Конспект НОД по экологии с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы «Юные экологи спешат на помощь»

Громоляк Ирина Стефановна
Конспект НОД по экологии с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы «Юные экологи спешат на помощь»

Конспект НОД по экологии

с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Юные экологи спешат на помощь»

Программное содержание:

- познакомить детей с новым понятием – «Экологические катастрофы»

(большой вред, который наносится природе по вине человека, «Экологи»

(люди, которые помогают природе);

- расширять кругозор детей за счет усвоения представлений об окружающем

мире;

- уточнить представление о перелетных и зимующих птицах;

- развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, умение решать

проблемные ситуации;

- обогащать представление о взаимосвязи животных с окружающей средой;

- формировать практические природоохранные умения;

- способствовать воспитанию гуманного отношения к животным на основе

понимания связи каждого живого организма с окружающей средой;

- развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие,

зрительное сосредоточение, зрительную память;

- воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям;

- воспитывать умение слушать педагога и сверстников,

получать удовлетворение от проделанной работы;

- ввести в словарный запас детей слова «эколог», «экологическая

катастрофа».

Материал: план – схема; игрушка белка; модель «Живое»; карточки с изображением птиц; иллюстрации (перелетные и зимующие птицы); муляжи обитателей водоемов; мольберт; ткань синего цвета (река); бросовый материал (коробки, проволока); ножницы.

Проектор, экран, аудиозапись шума воды в реке, пения птиц.

Галстуки зеленого цвета.

Ход занятия.

Воспитатель приносит в группу конверт, в котором находится письмо и план – схема.

Педагог читает: «Дорогие ребята, я приглашаю вас в путешествие. Дорогу вам укажет план – схема. Вас ожидают интересные встречи и решение непростых проблем и ситуаций. Знания и смекалка вам очень пригодятся. Белочка».

Дети знакомятся с планом – схемой, на которой обозначен маршрут путешествия с отмеченными остановками «Речка», «Лес», «Лаборатория, «мастерская».

Первая остановка – «Речка».

Педагог предлагает отправиться в путешествие.

Детей встречает белочка и рассказывает о том, что с ней произошло: «Один мальчик увидел меня в лесу, подкрался тихонько и поймал. Принес меня сюда и бросил. Я осмотрелась по сторонам и увидела, что это не мой дом. Здесь вода, земля, незнакомые растения… Я очень хочу домой, но мне интересно: где я, что вокруг меня. Расскажите мне, пожалуйста».

Педагог обращает внимание детей на экран, где изображена река.

Рассказ детей. Это река, в реке течет вода, у реки есть два берега.

Воспитатель. Расскажите, ребята, кто живет в речке.

Рассказ детей. В речке живут рыбы, раки, насекомые, растения; к реке приходят животные напиться воды, в реках живут бобры.

(Рассказ сопровождается показом иллюстраций, игрушек).

Воспитатель. Все обитатели реки, животные и растения – живые. А вы, ребята, знаете, что значит – живые? Давайте рассмотрим модель «живое» и расскажем белочке все, что мы знаем. Научим ее определять, где живой объект, а где неживой.

Работа с моделью «Живое».

Дети по очереди берут схемы и рассказывают: все живые существа дышат, растут, питаются, двигаются, размножаются.

(Рассказ сопровождается выкладыванием модели «живое»).

- Молодцы, справились с заданием!

В мире огромном,

В мире прекрасном,

В маленькой речке

Под солнышком ясным

Рыбы и раки,

Жуки – плавуны

Просто не могут без чистой воды!

Воспитатель обращает внимание детей на выложенную на полу речку (в ней находится много мусора).

- Что это в нашей реке? (Ответы детей).

- Ребята, когда природу загрязняют, это называется экологическая

катастрофа.

- Что нам делать, как нам быть? (Ответы детей).

- Правильно, речку от мусора нужно спасти, собрать его в пакет и выбросить

в мусорный контейнер. У меня есть пакеты для мусора. Кто – то из вас

будет держать пакеты, а кто – то наденет перчатки и соберет мусор.

(Дети собирают мусор в пакеты).

Воспитатель. Молодцы, ребята, помогли речке, освободили ее от мусора. А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Вы сегодня стали юными экологами. Я поздравляю вас и хочу повязать вам специальные галстуки. А как вы думаете, почему галстуки зеленого цвета? (Рассуждения детей).

Теперь все будут знать, что вы оберегаете природу, заботитесь о ней.

Слышится шум воды (аудиозапись).

Воспитатель. Ребята, что вы слышите? Это речка благодарит вас за помощь. Теперь вы можете вернуть обитателей в чистую воду.

(Дети берут муляжи обитателей реки, называют их и возвращают в водоем).

Воспитатель. Нам еще нужно помочь белочке вернуться домой. А где живет белка? Расскажите об этом.

