Конспект НОД по экологии «Прогулка в лес»

Кунслу Аккалиева
Конспект НОД по экологии «Прогулка в лес»

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Прогулка в лес»

Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Дюймовочка»

Аккалиева Кунслу Жумабаевна.

Оренбургская обл. п. Адамовка

Задачи:

1. Развивать умение классифицировать рыб, птиц гнездящихся на берегах рек, насекомых.

2. Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых.

3. Закрепить знания детей о экологической пирамиде, взаимозависимости всех видов друг от друга в живой природе.

4. Формировать экологическую культуру детей. Воспитывать детей способных понять природу, беречь ее, любить. Совершенствовать экологические знания.

Материал: рюкзак, компас, фонарик, спички, чай в термосе, машинка, кукла, магнитофон, мешки для мусора, план похода (маршрут, карточки (рыбы, птицы, насекомые, растения, стаканчики, салфетки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдение за птицами, беседы, загадки.

Интеграции с другими образовательными областями.

1. физическая культура: физкультминутка. Способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий;

2. социализация: учить приходить другу на помощь, учить, не смеяться над неправильными ответами других.

3. труд: помощь в подготовке пособия для занятия, уборка своего рабочего места

4. познание: закреплять умение формировать задания используя наглядные пособия, учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Познакомить детей с лесом и его обитателями.

5. коммуникация: вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

6. чтение художественной литературы: Учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, передавать словами, действиями, жестами содержание произведения.

7. музыка: прослушивание аудиозаписи: слушание записи «Пение птиц в лесу. Журчание ручья», шум водоема. Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Ход занятия.

-Ребята, я хочу вам предложить отправиться в гости к природе. А куда нам надо отправиться, чтобы оказаться ближе к природе? (В лес).

- Почему именно в лес надо отправиться?

- Чтобы отправиться в лес нам надо превратиться в туристов, и собрать рюкзак. Решить какие вещи мы с собой возьмем, а какие нет. (Подходим к столу, выбираем вещи для похода и обосновываем их выбор). Спички мы брать не будем, т. к. в лесу костры разжигать нельзя. Что может случиться, если неправильно обращаться со спичками и огнем в лесу?

Предположительные ответы детей:

Затем рассматриваем план, идем по маршруту.

Первая остановка – экологические знаки.

- Ребята, вы знаете, что кроме правил дорожного движения, которые мы все соблюдаем, есть правила поведения в лесу, которые мы тоже будем соблюдать.

О чем нас предупреждают знаки? (Ответы детей).

Воспитатель: Я хочу напомнить еще одно правило. В лесу нельзя шуметь. Почему? (Дети высказывают предположения)

- Продолжим наш путь.

Вторая остановка – речка.

-Ребята, что же случилось с речкой? (Она грязная, в ней много мусора.)

-А откуда в реке появился этот мусор? (Ответы детей). Что можно сделать?

Будем речку очищать от мусора? Весь мусор собираем в мусорный мешок и забираем с собой.

Ребята, посмотрите, какая река стала? (Чистая, красивая, вода прозрачная.)

Воспитатель: Ребята, давайте оживим нашу речку и ее берега.

Сейчас получите набор карточек. Внимательно их рассмотрите, подумайте, где обитают животные (в воде, или на берегу). Не ошибитесь. Когда все карточки будут разложены, расскажите кого, куда поселили и почему?

Воспитатель: Ребята, мы с вами сделали очень хорошее доброе дело.

Теперь река стала прежней. Слышите, как плещутся ее волны? (Использовать аудиозапись шума воды). И рыба в реке появилась, и разные растения, насекомые на берегу.

- А вот как же нам через речку перебраться? Ведь нам нужно дальше идти, а мостика нет? Река небольшая, может быть, мы ее сможем перепрыгнуть?

Перепрыгиваем речку на двух ногах. Аккуратней, ноги не замочите.

Ребята, посмотрите, на какой замечательной полянке мы оказались. Давайте поиграем

Физминутка: «Есть в лесу»

Есть в лесу три полочки:

(хлопаем в ладоши).

Ели – елки – елочки.

(Руки вверх – в стороны – вниз.)

Лежат на елях небеса,

(руки вверх.)

