Конспект НОД по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Дуб — добрый богатырь»

Озаровская Анастасия
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Дуб — добрый богатырь»

Задачи.

Образовательные:

- расширять, обогащать знания детей о биологических особенностях дуба, его лекарственных, пищевых свойствах, хозяйственном применении;

- познакомить детей с разнообразием дубов;

- продемонстрировать на примере экосистемы дуба взаимосвязи в живой природе;

- познакомить детей со способом изображения дуба в аппликативной форме с использованием природного материала;

- обогащать активный словарь.

Развивающие:

- развивать внимание, логическое мышление;

- развивать любознательность, интерес к природе, её познанию;

- развивать умение давать полный, развернутый ответ, аргументировать его;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать фантазию, творческое воображение, чувство композиции в ходе выполнения коллективной аппликации.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению природы;

- воспитывать бережное, ответственное отношение и любовь природе;

- формировать навыки поведения в природе, активную природоохранную позицию;

- воспитывать культуру общения, умение соблюдать правила поведения при выполнении коллективной аппликации.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Сказка старого дуба», наблюдение дуба во время прогулки (посещение видовой точки «Дуб» на экологической тропе).

Материалы: фотографии и иллюстрации с изображением дуба; фотографии с изображением коры, листьев, плодов, цветов дуба; иллюстрация с различными видами дубовых листьев; иллюстрации животных, насекомых, грибов, растений, соседствующих с дубом. «Посылка из леса» с природным материалом: кора, желуди, дубовые листья, веточки, коробочка «Кора дуба». Заготовка для коллективной аппликации «Дубок» - большой лист плотной бумаги с заранее нарисованным стволом и ветками, клей ПВА, клеевые кисточки, салфетки. Видеозапись мультфильма «Сказка старого дуба». Два набора карточек для игры «Подбери правильно», магнитная доска, магниты.

Словарная работа: активизация словаря («кора», «желудь», «раскидистая крона», «богатырь», «могучий», «крепкий», «щедрость», «полезные вещества», «отвар»); обогащение словаря («величавый», «круча», «узловатый», «силы непочаты», «дубрава», «долгожитель»).

Ход мероприятия непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Величавый и могучий,

Он растёт на склоне кручи,

Зубчатой своей листвой

Укрывает в летний зной,

А когда наступит осень,

Жёлудь в дар он нам приносит.

(Дуб)

Воспитатель:

- Ребята, как вы поняли, что загадка про дуб? Какими словами описан дуб в загадке? Как вы их понимаете?

Выслушав ответы, демонстрирует фотографии и иллюстрации с изображением дуба.

Воспитатель:

- Дуб часто сравнивают с богатырем:

Стоит над кручей

Богатырь могучий,

Голова – до тучи,

Плечи пораздвинул,

Руки пораскинул,

Пальцы узловаты,

Силы непочаты.

Пальцами тронет –

Ветер нагонит,

Руками заманит –

Буря заглянет.

Спрашивает детей, кто такой богатырь, откуда, по их мнению, появилось такое сравнение. Выслушивает ответы детей.

Дети:

- Дуб большой, сильный, крепкий, могучий.

Воспитатель:

- Какие еще слова используются в описании дуба? Что, по-вашему, значит выражение «силы непочаты»?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель подводит их к правильному толкованию (задает наводящие вопросы, использует ассоциации).

Воспитатель:

- Дуб, и в самом деле, - очень сильное, величественное, дерево, напоминающее своими качествами былинного богатыря. Дуб во все времена пользовался почтением в разных странах. У многих народов он символизирует силу, мощь, крепость, выносливость, твердость духа. В древности дубовыми венками награждали самых храбрых воинов. Дуб – дерево-долгожитель. Есть дубы, возраст которых более 1000 лет. Лес, в котором растет много дубов, называется дубрава.

У дуба мощный ствол, раскидистая крона, сильные корни. Ребята, вспомните, какие функции выполняют корни дерева?

Дети:

- Корни держат дерево в земле, помогают ему «пить», добывают из почвы полезные вещества.

Воспитатель:

- Дуб – это лиственное или хвойное дерево?

Дети:

- Лиственное.

Воспитатель:

- Какие еще лиственные деревья вы знаете?

Дети:

- Липа, береза, яблоня, ясень и т. д.

Воспитатель:

- Совершенно верно. У дуба очень красивые резные листья (фотографии). Но дубы бывают разные, и форма их листьев может сильно отличаться (иллюстрации). Опадая на землю, листья этого дерева со временем перегнивают и тем самым значительно улучшают качество почвы, давая питательные вещества для других растений.

А знаете ли вы, что дуб, как и другие лиственные деревья, тоже цветет? Происходит это обычно в мае вместе с распусканием листьев. А цветы представляют собой свисающие сережки (фотографии).

Ребята, а как называют плоды дуба?

Дети:

- Жёлуди.

Воспитатель:

- Правильно, жёлуди (фотографии). Ими питаются многие лесные животные: дикие кабаны, белки, мыши, некоторые птицы, например, сойка (картинки). Животные способствуют распространению плодов дуба на значительных территориях. Такие желуди, прорастая, дают жизнь новому дереву.

Физкультминутка «Дубочек»:

Спелый жёлудь, как клубочек,

А в клубочке том дубочек.

(Дети сидят на корточках,сгруппировавшись)

Поднимается росточек,

(Начинают медленно подниматься и выпрямляться)

К солнцу тянется дубочек.

(Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

Раскрывает два листочка.

Два листочка у дубочка.

(Опускаются на всю стопу,разводят руки в стороны)

Ветер листики качает,

(Покачивают над головой поднятыми вверх руками)

Теплый дождик умывает,

("Умываются")

И дубочек подрастает,

Подрастет и дубом станет.

(Кружатся на месте,подняв руки вверх)

Воспитатель демонстрирует фотографии с изображением дубовой коры:

- Ствол дуба покрыт шероховатой корой. В ней находят кров разные насекомые и их личинки. Правда, не всегда такое соседство благоприятно для дерева. Есть насекомые, которые, питаясь корой и древесиной, наносят дубу повреждения. Это дубовые златки, усачи, древоточцы (демонстрирует картинки). Однако с дубом соседствуют птицы, которые избавляют дерево от этих вредителей (например, дятел).

В лесу, как в большом доме, у дуба есть свои соседи. Рядом с ним можно встретить кустарники – орешник, шиповник, бересклет; травы – сныть, фиалка, медуница; грибы – белый, сыроежка, дубовик, волнушка, рыжик (демонстрирует картинки). Среди грибов есть такие соседи, которых дуб особенно любит. Такое соседство полезно для обеих сторон: грибы, поселяясь рядом с дубом или на его корнях, не только получают от него питательные вещества, но и отвечают ему тем же, помогая, таким образом, росту дерева.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель:

- Ребята, кто же это может быть? Давайте посмотрим.

Открывает дверь. В группу входит Лесовичок, в руках он держит посылку из леса.

Лесовичок:

- Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам из леса. Да не с пустыми руками: лесные жители просили меня передать вам посылку. Но сперва отгадайте мои загадки:

Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут —

Береток не найдут.

(Желуди)

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

(Белка)

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой

(Гриб).

Лесовичок:

- Молодцы, ребята, все загадки правильно разгадали!

Отдает лесную посылку.

Воспитатель:

- Спасибо тебе, Лесовичок! Оставайся с нами, погости хоть немного.

Лесовичок:

- С удовольствием.

Воспитатель:

- Давайте, ребята, скорее посмотрим, что нам прислали лесные жители.

Открывают коробку. В ней лежат сухие дубовые веточки, кусочки коры, мха, желуди разной формы и размера, сухие дубовые листья. Вынимают из коробки, дают детям посмотреть поближе, потрогать. Обсуждают. Среди даров природы находят коробочку (Кора дуба).

Воспитатель:

- А это что?

Лесовичок:

- Это кора дуба. Она имеет лечебные свойства, ее издавна применяют в народной медицине в качестве отвара для полоскания рта и горла, промывания ран, при ушибах, при отравлениях. Такой отвар снимает воспаления, останавливает кровотечения, обеззараживает.

Воспитатель обращается к детям:

- Вы, наверное, все заметили, что в посылке много желудей. На вкус они горчат. Но из желудей готовят муку и крупу, которая пригодна для выпекания хлеба. Еще из плодов дуба готовят вкусный и полезный напиток – желудевый кофе.

А еще в посылке много дубовых листьев. Давайте сделаем из них свой дубок (показывает заготовку для коллективной аппликации, предлагает каждому ребенку выбрать листок из посылки и прикрепить с помощью клея к веточке будущего дуба). Дети выполняют аппликацию.

Воспитатель:

- Смотрите, какое красивое дерево у нас получилось (закрепляет аппликацию на магнитной доске).

А теперь оглянитесь вокруг, посмотрите, из чего сделаны ваши стулья, столы, за которыми вы сидите?

Дети:

- Из дерева.

Воспитатель:

- Верно. Древесина дуба во все времена считалась очень ценной, из нее тоже делают разную мебель, которая славится своей прочностью и долговечностью. Древесину дуба благодаря устойчивости к гниению используют даже при строительстве кораблей.

Ребята, мы с вами убедились, что дуб – сильное и щедрое дерево, но даже у самого сильного богатыря есть свои слабости. Как и любое другое дерево, он беззащитен перед человеком. Вспомните мультфильм «Сказка старого дуба» (воспитатель организует просмотр фрагмента мультфильма).

- Как вы считаете, мальчик Макарка правильно вел себя по отношению к Дубу и Березке?

- Что в его поведении вам показалось неправильным?

Ответы детей.

Воспитатель обращается к детям:

- Скажите, пожалуйста, а что мы с вами можем сделать для дуба? Как нам нужно себя вести, чтобы сохранить это дерево?

Дети:

- Не нужно ломать ветки, обрывать листья, сбивать и топтать грибы, пугать птиц. Можно наблюдать, делать зарисовки, фотографировать, слушать пение птиц.

В конце НОД воспитатель вместе с Лесовичком проводят игру «Подбери правильно»: дети делятся на две команды, каждая команда получает набор карточек с изображениями животных, растений (листья, плоды и т. д.). Среди них необходимо выбрать только те, которые имеют отношение к дубу. Выбранные карточки команды поочередно прикрепляют на магнитную доску рядом с аппликацией «Дубочек», сопровождая свои действия пояснениями. Команда-соперник контролирует правильность выполнения задания, аргументируя свои замечания.

По окончании игры воспитатель обращает внимание детей на то, что все эти животные и растения очень тесно взаимосвязаны с дубом и являются единой, целостной системой.

Подводя итог, воспитатель и Лесовичок спрашивают, что нового дети узнали о дубе, что им понравилось и запомнилось больше всего?

Воспитатель:

- Ребята, что интересного вы узнали о дубе?

- Какие слова вы используете для описания дуба?

- Какие соседи есть у дуба в «лесном доме»?

- В чем заключается сила и щедрость дуба?

Выслушивают ответы детей.

Лесовичок:

- Молодцы, ребята, вы все сегодня очень старались! Мне у вас понравилось. Я надеюсь, что сегодняшнее знакомство с дубом для вас было интересным и познавательным. Я буду очень рад, если вы поделитесь новыми знаниями со своими друзьями, родителями или просто знакомыми людьми.

Дети благодарят Лесовичка, вместе с воспитателем прощаются и провожают его домой в лес.

Публикации по теме:

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшей группы с родным городом. СЕНТЯБРЬ 1. Наблюдение за обращением детей в группе, выявление первичный знаний о родном городе, стране. Определение первичного уровня знаний.

Проект «Шестиногий народец»Проект «Шестиногий народец» роект "Шестиногий народец" старшая группа. Вид проекта: долгосрочный групповой исследовательский проект. Продолжительность проекта: 3.

Библиотека изображений:
  • История
  • Одежда, обувь
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Дуб — добрый богатырь»
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 12:19
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы в технике...
Программные задачи . Развивать навыки и умения детей в технике"пластилинография":растирание пластилина по поверхности картона, передавать образность...
Объёмная снежинка. Мастер класс.
Во всех садах уже начались предновогодние хлопоты. Это очень приятное и увлекательное занятие как для педагогов, так и для детей. Не зависимо от того...
Детский мастер-класс открытки ко Дню Матери «Мамочка, моя вот цветочки для тебя!»
Добрый день, уважаемые коллеги, гости моей странички! Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию небольшой мастер-класс по изготовлению открыток, которые...
Родительское собрание с детьми показ НОД «Путешествие с дорожными знаками по математике»
Тема: «Путешествие с дорожными знаками по математике» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия; продолжать...
Фотоотчет занятия по пластилинографии с применением нетрадиционных материалов «Букет...
Фото-отчет занятия по пластилинографии с применением нетрадиционных материалов на тему: «Букет для любимой мамочки» с детьми 6-7 лет. Доброго времени...