(Рассказы детей).

Давайте внимательно посмотрим на схему и отправимся дальше по нашему маршруту.

Дети идут в уголок леса.

Воспитатель. Белочка, тебе эти места знакомы. Ребята, какое теперь время года по календарю? (Поздняя осень). А по календарю ненцев уже наступила зима: снег лег и не тает, по нему можно ездить на нартах, запряженных в оленью упряжку. Реки начинают замерзать и покрываются льдом. Как вы думаете, белка готова к зиме? Расскажите об этом. (Ответы детей).

На экране появляется изображение белки в зимней серой «шубке».

- Теперь мы можем ее оставить здесь – пусть лакомится орешками и грибами.

- Птичьих голосов в лесу стало меньше – куда они подевались? Расскажите.

- Правильно, многие птицы улетели в теплые края. Как называют этих птиц?

(Перелетные). Почему они улетели? (Ответы детей)

- Но некоторые птицы остались зимовать в наших краях. Птицы пугливы и прячутся среди веток деревьев.

(На экране появляется изображения птиц на зашумленном фоне).

- Посмотрите внимательно и назовите птиц, которых вы узнали.

- Правильно, зимуют у нас воробьи, синицы, вороны, дятлы, клесты, совы.

А почему эти птицы не улетают в теплые края?

Дети делают заключение, что для этих птиц зимой есть корм.

Зрительная гимнастика.

Птичка крылышки сложила, Движения глаз вверх – вниз.

Птичка перышки помыла,

Птичка клювом повела, Движения глаз вправо – влево.

Птичка зернышко нашла.

Птичка зернышко поела, Круговые движения глаз.

Наша птичка улетела.

Воспитатель. Ребята, я надеюсь, что юные экологи хорошо запомнили зимующих птиц. Пойдем в нашу «Лабораторию» и там поработаем.

Вспомните птиц, которых вы видели в лесу, и обведите их изображения на своих листах.

(Воспитатель проверяет выполнение задания).

- А сейчас проверим ваше внимание. Проведем игру «Кто лишний?» Я назову несколько птиц, а вы на слух определите ту, которая не подходит к остальным. (Игра проводится в быстром темпе).

- Давайте, ребята, проверим, хорошо ли вы запомнили, по каким признакам отличают живое от не живого. Возьмите по две карточки, внимательно посмотрите и определите, к какой природе относится то, что нарисовано.

(Дети раскладывают карточки по соответствующим карманам и объясняют свое решение).

На экране появляется изображение воробья.

Воспитатель. Настоящие экологи даже понимают голоса птиц. Кто из вас догадается, о чем сообщает воробей?

Ребенок читает стихотворение.

Я – маленький воробей,

Я гибну. Дети, спасите,

Я летом всегда подавал сигнал,

Чтоб сторож ворон с огорода гонял.

Пожалуйста, помогите!

Второй ребенок читает стихотворение.

Я – дятел, пестрый такой,

Я гибну. Дети, спасите…

Все лето я клювом стволы долбил,

Тьму вредных букашек истребил,

Пожалуйста, помогите!

- О какой помощи просят птицы? Что нам делать? Как нам быть?

(Ответы детей).

Давайте посмотрим на план – схему, нет ли там следующей остановки.

Дети читают название следующей остановки «Мастерская» и идут делать кормушки.

Воспитатель. Ребята, что находится у вас на столе? Сегодня мы попробуем ненужные молочные пакеты превратить в полезные вещи. Сделаем из пакетов кормушки для птиц.

Прежде, чем приступить к работе, рассмотрим алгоритм изготовления необычной кормушки.

(На экране показаны этапы работы. Дети рассказывают о последовательности действий при изготовлении кормушки).

Изготовление детьми кормушек из пакетов от сока и молока.

(Дети ножницами вырезают отверстие в пакете и прикрепляют проволоку).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

Воспитатель. На прогулке мы повесим наши кормушки на деревья и насыплем в них корм. Так спасем птиц от зимнего голода.

Вот и закончилось наше путешествие. Что вам больше всего понравилось в нем? Кому мы помогли? Теперь вы знаете, как оберегать природу и помогать обитателям водоемов и лесов. А на память о нашей встрече я предлагаю всем вместе сфотографироваться.

Дети фотографируются на фоне леса. На прогулке развешивают кормушки с кормом для птиц.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группы» Сегодня у нас в школе проходили открытые мероприятия в рамках реализации проекта Европейской комиссии посвященные теме "Экологического воспитания".

Экологическая акция «Берегите лес» в подготовительной к школе группе Цель: воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе. Задачи: формировать устойчивый.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии с проблемными ситуациями для детей подготовительной к школе группы «Юные экологи спешат на помощь»
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 17:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...