Лучший педагог года

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Жить нельзя без воды»

Екатерина Герасимова
Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Жить нельзя без воды»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологии с элементами экспериментирования

для детей старшей группы

Тема: «Жить нельзя без воды»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Доминирующая область: «Познавательное развитие»

Задачи:

Образовательные:

*продолжать знакомить детей со свойствами воды : отсутствие собственной формы, прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель;

Публикация «Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы „Жить нельзя без воды“» размещена в разделах

*формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

*активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

Развивающие:

*развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

* закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, пипетками;

*развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Воспитательные:

*воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать чужое мнение.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Материалы и оборудование к НОД: карточки в виде капелек воды с загадками, иллюстрации, плакаты. Рисунки на тему «Вода»; ведёрко, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды различной формы, соломинки для коктейля, детские соки, стаканы с молоком, пуговицы, пипетки, ватные палочки, одноразовые тарелки, гуашевые краски.

Словарная работа: лаборатория, лаборант, опыты.

Методы и приё мы:

1. Наглядный: картинки с изображением воды и игрушек.

2. Словесный: беседа, объяснение, вопросы к детям, пояснение, загадки.

3. Игровой: создание игровой ситуации.

4. Рассказывание стихотворения.

Продолжительность НОД: не более 25 минут.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Проводится в группе

Воспитатель: «Дети, когда я сегодня пришла в детский сад, то увидела на пороге серебряное ведёрко. Хотите заглянуть в него и узнать, что в нём лежит?»

После того как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками. Воспитатель читает их вслух.

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут. (Дождик).

Пушистая вата, плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако).

Течёт, течёт, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Речка).

Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч.

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг! (Водопад).

Основная часть:

Воспитатель: «Дети, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.

Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (тёплая, горячая, холодная, пресная. Прозрачная, газированная и т. п.)

Что вода делает? (течёт, льётся, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего нужна вода человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Воспитатель: «Дети, а как вы думаете, где можно встретить воду в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: «В морях и океанах-вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе : вода в море-как называют её по другому? Морская. Вода в океане-океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах (речная, озёрная, родниковая, болотная вода).

Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.

Воспитатель: «Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?

Ответы детей.

Практическое экспериментирование «Волшебные свойства воды».

Воспитатель: «Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Дети, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её удивительными свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты.

Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

- Не шуметь - этим мы мешаем друг другу. Аккуратно обращаться с посудой

- Слушать воспитателя.

- Внимательно следить за результатом опыта.

- Закончив наблюдение, сделать вывод.

Прежде, чем приступить к работе в лаборатории, мы немножко поиграем.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы---круговые движения кистями рук

И на дорожку---обе руки перед собой

Льётся, льётся ой-ой-ой---покачивание головы

Побежали мы домой---бег на месте

СТОЛ №1

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

ОПЫТ 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой - пустой.

Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой, Льётся вода?

Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

ОПЫТ 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду, Есть ли у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьё т воду и говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует, Дать детям для сравнения попробовать сок. Вода – безвкусная.

ОПЫТ 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (Вода совсем не пахнет).

СТОЛ № 2

Свойство 2: вода прозрачная, бесцветная.

ОПЫТ 4. Воспитатель: «На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить пуговицу в стакан с водой, другую – в стакан с молоком,

- Что заметили? Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком пуговицу не видно, а в стакане с водой она видна.

- Почему? Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды : чистая вода прозрачна.

СТОЛ № 3

Свойство 3: вода не имеет собственной формы.

ОПЫТ 5

Воспитатель: «А теперь пользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе, Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. п.

Воспитатель: «Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой, Посмотрите, что происходит с формой воды?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.

Ответы детей.

Вместе с детьми воспитатель формирует следующее свойство воды : в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда. В который её наливают.

СТОЛ ВОСПИТАТЕЛЯ

Свойство 4: вода – растворитель.

ОПЫТ 6

Воспитатель: «Дети, я попрошу вас подойти к моему столу, У меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками, Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

- Белый камень в воде тает. (Сахар) Ребёнок снимает салфетку и мы видим на блюдце сахар.