На елках – птичьи голоса,

(Руки в стороны.)

Внизу на елочках – роса.

(Руки – вниз, присели).

Третья остановка - лес

Воспитатель: А вот и пришли мы в лес. Ребята, хотите послушать музыку весны в лесу. Прислушайтесь!

(Слушание записи «Пение птиц в лесу. Журчание ручья»).

Понравилась ли вам лесная музыка? Какие звуки вы узнали? (Ответы детей).

Прилетают перелетные птицы. В лесу шумно от птичьего разноголосья. Как вы думаете, ребята, почему птицы так звонко, громко поют весной (Ответы детей)

Потому что они ищут себе пару. Затем построят гнездо и в гнезде появятся яйца. А затем в лесу наступит время тишины, так как птицы будут высиживать птенцов.

Подходим к дереву с птицами.

- Каких птиц вы знаете?

А знаете ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями? (Ответы детей.)

Ребята давайте сядем на полянку и поговорим.

(Рассаживаемся на «полянке», беседуем о лесных птицах).

Сегодня я вам расскажу о самых настоящих докторах леса.

Отгадайте, о ком мы будем говорить.

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел)

Воспитатель рассказывает и показывает картинку:

На стволах деревьев, кроме дятлов, кормятся поползни. Как вы думаете, умеют ли поползни, как дятлы, долбить кору? Почему эту птичку назвали поползень? (Ответы детей).

В отличие от дятлов, поползни не долбят кору, а собирают насекомых с поверхности стволов деревьев.

Иволга – тоже лесной доктор. Она пожирает волосатых гусениц, которых избегают другие птицы.

Кукушка, приносит ущерб разорением гнёзд, вместе с тем полезна уничтожением различных насекомых — вредителей леса, в частности крупных мохнатых гусениц дубовых и сосновых шелкопрядов, которых не едят мелкие певчие птицы, имеющие более нежную пищеварительную систему.

Можно ли этих птиц назвать докторами леса?

Как вы думаете, надо ли заботиться о птицах, которые не поедают насекомых – вредителей? Объясните свой ответ.

Правильно, надо охранять всех птиц и все живое на Земле. Давайте вспомним нашу пирамиду, которую мы составили недавно на занятии.

А что нам дает тепло и свет? (солнце)

Да, солнце-основа жизни. Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных? (вода, почва).

Да, нужна почва с влагой. И тогда вырастет растительный мир. Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без … (насекомых)

Да, насекомые питаются нектаром растений и опыляют их. И вдруг в лесу кто то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это? (птицы)

Правильно, птицы. Вот эта пирамида жизни, многоэтажный огромный дом. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверить это? Убираем солнце (или почву, растения, насекомых, птиц)-рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого в природе жить не может. Поставим пирамиду жизни и никогда ничего не будем разрушать в ней, постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Как же вы будете защищать природу? (Вспоминают правила друзей леса).

Воспитатель: Ну что же, мы с вами замечательно погуляли в лесу. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на прогулке. Теперь можно возвращаться и обратно в детский сад и из туристов превращаться снова в дружных ребят.

Я иду тропинкой узкой…

Я иду тропинкой узкой.

Пробираюсь в лес густой;

Зеленеющие ели

Стелют ветви надо мной.

По бокам трава с цветами,

Песни птиц звенят кругом;

Ручеек журчит в ложбине,

Струйки блещут серебром.

Я один – и мне не страшно:

Кто обидит здесь, когда

Сам пришел не обижать я,

Отдохнуть пришел сюда!

Я не трону птички малой

И цветов не стану рвать,

Если жизнь я дать не в силах,

Как могу ее отнять?

И. Белоусов

Публикации по теме:

Дидактическая игра с детьми среднего дошкольного возраста «Кто где живет?»Дидактическая игра с детьми среднего дошкольного возраста «Кто где живет?» Цель: Закреплять умения отличать насекомых от птиц. Закреплять названия птиц и насекомых. Обобщать знания о месте обитания насекомых и птиц.

Конспект занятия в средней группе детского сада Конспект интегрированного занятия в средней группе детского сада. «Познание» Мир природы. «Художественное творчество» Рисование Программное.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Одежда, обувь
  • Зима
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии «Прогулка в лес»
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 23:35
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...