Конспект НОД по экологии в средней группе. «Зимовье зверей»

Надежда Липчанская
Конспект НОД по экологии в средней группе. «Зимовье зверей»

Цель: О. о. «Познание» Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Знакомить с видами диких животных, обитающих в средней полосе России (белка, заяц, медведь, еж, волк, лиса, их внешним видом и условиями их обитания.

О. о. «Коммуникация» Способствовать развитию любознательности. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Совершенствовать интонационную выразительность речи при чтении стихотворения наизусть.

О. о. «Физическая культура» Формировать правильную осанку. Закреплять и развивать умение ходить, согласовывая движения рук и ног.

О. о. «Социализация» Знакомить с дидактическими играми, направленными на совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, паззлы).

О. о. «Музыка» Обогащать музыкальные впечатления. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). Развивать навыки пения без музыкального сопровождения (с помощью воспитателя). Развивать умение инсценировать песни.

Материал: Декорации лесной полянки (деревья, животные, птицы). Цветные

открытки с изображением диких животных. Чудесный мешочек.

Снежинки, костюмы.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сложи и назови» Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете, когда сложите элементы картинок, которые лежат на столе. Я вас попрошу подойти к столу и выбрать по одному из фрагментов. А теперь посмотрите на обратную сторону. «Рубашки» у картинок разного цвета. Те ребята, у которых картинки с оранжевой «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному оранжевым кругом, у кого с белой — к белому столу и т. д.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Кого вы видите на собранных картинках?/животных/. Назовите их. Где живут эти животные? /в лесу/. Как называются животные, которые живут в лесу? /дикие/. Ребята, сейчас хозяйничает в природе зима. Она вышла гулять на поля, степи, и в лес заглянула. Я вас приглашаю на прогулку в зимний лес.

Воспитатель обращает на красоту зимнего леса, звучит музыка, читает стихотворение С. Есенина.

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Принакрылася сосна.

Воспитатель: Безмолвен, заворожён лес, хочется ходить, слушать, как потрескивает под ногами от мороза снег. Тихо в лесу. Спокойно. Кажется, никто не живёт здесь. Но это только кажется. Вы заметили, ребята, пока мы шли лесной тропинкой, не встретили ни одного зверька? Без них грустно в лесу. Где животные? Почему их не видно? Кто же нам поможет найти их?

Появляется Старичок - Лесовичок.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто это? /Ответы детей/ Старичок -Лесовичок, почему пусто на лесной полянке? Грустно в лесу?

Старичок - Лесовичок: чтобы встретиться с лесными животными, надо отгадать загадки о них

Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом. /Белка/

Появляется ребёнок - белка. Она рассказывает о своей жизни в лесу зимой.

Белка: Я, белка, весёлый зверёк, по деревьям скок да скок.

Но зимой я меняюсь,

В шубку серую переодеваюсь.

Меньше приходится прыгать, скакать

Силы надо беречь и сохранять!

Всю осень дупло утепляла,

Пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи.

Чтоб зимой не голодать.

Где ж еду зимой достать?

Трудно белке зимовать.

Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы,

К людям я тогда спешу, помощи у них прошу.

Воспитатель: Ребята, почему белочка переодевается в серую шубку?

/Ответы детей/

Воспитатель уточняет: так белочка прячется от врагов, например, от хищной птицы - ястреба или зверька куницы. Зимой деревья голые, серые. Серая беличья шубка почти не заметна на их фоне.

Ребёнок читает стихотворение о белке:

Далеко ещё зима,

Но не для потехи

Тащит белка в закрома

Ягоды, орехи.

Знает маленький зверёк:

Запасаться надо в срок.

Воспитатель просит Старичка - Лесовичка загадать следующую загадку.

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель. /Ёжик/

Появляется ребёнок - ёжик. Рассказывает о жизни ёжика зимой в лесу.

Ежик: Зимой я крепко сплю,

Зарывшись в тёплую нору.

Готовил с осени запас:

Грибы, ягоды припас.

Трудился, — не ленился!

Меня вот разбудили,

И к вам, ребята, пригласили,

Чтоб о себе всё рассказал.

Сюда б я медведя позвал,

Но он в берлоге крепко спит,

И его нельзя будить.

Он с осени свой жир копил,

Много ел и много пил.

Нам с медведем зимой одна работа,

Крепко спать и весну ждать.

Воспитатель: Ребята, для чего нужны ежу иголки? / Ответы детей/ Почему медведь зимой спит? /Ответы детей/

Дети читают стихи о медведе и ёжике.