- А теперь вторая загадка: Желтое, жидкое, когда жаришь – шипит! (Масло растительное) Ребёнок снимает салфетку.

- А вот и третья загадка: Белое, твёрдое, а не камень (Соль) Ребёнок снимает салфетку.

Воспитатель: «Попробуем теперь капнуть в воду капельку масла в одном стакане, размешать во втором стакане ложку соли, а в третьем ложку сахара и посмотрим, что же у нас получилось? (Предполагаемые ответы детей) Соль и сахар растворились в воде, а масло не растворилось.

- Какой можно сделать вывод? (Вода является растворителем, но не всех веществ).

ИГРОВОЙ МОМЕНТ:

А сейчас мы поиграем в игру «Что лишнее на картинках?» На доске висят фотографии, связанные с водой и фотографии игрушек. Дети отвечают, что здесь лишнее.

ИГРА – ЭКСПЕРИМЕНТ «ЦВЕТНОЕ МОЛОКО ИЛИ САЛЮТ В ТАРЕЛКЕ»

1. Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.

А теперь хотите – верьте, хотите – нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните её в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдёт! Молоко начнёт двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Заключительная часть

Дети, вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

- Какие новые свойства воды вы узнали из опытов? Понравилось ли вам занятие, и что понравилось больше всего?

Дети:

- Вода это жидкость.

- Вода не имеет собственной формы.

- Вода бесцветна, не имеет запаха, прозрачная.

- Вода может растворять одни вещества и не растворять другие.

Вы сегодня все молодцы, старались, делали опыты, в подарок вам стихотворение Н. Рыжовой «Волшебница – вода»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде! Без неё нам не умыться,

В луже, в речке, в океане. Не наесться, не напиться!

И в водопроводном кране, Смею вам я доложить :

На плите у вас кипит, Без неё нам не прожить!

Паром чайника шипит.

(Н. Рыжова «Волшебница – вода»)

А если нам без неё не прожить, то воду надо беречь и охранять!

Публикации по теме:

Досуг для разновозрастной группы (4–6 лет) «Без воды — ни туды, ни сюды» Досуг проводился в период летней оздоровительной компании, как заключительное мероприятие по теме "Вода". Цель: Актуализация знаний детей.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Без воды нет жизни» для детей подготовительной к школе группы Тема: Без воды нет жизни (познавательно – исследовательская деятельность) Для детей подготовительной к школе группы. Цель: развитие познавательной.

Конспект НОД по познавательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе «Природа осенью» Задачи: Расширить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью. Формировать навыки самостоятельной опытно-экспериментальной.

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе «Друг без друга нам нельзя! Не будем ссориться, друзья!»Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе «Друг без друга нам нельзя! Не будем ссориться, друзья!» Цель: воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми, живущими на Земле. Задачи: -формировать у детей младшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования «Вода в природе» для подготовительной группы. Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования «Вода в природе» для подготовительной группы. Цель: систематизировать и уточнить.

Конспект НОД по экологии в старшей группе с элементами викторины «День Земли» Цель: формирование бережного отношения к природе. Задачи: 1. формирование у детей представлений о международном празднике – День Земли.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Помощь жителям страны Почемучек» в старшей группе .

Конспект ООД с элементами экспериментирования в старшей группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая Тема занятия: «Удивительные свойства воды» Воспитатель: Ковалёва.

Конспект занятия-экспериментирования. «Жить нельзя нам без воды». 2 младшая группа. Показательное занятие для родителей.Конспект занятия-экспериментирования. «Жить нельзя нам без воды». 2 младшая группа. Показательное занятие для родителей. Цель:Познакомить детей со свойствами воды, развивать познавательный интерес. Задачи: - Дать знания о свойствах воды (льётся, прозрачная,без.

Конспект занятия с элементами экспериментирования во второй младшей группе «Свойства и признаки воды» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая) Программные задачи: - воспитывать интерес к теме «вода» - формировать бережное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Жить нельзя без воды»
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 09:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД