам надо превратиться в туристов, и собрать рюкзак. Решить какие вещи мы с собой возьмем, а какие нет. (Подходим к столу, выбираем вещи для похода и обосновываем их выбор). Спички мы брать не будем, т. к. в лесу костры разжигать нельзя. Что может случиться, если неправильно обращаться со спичками и огнем в лесу?

Предположительные ответы детей:

Затем рассматриваем план, идем по маршруту.

Первая остановка – экологические знаки.

- Ребята, вы знаете, что кроме правил дорожного движения, которые мы все соблюдаем, есть правила поведения в лесу, которые мы тоже будем соблюдать.

О чем нас предупреждают знаки? (Ответы детей).

Воспитатель: Я хочу напомнить еще одно правило. В лесу нельзя шуметь. Почему? (Дети высказывают предположения)

- Продолжим наш путь.

Вторая остановка – речка.

-Ребята, что же случилось с речкой? (Она грязная, в ней много мусора.)

-А откуда в реке появился этот мусор? (Ответы детей). Что можно сделать?

Будем речку очищать от мусора? Весь мусор собираем в мусорный мешок и забираем с собой.

Ребята, посмотрите, какая река стала? (Чистая, красивая, вода прозрачная.)

Воспитатель: Ребята, давайте оживим нашу речку и ее берега.

Сейчас получите набор карточек. Внимательно их рассмотрите, подумайте, где обитают животные (в воде, или на берегу). Не ошибитесь. Когда все карточки будут разложены, расскажите кого, куда поселили и почему?

Воспитатель: Ребята, мы с вами сделали очень хорошее доброе дело.

Теперь река стала прежней. Слышите, как плещутся ее волны? (Использовать аудиозапись шума воды). И рыба в реке появилась, и разные растения, насекомые на берегу.

- А вот как же нам через речку перебраться? Ведь нам нужно дальше идти, а мостика нет? Река небольшая, может быть, мы ее сможем перепрыгнуть?

Перепрыгиваем речку на двух ногах. Аккуратней, ноги не замочите.

Ребята, посмотрите, на какой замечательной полянке мы оказались. Давайте поиграем

Физминутка: «Есть в лесу»

Есть в лесу три полочки:

(хлопаем в ладоши).

Ели – елки – елочки.

(Руки вверх – в стороны – вниз.)

Лежат на елях небеса,

(руки вверх.)

На елках – птичьи голоса,

(Руки в стороны.)

Внизу на елочках – роса.

(Руки – вниз, присели).

Третья остановка - лес

Воспитатель: А вот и пришли мы в лес. Ребята, хотите послушать музыку весны в лесу. Прислушайтесь!

(Слушание записи «Пение птиц в лесу. Журчание ручья»).

Понравилась ли вам лесная музыка? Какие звуки вы узнали? (Ответы детей).

Прилетают перелетные птицы. В лесу шумно от птичьего разноголосья. Как вы думаете, ребята, почему птицы так звонко, громко поют весной (Ответы детей)

Потому что они ищут себе пару. Затем построят гнездо и в гнезде появятся яйца. А затем в лесу наступит время тишины, так как птицы будут высиживать птенцов.

Подходим к дереву с птицами.

- Каких птиц вы знаете?

А знаете ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями? (Ответы детей.)

Ребята давайте сядем на полянку и поговорим.

(Рассаживаемся на «полянке», беседуем о лесных птицах).

Сегодня я вам расскажу о самых настоящих докторах леса.

Отгадайте, о ком мы будем говорить.

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел)

Воспитатель рассказывает и показывает картинку:

На стволах деревьев, кроме дятлов, кормятся поползни. Как вы думаете, умеют ли поползни, как дятлы, долбить кору? Почему эту птичку назвали поползень? (Ответы детей).

В отличие от дятлов, поползни не долбят кору, а собирают насекомых с поверхности стволов деревьев.

Иволга – тоже лесной доктор. Она пожирает волосатых гусениц, которых избегают другие птицы.

Кукушка, приносит ущерб разорением гнёзд, вместе с тем полезна уничтожением различных насекомых — вредителей леса, в частности крупных мохнатых гусениц дубовых и сосновых шелкопрядов, которых не едят мелкие певчие птицы, имеющие более нежную пищеварительную систему.

Можно ли этих птиц назвать докторами леса?

Как вы думаете, надо ли заботиться о птицах, которые не поедают насекомых – вредителей? Объясните свой ответ.

Правильно, надо охранять всех птиц и все живое на Земле. Давайте вспомним нашу пирамиду, которую мы составили недавно на занятии.

А что нам дает тепло и свет? (солнце)

Да, солнце-основа жизни. Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных? (вода, почва).

Да, нужна почва с влагой. И тогда вырастет растительный мир. Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без … (насекомых)

Да, насекомые питаются нектаром растений и опыляют их. И вдруг в лесу кто то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это? (птицы)

Правильно, птицы. Вот эта пирамида жизни, многоэтажный огромный дом. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверить это? Убираем солнце (или почву, растения, насекомых, птиц)-рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого в природе жить не может. Поставим пирамиду жизни и никогда ничего не будем разрушать в ней, постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Как же вы будете защищать природу? (Вспоминают правила друзей леса).

Воспитатель: Ну что же, мы с вами замечательно погуляли в лесу. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на прогулке. Теперь можно возвращаться и обратно в детский сад и из туристов превращаться снова в дружных ребят.

Я иду тропинкой узкой…

Я иду тропинкой узкой.

Пробираюсь в лес густой;

Зеленеющие ели

Стелют ветви надо мной.

По бокам трава с цветами,

Песни птиц звенят кругом;

Ручеек журчит в ложбине,

Струйки блещут серебром.

Я один – и мне не страшно:

Кто обидит здесь, когда

Сам пришел не обижать я,

Отдохнуть пришел сюда!

Я не трону птички малой

И цветов не стану рвать,

Если жизнь я дать не в силах,

Как могу ее отнять?

И. Белоусов

Публикации по теме:

Дидактическая игра с детьми среднего дошкольного возраста «Кто где живет?»Дидактическая игра с детьми среднего дошкольного возраста «Кто где живет?» Цель: Закреплять умения отличать насекомых от птиц. Закреплять названия птиц и насекомых. Обобщать знания о месте обитания насекомых и птиц.

Конспект занятия в средней группе детского сада Конспект интегрированного занятия в средней группе детского сада. «Познание» Мир природы. «Художественное творчество» Рисование Программное.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Одежда, обувь
  • Зима
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии «Прогулка в лес»
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 23:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...
На велосипеде я тоже умею кататься! Фото с комментариями из Пикник парка!
Да, правильно говорится, что навыки катания на коньках и велосипеде, приобретенные человеком в детстве, остаются у него на всю жизнь! Убедилась я в...