Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей с ОНР подготовительной к школе группы «Чудесные семена»

Ирина Егорова
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей с ОНР подготовительной к школе группы «Чудесные семена»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи

Уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение. Позволить увидеть начальные этапы формирования новых растений. Познакомить с семенами.

Закрепить знания об овощных культурах и их семенах (фасоли, гороха, кабачка, тыквы, о стадиях роста и развития растения из семян. Учить различать их и сравнивать.

Продолжать учить детей приемам посадки (сделать бороздки, разложить семена, засыпать семена землей, полить). Подвести к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.

Коррекционно-развивающие задачи

Уточнять и расширять словарь: семядоли, почка, бороздка, кожура, парничок. Развивать внимание, мышление, тактильные ощущения; трудовые навыки.

Воспитательные задачи

Вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной дружной работы. Воспитывать желание бережно относится к живым существам; инструментам и материалам, аккуратно убирать их на место после работы.

Материал:

Ящики с увлажненной землей; розетки с сухими и набухшими семенами фасоли, гороха; палочки с отметками; лейки с водой, предметные картинки на тему «Овощные культуры»; мешочки с семенами фасоли, гороха, кабачка, тыквы; модель стадии роста и развития растений, технологическая карта посадки; клеенка на стол, фартучки, тряпочки, пленка для парничка; дневник наблюдений; CD-диск

Предварительная работа:

Наблюдения за ростом лука, овса; игра «Вершки и корешки»; рассматривание иллюстраций с изображением овощей; отгадывание загадок; беседа «В каком виде едят овощи?»

Интеграция образовательных областей:

«Познание» (формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская деятельность, «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Труд».

Содержание НОД:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Любит влагу и тепло

К свету тянется оно.

(растение)

Педагог предлагает детям рассмотреть предметные картинки с изображением овощных культур (горох, фасоль, тыква, кабачок)

- Где употребляют эти овощные культуры? (ответы детей)

Педагог сообщает о том, что важное место в питании чувашского народа занимали бобовые культуры - горох и чечевица. Из них варили супы, мука этих культур использовалась для приготовления киселей и различных печений. Каши из этих круп очень полезны и питательны – ведь в горошинах, как и в мясе, много полезных белков.

Создает проблемную ситуацию.

- Ребята, что надо сделать, чтобы вырастить новое растение (посеять – посадить в почву семена). А видели когда-нибудь в семени маленькое растение? Воспитатель не дает ответа и предлагает найти его самостоятельно. Для этого она раздает детям крупные сухие семена фасоли, гороха, тыквы, кабачка и просит рассмотреть их. Задает вопросы:

- Как вы думаете, что вырастет из этого семени? (фасоль, горох.. .).

- Как вы думаете, они живые? (Они сухие, но в них есть жизнь - зародыш.). Пока это спящие семена.

- Какие семена? (сравниваем).

Воспитатель предлагает разломить семя и поискать маленькое растение (не получается, так как семена твердые).

- Прежде, чем посадить семя, что нужно сделать, чтобы оно проснулось? (его нужно замочить в воде на 12 часов, чтобы оно набухло)

Тогда воспитатель раздает каждому ребенку проросшие семена, у которых длина корня 1 см. на данном семени хорошо видно, как корень прорвал кожуру.

- Данная оболочка называется кожурой, - поясняет педагог.

- Осторожно снимите кожуру. Что находится под ней? (половинки семени белого цвета). Эти половинки называются семядоли, т. е. долями семени (дети повторяют).

- Очень осторожно раздвиньте семядоли и посмотрите, связаны ли они между собой? (связаны тонкой перемычкой в том месте, где на семени имеется выемка).

- Положите семядоли на тарелочку и внимательно рассмотрите, что еще тут есть, кроме корня (выше корня находится какое-то образование). – Оно называется почкой, - поясняет педагог.

- Давайте подумаем: когда растение будет расти, что получится из почки? (листья).

- А теперь осталось найти стебель. Посмотрите на то место, где сходятся почка и корень. Видите небольшой шарик? Это и есть стебелек.

- Вам не кажется, что мы нашли в семени маленькое растение с корнем, стеблем и почкой? (ответы детей). Давайте подумаем, почему это маленькое растение такое нежное и слабое не гибнет? Кто догадался? (Его защищают семядоли, они прячут растение между собой).

- К какому выводу мы пришли?

- Маленькое растение всегда находится в семени.

(Воспитатель показывает модель стадии роста и развития растения).

Игровая ситуация (физкультурная минутка)

Дети получают письмо от Золушки:

«Здравствуйте, милые дети. Мне очень хочется пойти на бал. Но злая мачеха поручила мне выполнить два задания: перебрать семена и посадить грядку фасоли (гороха). А я одна не успею все сделать до вечера. Мне очень жаль.» Воспитатель предлагает помочь Золушке.

Дети под музыку раскладывают 4 вида семян в цветные мешочки.

Воспитатель отмечает (по завершению, что с одним заданием мы справились – пора приступать ко второму.

Посев – посадка семян (коллективный труд).

Воспитатель задает вопрос:

- Что надо сделать с семенами, чтобы они проросли? (посадить в землю). Воспитатель сообщает, что семена фасоли и гороха посадим в землю и будем ухаживать за ними, наблюдать за их ростом. А потом высадим в огород и будем ждать урожая. Сажать будем в небольшие ящики.

Воспитатель показывает приемы посадки:

- Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву. Поверхность почвы должна быть ровной, чтобы солнышко зернышки прогревало одинаково.

- Палочкой сделаем бороздки, глубиной до отметки, положим в нее семена (семена, замоченные за сутки до посадки).

- Если семена крупные, нужно их сеять по одному рукой.

- После этого присыпаем (закрываем) бороздки землей (прощипыванием).

- Что нужно сделать, чтобы семена проросли? (полить).

- Помечаем посеянные семена, табличками.

- Будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать.

Рассмотрев технологическую карточку по посадке семян, дети закрепляют последовательность посадки (словесно).

- Но для начала нам нужно организовать своё рабочее место. (Дети надевают фартуки и стелют клеёнку на стол). Затем делятся на два звена, договариваются между собой о том, кто, что будет делать и, приступают к самостоятельному выполнению. (Одно звено сажает в ящик горох, другое – фасоль)

В процессе труда дети вспоминают и проговаривают чувашские пословицы о труде:

Что посеешь, то и получишь.

Что на земле, то и на столе.

Дело спорится, когда много работников.

По окончании работы воспитатель спрашивает ребят: «Куда мы поставим посевы, чтобы семена лучше росли? (Поставить на светлое место, на окно).

- Чтобы они быстрее росли, закроем ящики прозрачной пленкой – сделаем как бы парничок на окне и будем ухаживать за посевами. (Можно для сравнения закрыть пленкой только один ящик).

- Молодцы, ребята! Оказали большую помощь Золушке, - говорит педагог. Но как, же она узнает о наших результата? (высказывания детей).

Воспитатель предлагает каждую неделю делать зарисовки и фиксировать изменения в «Календаре наблюдений за ростом и развитием растения».

После всего дети приступают к уборке рабочего места, помогая друг другу.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе: «Опыт с почвой. Посев семян в почву» МБДОУ Детский сад №4 «Березка» Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе: "Опыт с почвой. Посев семян в почву. " Воспитатель:.

Труд в уголке природы. «Посадка семян огурцов и помидоров» «Посадка огурцов» Цель: Учить детей узнавать семена огурцов. Формировать навыки посадки семян (посадить в бороздки, присыпать землёй, полить).

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Домашние питомцы
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей с ОНР подготовительной к школе группы «Чудесные семена»
Опубликовано: 4 марта 2013 в 09:00
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...