Первый р-к: Серый ёжик весь в иголках, словно он не зверь, а ёлка. Хоть колюч молчун лесной -Ёжик добрый, а не злой.

Второй р-к: По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом. Любит мишка сладкий мёд, Да малину с веток рвёт.

Следующая загадка Старичка - Лесовичка:

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, в валенках. /Заяц/

Появляется ребёнок - заяц, рассказывает о том, как трудно жить зайцам зимой в лесу.

Заяц: Я, заяц. Расскажу, как живётся мне в лесу. К зиме, ребята, побелел, шубку новую одел. Под кусточком присяду, спрячусь под сосной. Не увидит, не узнает зверь меня лесной. Я хотя и не трус, но всего - всего боюсь, Очень трудно зимой бывает -Когда сильный мороз, и еды не хватает. А питаюсь я корой, ягодой замёрзшей,

Что под снегом заяц найдёт - Всё ему в прок пойдёт. Вы ж зайчат не обижайте, Вы им лучше помогайте. Где еды приберегите, не пугайте, не гоните.

Воспитатель: Ребята, о чём зайчик вас просит? /Ответы детей /. Какой домик у зайца? /Ответы детей /.

Воспитатель уточняет: заяц не строит себе отдельную норку.

Зимой днём он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб,

а ночью добывает еду: обгладывает кору деревьев.

Ребёнок читает стихотворение о зайце: Прокатился шум лесной — Под кустом притих косой. Уши длинные прижал. Долго - долго пролежал.

Старичок - Лесовичок загадывает загадку о лисе.

Какой зверь опасный Ходит в шубке красной, Снег разгребает, Мышек хватает? /Лиса/.

Появляется ребёнок - лиса, рассказывает о своей жизни зимой.

Лиса: Я зимы не боюсь, в шубку тёплую ряжусь,

Хвост красивый какой, мне он нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,

А за тем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую,

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!

Об этом, наверное, мало кто знает.

Но и мне зимой трудно бывает.

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

Воспитатель спрашивает у детей, для чего лисе пушистый хвост?

/Ответы детей/. Почему у лисы лапы не замерзают? /Ответы детей/. Воспитатель уточняет ответ детей: зимой на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно была ей ступать по снегу. Ходит лиса по снегу как в валенках.

Ребёнок читает стихотворение о лисе: Знает лисонька — лиса: В шубе вся её краса.

Шубы нет в лесу рыжей. Зверя нет в лесу хитрей.

Физкультминутка.

«Звериная зарядка»

Мы проверили осанку И свели лопатки,

Мы ходили на носках, А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька — трусишка,

И как серый волк - волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Старичок - Лесовичок загадывает загадку о волке, и сам рассказывает про него.

Старичок Лесовичок: А ещё есть зверь лесной, он, ребята, очень злой.

Вы с ним даже не встречались! Вы б его испугались. Угадайте?

/ответы детей/Это волк.

В одиночку он не ходит; волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, даже страшно зверям! Лучше им не попадаться, надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой. Еды не хватает и он голодает.

Ребёнок читает стихотворение о волке:

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит — бродит волк молчком,

Уши серые торчком.

Воспитатель благодарит животных за рассказ о своей жизни.

Воспитатель: Ребята, как живётся животным зимой в лесу? /Ответы детей/ Всем животным трудно зимовать, им не хватает пищи, тепла, подстерегает опасность. Ребята, как мы должны относиться к животным, к окружающей нас природе? /Ответы детей/.

Какие пословицы и поговорки вы знаете о животных и природе? /Ответы детей/.

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте! Кто природу губит, тот свой край не любит! Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!

Воспитатель предлагает детям угостить животных.

Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся яблоко, орехи, мёд, морковка, сыр и т. д. Дети достают угощение для зверей, угадывают, для кого оно предназначено, и угощают животных.

Затем дети встают в хоровод и поют песню «У лесной опушки». Ребята прощаются с животными, Старичком - Лесовичком и покидают лесную полянку.

Публикации по теме:

Дидактические игры направленные на формирование умения обобщать, сравнивать, выявлять признаки, обобщать, классифицировать 1 блок: Дидактические игры, направленные на формирование умения выделять существенные признаки предметов 1. Дидактическая игра «Для чего.

Перспективный план по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания Перспективный план работы по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания (средний дошкольный.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Зима
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии в средней группе. «Зимовье зверей»
Опубликовано: 25 января 2013 в 12:27
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...