Лучший педагог года

Конспект НОД по здоровьесбережению в старшей группе «Органы движения»

Елена Верховцева
Конспект НОД по здоровьесбережению в старшей группе «Органы движения»

Конспект НОД по здоровьесбережению в старшей группе

Автор: Верховцева Елена Валерьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №148, г. Ульяновск

Цель: Формирование элементарных знания об опорно-двигательном аппарате человека (скелете, мышцах).

Задачи:

1. Дать понятие о скелете. Закреплять знание об осанке.

2. Познакомить детей со значением рук и ног при помощи метода игры и экспериментирования.

3. Помочь детям осознать двигательные функции ног: опорную (возможность выполнять разнообразные действия, рессорную. Выделить функции стопы.

Публикация «Конспект НОД по здоровьесбережению в старшей группе „Органы движения“» размещена в разделах

4. Дать детям представление о том, что наши части тела двигаются благодаря мышцам. Познакомить детей со свойствами мышц: выполняют разные движения, имеют защитную функцию.

5. Определить, что мышцы крепнут, когда напрягаются, без напряжения, тренировки они слабеют - человек быстро устаёт. Выявить необходимость тренировки и выполнения различных физических упражнений для укрепления мышц. Дать детям представление о том, что сильными должны быть все мышцы.

Материал: кукла-клоун, Айболит, кукла с прямыми ногами, кукла с кривыми изогнутыми ногами, кукла со сгибающимися локтевыми и коленными суставами, кукла из шишек, таз со снегом, книги, бумага, ножницы.

Предварительная работа: Целевая прогулка к выкорчеванному дереву с целью рассмотреть его корни. Знакомство детей с понятием «запятник», беседа с детьми, которые сминают запятник у обуви. Рассматривание рисунков, схем, беседы об организме человека, чтение стихотворений.

Ход:

1. Воспитатель:

Проходите, проходите

Очень рада видеть вас

С интересной новой темой

Познакомлю вас сейчас

Все поближе подойдите

Свои глазки покажите.

- Здравствуйте, ребята, я очень рада нашей новой встрече! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с нашим телом и поговорим о том, что составляет опору нашему телу. Попытайтесь отгадать загадку:

Опору тела составляю,

Ходить, бегать, прыгать помогаю.

Как вы думаете, что это? (Это скелет.)

- Да, ребята, это скелет человека. Скелет – наша опора. Ребята, а вы хотите узнать, что такое скелет, почему и как его нужно беречь? Посмотрите, как много здесь интересных кукол. Скажите, кукла, это что? (Игрушка.)

Воспитатель берёт одну куклу, показывает детям.

- Посмотрите на эту куклу, как вы думаете, почему она не может стоять. (У неё нет опоры, с помощью которой кукла могла бы стоять.)

- Представьте на минутку, что у нас нет скелета, на что будет походить наше тело?

(Дети делают свои предположения.)

Чтоб на кисель не походить,

На скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза.

Суставы гибкие согнём,

Пробежку начинаем.

Скелет опорой служит днём,

А ночью отдыхает!

- Посмотрите, эта кукла похожа на человека? Но почему это только игрушка, а не человек? (Она ничего не умеет делать, не может самостоятельно двигаться.)

Воспитатель показывает других кукол (куклы-марионетки).

- А вот здесь есть ещё другие куклы. Как вы думаете, у них руки и ноги двигаются? (Нет, сами не двигаются, если только за ниточку потянуть). Да, я натягиваю ниточки, и руки поднимаются. А теперь вы попробуйте, подвигайте этими куклами. Иди, Даша, попробуй сделать так, чтобы поднялись руки, а теперь ноги. (Ребёнок по очереди приводят в движение руки и ноги куклы – марионетки).

- Хорошо, ребята, куклой мы можем управлять. А что помогает человеку поднимать руки, ноги, двигать туловищем, головой? (Мы сами поднимаем руки, мы так хотим, и они двигаются, мы руки поднимаем и кости сгибаются).

- Конечно, ребята, это мы даем разным частям тела задание согнуться, повернуться. Но помогают нам в этом мышцы. Они соединяют кости между собой и как резина могут сокращаться, становиться короткими, и растягиваться.

Человек из мышц состоит,

Легко двигается, на месте не стоит.

Движения могут быть разными:

Быстрыми и резкими, медленными и плавными.

Мы можем легко согнуться,

Присесть и повернуться.

