Конспект НОД познавательного характера во II младшей группе «Куклы наших бабушек»

Надежда Алексеева
Конспект НОД познавательного характера во II младшей группе «Куклы наших бабушек»

Цель:

- познакомить детей с тем, какие раньше были куклы, из чего и как их делали; пополнить знания об игрушках;

- развивать навыки словообразования;

- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: поднос, каравай, куклы (современная, деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, сундук, повязка, мяч, кусочки ткани (прямоугольной и треугольной формы) и веревочки по количеству детей.

Ход: Дети входят в зал

Восп.: - Тропинка, тропинка,

Все нам здесь знакомо!

Береги в пути нас

От дождя и грома!

Ты беги, тропинка,

Через луг и мостик,

Приведи, тропинка,

Всех детишек в гости.

Воспитатель, проговаривая эти слова, ведет детей к избе. Их встречает хозяюшка.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу. По обычаю, да по русскому всех встречаю я хлебом-сольюшкой. Подавали его гостям в знак уважения. И вы Хозяюшку потешьте – пирога поешьте.

Дети пробуют хлеб.

Хозяюшка: Вот мы опять встретились в нашей избе. А о чём мы сегодня будем разговаривать, вы узнаете, отгадав загадку.

Есть ноги, но не ходит

Есть рот, но не говорит. Что это?

Дети: кукла.

Хозяюшка: Правильно, это кукла. (достает современную куклу и вместе с детьми рассматривает её. Зачем нам нужна кукла? Из каких частей состоит? С кем можно сравнить куклу? Из какого материала сделана кукла?

- Молодцы. Давайте теперь покачаем нашу куколку и споем колыбельную.

Дети: «Ай качи, качи, качи

Прилетели к нам грачи.

Птицы сели на ворота.

А ворота скрип, скрип,

Не будите нашу Таню,

Наша Таня спит, спит.»

Хозяюшка: Посмотрите, ребята, что это за сундучок? Давайте сядем вокруг него и рассмотрим, что там внутри. (Дети рассаживаются). Этот сундук очень, очень старый. Его дала мне моя бабушка. А вы знаете, какими куклами играли раньше?

Отв. детей.

Хозяюшка: Давным-давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли деревянной куклой. Вот такой. (показывает)

- На что она похожа? Интересно играть такой куклой?

Дети отвечают на вопросы.

Хозяюшка: Затем люди придумали другую куклу. Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что, например?

Дети отвечают.

Хозяюшка: правильно, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками. (достает из сундучка). Как вы думаете, какую куклу придумали потом?

Хозяюшка (достает из сундучка соломенную куклу). Соломенную. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла (показывает).

- Ребята, а с соломенной куклой интересно играть?

Дети отвечают. Подвести к пониманию детьми того, что соломенная кукла непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть….

Хозяюшка: Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (показывает). Как вы думаете, почему она так называется (потому что сделана из ткани). А много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился делать из нее кукол, у которых голова поворачивается и наклоняется, сгибаются руки и ноги, ее можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать…

Наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, любили не только с игрушками играть. Когда ребятки со всей деревне собирались вместе, они выходили на луг и играли там в самые разные игры. В одну такую старую игру мы сейчас с вами поиграем.

П/И “Дедушка водяной”

Хозяюшка: А теперь давайте вспомним, в какие куклы играли наши бабушки?

Дети встают в круг, в середине стоит “Водяной” с закрытыми глазами. Держась за руки, дети идут по кругу, проговаривая:

Дедушка Водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

По окончании слов дети останавливаются, водяной идет вперед, вытянув руки. Подойдя к ребенку, Водяной отгадывает кто это. Если Водяной не угадал, то возвращается на свое место и игра продолжается, если угадал – Водяным становится угаданный ребенок.

Д/И «Какая кукла»

Хозяюшка катит ребенку мяч и говорит: кукла сделана из глины. Какая кукла?

Ребенок отвечает: кукла «глиняная» и катит мяч обратно.

Кукла из дерева – деревянная,

Кукла из соломы – соломенная,

Кукла из резины – резиновая…

Хозяюшка: Ребятки, хотите научиться делать тряпичную куклу Пеленашку? Тогда рассаживайтесь поудобнее за стол.

Дети рассаживаются за столом, на котором лежат кусочки ткани (прямоугольной и треугольной формы, веревочки.

Хозяюшка: Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенчик в платочке, запеленатый в пеленку. Куклу Пеленашку делали из двух лоскутков ткани. (Показывает) прямоугольный туго скручивали, перевязывали веревочкой посередине и сверху завязывали платочек. Получалась куколка. Такие куклы клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели.

Изготовление детьми Пеленашки.

Хозяюшка: Вот какие куколки у нас получились. Давайте мы с ними поиграем.

Дети встают в круг, в руках у каждого ребенка своя кукла.

Игра «Тихо куколка…»

Тихо, куколка, сиди

Свою маму не буди (Звучит тихая, нежная музыка. Дети ходят на «носочках» осторожно, либо качают куклу).

Прыгай кукла веселей

Буди маму поскорей

(Звучит громкая задорная музыка – дети подпрыгивают).

Хозяюшка: А теперь нам пора прощаться. Вы все молодцы, такие хорошие куколки у вас получились. Свою куклу возьмите домой, и сегодня положите ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны.

Дети уходят

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности. «Изготовление тряпичной куклы»Конспект непосредственно образовательной деятельности. «Изготовление тряпичной куклы» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Изготовление тряпичной куклы». Цель: Развивать у детей интерес к традициям и обычаям.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Откуда пришла к нам кукла?»Интегрированное занятие в подготовительной группе «Откуда пришла к нам кукла?» Программное содержание: Учить детей изготавливать куклы из ткани, развивать речь, фантазию, мышление. Воспитывать уважение к истории, бережное.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект НОД познавательного характера во II младшей группе «Куклы наших бабушек»
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 12:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоамиран, что же это такое??
Фоамиран или пластичная замша является достаточно новым материалом, в состав которого входит венилацетат. Этот синтетический материал завозится в Россию...
Фотоотчёт «Открытка маме к 8 Марта» в средней группе
Из цветной бумаги Вырежу кусочек. Из него я сделаю Маленький цветочек. Мамочке подарок Приготовлю я. Самая красивая Мама у меня! ( Ольга Чусовитина)...
Конспект занятия по лепке в младшей группе «Хороша, зелена елочка-красавица!»
Цель: Использование природного материала для развития творческих способностей. Задачи: 1. Формировать интерес к лепке, развивать мелкую моторику...
О волшебном мире — бисера
Бисероплетение - занятие аристократок. Стеклянный бисер ценился рукодельницами наравне с жемчугом и драгоценными камнями. Интересно то, что «бисер» в...