Конспект НОД по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Дуб — добрый богатырь»

Озаровская Анастасия
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Дуб — добрый богатырь»

Задачи.

Образовательные:

- расширять, обогащать знания детей о биологических особенностях дуба, его лекарственных, пищевых свойствах, хозяйственном применении;

- познакомить детей с разнообразием дубов;

- продемонстрировать на примере экосистемы дуба взаимосвязи в живой природе;

- познакомить детей со способом изображения дуба в аппликативной форме с использованием природного материала;

- обогащать активный словарь.

Развивающие:

- развивать внимание, логическое мышление;

- развивать любознательность, интерес к природе, её познанию;

- развивать умение давать полный, развернутый ответ, аргументировать его;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать фантазию, творческое воображение, чувство композиции в ходе выполнения коллективной аппликации.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению природы;

- воспитывать бережное, ответственное отношение и любовь природе;

- формировать навыки поведения в природе, активную природоохранную позицию;

- воспитывать культуру общения, умение соблюдать правила поведения при выполнении коллективной аппликации.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Сказка старого дуба», наблюдение дуба во время прогулки (посещение видовой точки «Дуб» на экологической тропе).

Материалы: фотографии и иллюстрации с изображением дуба; фотографии с изображением коры, листьев, плодов, цветов дуба; иллюстрация с различными видами дубовых листьев; иллюстрации животных, насекомых, грибов, растений, соседствующих с дубом. «Посылка из леса» с природным материалом: кора, желуди, дубовые листья, веточки, коробочка «Кора дуба». Заготовка для коллективной аппликации «Дубок» - большой лист плотной бумаги с заранее нарисованным стволом и ветками, клей ПВА, клеевые кисточки, салфетки. Видеозапись мультфильма «Сказка старого дуба». Два набора карточек для игры «Подбери правильно», магнитная доска, магниты.

Словарная работа: активизация словаря («кора», «желудь», «раскидистая крона», «богатырь», «могучий», «крепкий», «щедрость», «полезные вещества», «отвар»); обогащение словаря («величавый», «круча», «узловатый», «силы непочаты», «дубрава», «долгожитель»).

Ход мероприятия непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Величавый и могучий,

Он растёт на склоне кручи,

Зубчатой своей листвой

Укрывает в летний зной,

А когда наступит осень,

Жёлудь в дар он нам приносит.

(Дуб)

Воспитатель:

- Ребята, как вы поняли, что загадка про дуб? Какими словами описан дуб в загадке? Как вы их понимаете?

Выслушав ответы, демонстрирует фотографии и иллюстрации с изображением дуба.

Воспитатель:

- Дуб часто сравнивают с богатырем:

Стоит над кручей

Богатырь могучий,

Голова – до тучи,

Плечи пораздвинул,

Руки пораскинул,

Пальцы узловаты,

Силы непочаты.

Пальцами тронет –

Ветер нагонит,

Руками заманит –

Буря заглянет.

Спрашивает детей, кто такой богатырь, откуда, по их мнению, появилось такое сравнение. Выслушивает ответы детей.

Дети:

- Дуб большой, сильный, крепкий, могучий.

Воспитатель:

- Какие еще слова используются в описании дуба? Что, по-вашему, значит выражение «силы непочаты»?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель подводит их к правильному толкованию (задает наводящие вопросы, использует ассоциации).

Воспитатель:

- Дуб, и в самом деле, - очень сильное, величественное, дерево, напоминающее своими качествами былинного богатыря. Дуб во все времена пользовался почтением в разных странах. У многих народов он символизирует силу, мощь, крепость, выносливость, твердость духа. В древности дубовыми венками награждали самых храбрых воинов. Дуб – дерево-долгожитель. Есть дубы, возраст которых более 1000 лет. Лес, в котором растет много дубов, называется дубрава.

У дуба мощный ствол, раскидистая крона, сильные корни. Ребята, вспомните, какие функции выполняют корни дерева?

Дети:

- Корни держат дерево в земле, помогают ему «пить», добывают из почвы полезные вещества.

Воспитатель:

- Дуб – это лиственное или хвойное дерево?

Дети:

- Лиственное.

Воспитатель:

- Какие еще лиственные деревья вы знаете?

Дети:

- Липа, береза, яблоня, ясень и т. д.