Нам в этом мышцы помогают,

Кости между собой соединяют.

Мышцы не видно, они внутри нас,

Но можем ощутить их даже сейчас:

Сверни ладонь ты в кулачок -

Видишь, мышцы сократились, дружок.

Кулачок свой разожми -

Мышцы стали другой длины.

Если скелет – наша опора, то мышцы – это двигатели. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Человеку нужны мышцы, потому что без них кости были бы просто неподвижны. Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движение человека становится совершеннее и разнообразнее.

- Попробуйте с силой согнуть руку. Что сжалось в комочек? (Это мышцы сжались, а когда распрямили руку шарика не стало). Верно, это мышца сначала сократилась, стала маленькой, а затем распрямилась - стала длинной. Покажите мне еще раз ваши «комочки» – я посмотрю, какие они у вас?

- Ух, ты, Дамир, какой большой у тебя комочек, и у Гоши, и у Глеба, у Гриши тоже. А у тебя, Антон, еще не такой большой, и у тебя, Максим, тоже не очень большой комочек. У кого комочек больше, у того мышцы сильные, а кого меньше, значит мышцы еще не совсем сильные.

2. Воспитатель:

- А теперь, положите обе руки на стол. Посмотрите на них внимательно и ответьте на вопросы. Сколько рук у человека? Чем похожи две наших руки между собой? Чем отличаются обе руки друг от друга? Для чего человеку нужны руки? (Ответы.)

- Давайте посмотрим, что могут делать наши руки. Перед вами лежит книга. Попробуйте перевернуть ее страницы без рук. (Дети пробуют разные варианты.) Легко? А теперь переверните руками.

- Следующее задание. Попробуйте взять предметы без участия рук. (Дети пробуют разные варианты.) А теперь руками. Как легче? Правильно, с помощью рук выполнить любую работу легче. А сейчас проверим, одинаково ли хорошо они работают. Возьмите карандаш в правую руку и нарисуйте на бумаге солнышко. (Дети выполняют.) А теперь такое же солнышко нарисуйте левой рукой. Какой рукой рисовать удобнее?

- Возьмите ложку правой рукой, наберите в нее воды и выпейте ее. (Дети выполняют.) Теперь сделайте то же самое левой рукой. Какой удобнее?

- Возьмите ножницы правой рукой и вырежьте солнышко, которое нарисовали раньше. (Дети выполняют.) То же постарайтесь сделать, держа ножницы в левой руке. Как работать легче? Одинаково ли хорошо вы выполняли задание этой и той рукой? (Нет.) Подумайте, почему? (Ответы.)

- Та рука, которой человеку удобнее работать, называется ведущей. Поднимите руку те, у кого ведущей является правая рука. (Дети поднимают руку.) А теперь поднимите руку те, у кого ведущей является левая рука. (Дети поднимают руку.) Каких людей больше?

- Проверим, какой рукой лучше ловить мяч: ведущей или неведущей. Ловите мяч сначала одной рукой, а потом другой. (Педагог быстро бросает мяч каждому ребенку по очереди.) Вывод: ведущей рукой ловить легче.

- Теперь попробуем с помощью рук разговаривать. Поиграем в игру, которая называется «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем». Вы должны выразительно показать, что вы делали. (Дети делятся на две команды. Одна команда загадывает какое-либо действие и показывает его. Другая команда угадывает. Затем, команды меняются ролями.)

- Я надеюсь, что сегодня вы хорошо поняли, что возможности ваших рук очень большие. Они могут работать, играть и даже разговаривать. Вот какие ценные наши руки.

3. Воспитатель:

- Ребята, а вы можете показать, где у вас уши, нос? А теперь покажите мне свои мышцы. Можете? Уши и нос вы можете показать, их вы видели в зеркале, а вот мышцы не видно, они находятся внутри под кожей). Попробуйте закрыть глаза, а теперь откройте глаза, не двигая головой, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево. Что помогает нам двигать глазами? (Мышцы помогают). Да, мышца находятся везде, но мы их не видим, а только чувствуем. Посмотрите, вот стоит тяжелая гиря. Любой ее может поднять? (Я могу, а я не могу, она очень тяжелая).

Мы моргаем, рот открываем,

Нам в этом мышцы лица помогают.

Двигаем плечами и крутим спиной,

Опять мышцы спины со мной.

Люди ночью спять — мышцы отдыхают,

Утром их зарядкой для дня разминают.

Мышцы крепнут от работы,

И слабеют без заботы.

Каждый день двигаться нужно,

Выполнять зарядку дружно.

На площадке тренироваться,

Спортом нужно заниматься!

- Ребята, а вы знаете про кого говорят «слабак»? (Он маленький еще, он худой, у него руки слабые). Что же нужно делать, чтобы мышцы были сильными? (Заниматься гимнастикой, спортом, тренироваться, тяжести поднимать). Да, мышцы крепнут, когда они хорошо работают, а когда бездельничают, то делаются слабыми.

- А что нужно делать, чтобы крепли ноги? (Бегать больше, ходить пешком в садик, выполнять приседания, прыжки на одной и на двух ногах, наклоны разные).

- Действительно, ребята, такие упражнения делают сильными наши мышцы, которые бывают крупные и мелкие. Крупные мышцы большие - они сильные, а маленькие – слабее. Подвигайте пожалуйста только пальцами. (дети выполняют гимнастику для рук). Как вы думаете, нужно ли, чтобы мелкие мышцы были сильными, зачем это надо? (Если руки слабые, уставать будут, рисовать долго не сможем, писать то же надо долго).

- С помощью мышц мы не только поднимаем тяжести. Нам приходится рисовать, мастерить что-то, лепить. Мышцы могут делать плавные красивые движения. Покажите, какие красивые движения вы можете делать головой, плечами, руками, ногами, туловищем. Получаются хорошие танцы, когда человек красиво двигается под музыку. Покажите какие-нибудь красивые движения из танцев.

(Дети под музыку выполняют различные танцевальные движения).

- Вот как хорошо мы с вами танцевали. Я вижу, мышцы у вас сильные, вы да же не устали.

4. Воспитатель:

- Ребята, о худых людях часто говорят: "У него только кожа да кости". Может ли такое быть на самом деле? (Нет.)

- Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться, бегать, ходить, поднимать грузы или даже моргать. Наши кости прикрывают мышцы. представьте себе, что кто-то упал и рукой ударился об острый край стола, что произойдет с рукой, если на руке будет только кость и кожа? (она может сломаться).

- Конечно, можно сломать руку, а что же ее может защитить? (мышцы защищают, они мягкие и не так больно). Да, мышцы защищают кости от ударов. Покажите, где еще мышцы защищают кости. (На ногах, на спине, на груди).

– Ребята, а теперь посмотрите на этого клоуна, он умеет стоять? А вот Айболит крепкий и стоит, совсем не шатаясь. А могут клоун и Айболит присесть? (Показ). Нет. А почему? (у них нет костей).

- Почему мы можем присесть? Присядьте, пожалуйста. Что у нас есть? (кости, суставы, коленная чашечка).

Показ действий суставов на кукле.

- Поэтому у нас ноги сгибаются, поворачиваются, выпрямляются. У нас на ноге одна кость? (Нет, несколько костей.) А у всех ноги одинаковые? Посмотрите на мои ноги и на Катины. У кого ноги больше? (у воспитателя). Значит, они отличаются по величине, и они растут, а еще чем?

- Посмотрите вот на эти две куклы. Чем отличаются у них ноги? (у одной прямые, а у другой кривые, согнутые). Почему у этой куклы ноги изогнулись? У кого вы еще видели такие ноги? (У маленьких детишек и старых людей). У кого ноги сильнее? Кто может дольше играть, ходить, бегать? (У кого они прямые).

– Ребята, скажите, когда мы видим человека всего согнутого, ноги согнуты, то он красиво смотрится? (Нет.) Покажите такого человека (дети показывают различные позы; согнутая спина; ноги согнуты). А, как вы думаете, почему он такой, этот человек? (у него мышцы не развиты, они слабые у него, у него ноги слабые. Вот и не держат, у него и голова набок, тоже не держится).

– Что же нужно сделать, чтобы человек подтянулся и был стройным? (надо делать зарядку, разные упражнения, подтягиваться). Вот и мы сейчас с вами сделаем зарядку.

Физкультминутка.