Воспитатель:

- Совершенно верно. У дуба очень красивые резные листья (фотографии). Но дубы бывают разные, и форма их листьев может сильно отличаться (иллюстрации). Опадая на землю, листья этого дерева со временем перегнивают и тем самым значительно улучшают качество почвы, давая питательные вещества для других растений.

А знаете ли вы, что дуб, как и другие лиственные деревья, тоже цветет? Происходит это обычно в мае вместе с распусканием листьев. А цветы представляют собой свисающие сережки (фотографии).

Ребята, а как называют плоды дуба?

Дети:

- Жёлуди.

Воспитатель:

- Правильно, жёлуди (фотографии). Ими питаются многие лесные животные: дикие кабаны, белки, мыши, некоторые птицы, например, сойка (картинки). Животные способствуют распространению плодов дуба на значительных территориях. Такие желуди, прорастая, дают жизнь новому дереву.

Физкультминутка «Дубочек»:

Спелый жёлудь, как клубочек,

А в клубочке том дубочек.

(Дети сидят на корточках,сгруппировавшись)

Поднимается росточек,

(Начинают медленно подниматься и выпрямляться)

К солнцу тянется дубочек.

(Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

Раскрывает два листочка.

Два листочка у дубочка.

(Опускаются на всю стопу,разводят руки в стороны)

Ветер листики качает,

(Покачивают над головой поднятыми вверх руками)

Теплый дождик умывает,

("Умываются")

И дубочек подрастает,

Подрастет и дубом станет.

(Кружатся на месте,подняв руки вверх)

Воспитатель демонстрирует фотографии с изображением дубовой коры:

- Ствол дуба покрыт шероховатой корой. В ней находят кров разные насекомые и их личинки. Правда, не всегда такое соседство благоприятно для дерева. Есть насекомые, которые, питаясь корой и древесиной, наносят дубу повреждения. Это дубовые златки, усачи, древоточцы (демонстрирует картинки). Однако с дубом соседствуют птицы, которые избавляют дерево от этих вредителей (например, дятел).

В лесу, как в большом доме, у дуба есть свои соседи. Рядом с ним можно встретить кустарники – орешник, шиповник, бересклет; травы – сныть, фиалка, медуница; грибы – белый, сыроежка, дубовик, волнушка, рыжик (демонстрирует картинки). Среди грибов есть такие соседи, которых дуб особенно любит. Такое соседство полезно для обеих сторон: грибы, поселяясь рядом с дубом или на его корнях, не только получают от него питательные вещества, но и отвечают ему тем же, помогая, таким образом, росту дерева.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель:

- Ребята, кто же это может быть? Давайте посмотрим.

Открывает дверь. В группу входит Лесовичок, в руках он держит посылку из леса.

Лесовичок:

- Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам из леса. Да не с пустыми руками: лесные жители просили меня передать вам посылку. Но сперва отгадайте мои загадки:

Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут —

Береток не найдут.

(Желуди)

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

(Белка)

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой

(Гриб).

Лесовичок:

- Молодцы, ребята, все загадки правильно разгадали!

Отдает лесную посылку.

Воспитатель:

- Спасибо тебе, Лесовичок! Оставайся с нами, погости хоть немного.

Лесовичок:

- С удовольствием.

Воспитатель:

- Давайте, ребята, скорее посмотрим, что нам прислали лесные жители.

Открывают коробку. В ней лежат сухие дубовые веточки, кусочки коры, мха, желуди разной формы и размера, сухие дубовые листья. Вынимают из коробки, дают детям посмотреть поближе, потрогать. Обсуждают. Среди даров природы находят коробочку (Кора дуба).

Воспитатель:

- А это что?

Лесовичок:

- Это кора дуба. Она имеет лечебные свойства, ее издавна применяют в народной медицине в качестве отвара для полоскания рта и горла, промывания ран, при ушибах, при отравлениях. Такой отвар снимает воспаления, останавливает кровотечения, обеззараживает.

Воспитатель обращается к детям:

- Вы, наверное, все заметили, что в посылке много желудей. На вкус они горчат. Но из желудей готовят муку и крупу, которая пригодна для выпекания хлеба. Еще из плодов дуба готовят вкусный и полезный напиток – желудевый кофе.

А еще в посылке много дубовых листьев. Давайте сделаем из них свой дубок (показывает заготовку для коллективной аппликации, предлагает каждому ребенку выбрать листок из посылки и прикрепить с помощью клея к веточке будущего дуба). Дети выполняют аппликацию.

Воспитатель:

- Смотрите, какое красивое дерево у нас получилось (закрепляет аппликацию на магнитной доске).

А теперь оглянитесь вокруг, посмотрите, из чего сделаны ваши стулья, столы, за которыми вы сидите?

Дети:

- Из дерева.

Воспитатель:

- Верно. Древесина дуба во все времена считалась очень ценной, из нее тоже делают разную мебель, которая славится своей прочностью и долговечностью. Древесину дуба благодаря устойчивости к гниению используют даже при строительстве кораблей.

Ребята, мы с вами убедились, что дуб – сильное и щедрое дерево, но даже у самого сильного богатыря есть свои слабости. Как и любое другое дерево, он беззащитен перед человеком. Вспомните мультфильм «Сказка старого дуба» (воспитатель организует просмотр фрагмента мультфильма).

- Как вы считаете, мальчик Макарка правильно вел себя по отношению к Дубу и Березке?

- Что в его поведении вам показалось неправильным?

Ответы детей.

Воспитатель обращается к детям:

- Скажите, пожалуйста, а что мы с вами можем сделать для дуба? Как нам нужно себя вести, чтобы сохранить это дерево?

Дети:

- Не нужно ломать ветки, обрывать листья, сбивать и топтать грибы, пугать птиц. Можно наблюдать, делать зарисовки, фотографировать, слушать пение птиц.

В конце НОД воспитатель вместе с Лесовичком проводят игру «Подбери правильно»: дети делятся на две команды, каждая команда получает набор карточек с изображениями животных, растений (листья, плоды и т. д.). Среди них необходимо выбрать только те, которые имеют отношение к дубу. Выбранные карточки команды поочередно прикрепляют на магнитную доску рядом с аппликацией «Дубочек», сопровождая свои действия пояснениями. Команда-соперник контролирует правильность выполнения задания, аргументируя свои замечания.

По окончании игры воспитатель обращает внимание детей на то, что все эти животные и растения очень тесно взаимосвязаны с дубом и являются единой, целостной системой.

Подводя итог, воспитатель и Лесовичок спрашивают, что нового дети узнали о дубе, что им понравилось и запомнилось больше всего?

Воспитатель:

- Ребята, что интересного вы узнали о дубе?

- Какие слова вы используете для описания дуба?

- Какие соседи есть у дуба в «лесном доме»?

- В чем заключается сила и щедрость дуба?

Выслушивают ответы детей.

Лесовичок:

- Молодцы, ребята, вы все сегодня очень старались! Мне у вас понравилось. Я надеюсь, что сегодняшнее знакомство с дубом для вас было интересным и познавательным. Я буду очень рад, если вы поделитесь новыми знаниями со своими друзьями, родителями или просто знакомыми людьми.

Дети благодарят Лесовичка, вместе с воспитателем прощаются и провожают его домой в лес.

Публикации по теме:

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшей группы с родным городом. СЕНТЯБРЬ 1. Наблюдение за обращением детей в группе, выявление первичный знаний о родном городе, стране. Определение первичного уровня знаний.

Проект «Шестиногий народец»Проект «Шестиногий народец» роект "Шестиногий народец" старшая группа. Вид проекта: долгосрочный групповой исследовательский проект. Продолжительность проекта: 3.

Библиотека изображений:
  • История
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Дуб — добрый богатырь»
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 12:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка...
«10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка делать» 1. Есть через силу. «Съешь ложечку за маму, ложечку за папу. » Несмотря на то, что существуют...
Экспериментирование и опыты в старшей группе.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного...
Технологическая карта занятия
Технологическая карта занятия Название темы: «Признаки весны» Возраст детей, образовательная область: младшая группа, образовательная область «Познание» Цель...
Родительское собрание. Тема «Волшебный мир книги. Растим любознательных почемучек».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 «Искорка» Протокол родительского собрания № 2 Тема «Волшебный...
Фотоотчет о проведении дня «12 апреля — день Космонавтики» в подготовительной группе
Задачи. Продолжать знакомить детей с днем космонавтики, с первыми космонавтами, с планетами солнечной системы; формировать интерес к космосу;...