Что такое наше тело? (показывают на туловище)

Что оно умеет делать? (удивляются, пожимают плечами)

Улыбаться и смеяться, (по тексту)

Прыгать, бегать, баловаться (по тексту)

Ножки могут быстро бегать (по тексту)

Ручки все умеют делать. («фонарики»)

Пальчики хватают цепко (по тексту)

И сжимают крепко- крепко. (по тексту)

Чтобы стать здоровым телу,

Надо нам зарядку делать. (имитация зарядки)

Много спать и заниматься, (по тексту)

Витаминами питаться. (по тексту)

Так владеем мы умело (наклоны)

Нашим стройным, сильным телом. (показывают мышцы)

- Если посмотреть на маленьких детей и на старых людей, то увидим, что они ходят на полусогнутых ногах, им тяжело держать на ногах шею, голову, руки. Они быстро устают и много ходить не могут. У кого ноги слабые, тот не наступает, а шаркает ногами. Давайте с вами походим как старики. Ноги согнутые, шаркают. А теперь походим, как мы с вами привыкли ходить, спина прямая, плечи расправлены, голова поднята, ноги прямые. Молодцы! Ну, как легче ходить? (Когда ноги прямые).

- Мы всегда ходим одинаково. Покажите, как вы умеете ходить на носках, не топая, крадучись, с высоким подниманием колен. Да, человеку приходится передвигаться и по скользкой поверхности и по высокой траве и по воде. Чтобы не упасть, надо двигаться по-разному. Поэтому и ноги должны быть не только сильными, но и ловкими.

- Скажите, как надо пройти по скользкой дорожке? (согнуть ноги в коленях). В этом случае ноги согнулись, потому что они слабые? (нет, чтобы быть осторожным, не упасть, не сломать ногу, руку и т. д.).

- А могут ноги сломаться? (да). Почему? Что тогда будет? (Врачи наложат гипс). Зачем? (чтобы кости срослись) А разве они срастаются? (да, они живые).

- Как мы можем передвигаться при помощи ног? (ходим, бегаем, прыгаем, ездим на велосипеде). А может так передвигаться человек с больной ногой, инвалид? (нет). Хорошо, когда человек не может перемещаться? (плохо). А сильные люди могут им помочь? Как?

- Ноги сами себя защитить не могут? А как мы можем поберечь ноги? (не топать, чтоб не стукать ими; ходить и смотреть под ноги, куда наступаешь).

- А что произойдет, если заболит сустав? (Будет больно сгибать ногу). Когда это может быть? (когда нечаянно ударился, ушиб колено; если бежишь, топаешь; когда прыгаешь, надо пружинить ногами). Давайте будем беречь свои ноги!

5. Воспитатель:

- Дети, помните, мы с вами ходили на прогулку и видели выкорчеванное дерево? Из чего состоит дерево? (из ствола, листьев, веток, корней). Что держит дерево, не дает ему падать? (корни) Да, корни являются опорой для дерева? Что будет с деревом, если корни отрубят или они высохнут? (Оно упадет)

- А что является опорой для человека, когда он идет или стоит? На чем перемещается человек? (на ногах).

- Ребята, посмотрите, почему этот человечек не стоит? (показ человечка из шишек, у которого вместо ног спички). Посмотрите, сейчас он будет стоять? (педагог прикрепляет стопу из пластилина) Стоит? Что я ему приделала? Теперь у человечка есть опора – стопа, и он стоит прочно.

- Садитесь все на ковер и покажите на себе эту часть ноги и назовите ее. (стопа)

Давайте внимательно рассмотрим, какая у нас стопа. (дети снимают обувь и рассматривают стопу). Она вся мягкая? (Нет). На какой части стопы есть подушечки? (на носочках). А где их нет? (на пятках). Значит, чтобы двигаться тихо, бесшумно, надо наступать на какую часть стопы? (на носочки).

- Давайте представим, что мама спит и пройдем тихо-тихо, чтобы она не проснулась. (дети идут тихо на носочках).

- А чтобы мягко приземлиться и не ударить ногами после подпрыгивания, на что надо опускаться? (на носочки). Что нужно сделать еще, чтобы мягко приземлиться? (пружинить ногами в коленях). Да, давайте попробуем спрыгнуть с этого кубика на носочках и на полусогнутых ногах. (дети пробуют прыгать). Теперь будем прыгать с места на прямых ногах, на согнутых, на пружинках. (дети прыгают). Скажите теперь, в каком из трех случаев вы приземлялись мягко, тихо? (когда делали пружинки).

- Стопа помогает делать движения мягкими и тихими. Ребята, а давайте пройдем босиком по полу, а потом по коврику. Что вы почувствовали? (что пол холодный, а коврик теплый). А как вы узнали? (С помощью стопы).

- Ребята, посмотрите, перед вами таз с небольшим сюрпризом. Кто желает, наступите одной ногой в таз и скажите, что вы почувствовали? (Холодно). Кончено, наша стопа почувствовала холодный снег. А как вы узнали, что снег холодный, кто вам об этом подсказал? (стопа).

- Да, ноги не любят холода, а что будет, если ноги замерзнут? (можно заболеть, будет насморк). Да, но стопу можно приучить к холоду. Есть люди, которые ходят по снегу и не простужаются. Для этого нужна закалка.

- Ребята, представьте, что вы ждете автобус, а его долго нет и на улице очень холодно, и у вас стали мерзнуть ноги. Что нужно сделать, чтобы согреть ноги? (нужно попрыгать, побегать).

- Стопа чувствует не только холод или тепло, а что еще? По какой поверхности можно ходить и не пораниться? (по гладкой).

- Давайте пройдемся вот по той дорожке. (Дорожка с пробками из-под пластиковых бутылок). Что чувствует нога? (дорожка колючая). Да, ребята, нога стопой чувствует, какая поверхность. Больно бывает, когда ее поранишь? (да).

- А может обувь поранить ногу? (педагог предлагает ребенку надеть тесную обувь и пройти по группе, после чего делается вывод, что обувь нужно носить по размеру и только свою)

- Что будет, если в обувь насыплется песок и его не вытрясти? (будет больно идти). А если носить обувь без носков или носки одеты неаккуратно, со складками, не расправлены? (можно натереть мозоль). А если сомнешь запятник у обуви? (обувь будет некрасивой). Чтобы обувь была красивой, надо ее расстегивать и застегивать.

- Когда долго ходишь и бегаешь, ноги устают. Что нужно сделать, чтобы ноги отдохнули? (нужно сесть или лечь).

- Правильно, ребята, поэтому мы должны беречь свои ноги. Что мы должны для этого делать? (дети перечисляют правила бережного отношения к стопе).

6. Итог.

Воспитатель:

– Сегодня мы говорили об органах движения. Мы с вами выяснили, что нужно делать, чтобы наши кости и мышцы были сильными.

А теперь, давайте подумаем, может ли быть здоровым человек, который ведет неподвижный образ жизни и большую часть времени сидит в кресле или лежит на диване? Верно! Не может! А почему? Его мышцы, сердце не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода. Малая подвижность ослабляет здоровье! А движение, особенно на свежем воздухе, делает нас сильными, ловкими, закаленными! Велосипед, самокат, роликовые коньки.

Утренняя гимнастика в детском саду, занятия физкультурой, посещения спортивных секций помогают нам укреплять здоровье, закаляют тело и волю, делают нас смелыми и сильными.

Я хочу здоровым быть —

Буду с лыжами дружить.

Подружусь с закалкой,

С обручем, скакалкой,

С теннисной ракеткой.

Буду сильным, крепким!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группыКонспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.

Конспект для старшей группы «Органы чувств» с инсценировкой стихотворения «Ах ты, девочка чумазая» Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Органы чувств» с инсценировкой стихотворения «Ах ты девочка чумазая» Агнии Барто.

Конспект НОД по здоровьесбережению в средней группе «В гости к Витаминке» Конспект образовательной деятельности по здоровьесбережению на тему: «В гости к Витаминке» Автор: воспитатель Дюкова Евгения Дмитриевна.

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе «Правила дорожного движения знаем все без исключения» Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление,.

Конспект познавательного занятия «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе Конспект познавательного занятия «Наши помощники – органы чувств» в старшей группе. Цель: Продолжать знакомить детей с органами чувств человека.

Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств» Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств». Лукьяненко Любовь Петровна старшая группа «Незабудка» МБДОУд/с№18 «Колобок».

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе (область Познание) «Органы чувств» Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе (область Познание) «Органы чувств» Программные содержание: Обобщать имеющиеся.

НОД в старшей группе Тема: «Органы дыхания» НОД в старшей группе Тема: «Органы дыхания»Образовательная область «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Речевое.

Проект по здоровьесбережению в старшей комбинированной группе.Проект по здоровьесбережению в старшей комбинированной группе. Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. К сожалению, в наш стремительный.

Викторина по правилам дорожного движения «Правила движения достойны уважения в старшей группе» Цель: В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Задачи: 1. Продолжить знакомить детей с правилами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по здоровьесбережению в старшей группе «Органы движения»
Опубликовано: 8 января 2017 в 19:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД