Конспект НОД «Преданья старины глубокой», Образовательная область «Познание».

Елена Жуковская
Конспект НОД «Преданья старины глубокой», Образовательная область «Познание».

Цель: познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами, особенностями их изготовления, применения. Закреплять знания детей о символике цвета в русском национальном костюме. Воспитывать интерес к русской истории, приобщать к русской культуре.

Словарь: народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха-косоворотка, опояска, кокошник, оберег, опознавательный знак, вышивка крестом

Ход занятия.

Россия- как из песни слово.

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Конспект НОД «Преданья старины глубокой», Образовательная область «Познание».

Вос-ль: Что означает слово «Родина»? Как называется наша Родина? Как в старину называли

Россию? Сегодня мы с вами поговорим о русском народном костюме- женском и мужском.

Проходите дети в горницу.

Горница у нас большая,

Да красивая такая.

Вот в углу сундук стоит,

Много он добра хранит.

Что там в бабушкином сундуке хранится? Давайте поглядим. Да здесь полно русской народной одежды. Одежда русских людей в старину была простой, удобной, красивой.

Из какой ткани шили одежду?

Дети: Из льняной.

Вос- ль: Да, из льняной. Ее ткали из льняных нитей. Подумайте, чем льняная ткань хороша и чем

плоха.

Дети: Хороша, потому что эта ткань натуральная, нити спрядены из растения – изо льна. В одежде з этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней «дышит». Плоха, потому что

быстро мнется и тяжело разглаживается.

Вос-ль: В наше время, одежда изо льна, снова стала пользоваться популярностью. А чтобы она не мялась, ученные придумали добавлять к льняным нитям тоненькие искусственные нити.

Вспомните, какой цвет имеет неокрашенная льняная ткань?

Дети: Серый.

Вос-ль: Эта ткань окрашена. Как вы думаете, что означает красный цвет ткани?

Дети: Красный цвет означает цвет солнца.

Вос-ль: Какую одежду надевали женщины под сарафан?

Дети: Под сарафан надевали рубаху.

Вос-ль: Правильно, под сарафан женщины надевали кофты- рубахи. Даже в своих песнях русский народ прославлял свою одежду.

(Дети исполняют р. н. песню «Во кузнице».)

о

Вос-ль: Еще раз внимательно рассмотрите народный костюм. Почему он вам кажется необычным и красивым?

Дети: Потому что он вышит.

Вос-ль: Да, и на сарафане и на кофте – рубахе есть вышивка. Это вышивка крестом. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду но и служила оберегом, защитой от злых духов. Вышивки- обереги располагались в определенных местах: на рукавах рубахи, у

выреза и на подоле сарафана. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на сарафане оберегали сердце и легкие, не давали злой силе подобраться снизу. Все эти красивые узоры вышивали разноцветными нитками. В старину женщины

украшали вышивкой не только сарафаны, скатерти и полотенца, но и мужскую одежду.

Мужская рубаха очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава, работать было невозможно. Именно с этих давних пор берет начало выражение «работать спустя рукава», значит работать плохо. Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики сейчас?

Дети: Тканью.

Вос-ль: Правильно, она сшита из другой ткани. Вспомните, как называется ткань?

Дети: Льняная ткань.

Вос-ль: Кроме того, у старинной рубахи по другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху называли косовороткой. Еще одна особенность рубахи- вышивка на вороте, рукава и по низу. Как называлась такая вышивка? Для чего она была нужна?

Дети: Для красоты. Еще вышивка служила оберегом. Она оберегала человека от злых духов.

Вос-ль: Что находится поверх рубахи?

Дети: Пояс.

Вос-ль: Правильно, пояс. В старину их называли опоясками. Опояски плели из тесьмы, делали из ткани, кожи. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком.

Посмотришь на пояс и сразу поймешь, богат человек или беден: у богатого пояс широкий, украшен красивыми узорами, а у бедного- узкий и узор на нем простой. Элементом женского русского народного костюма являются головные уборы. До замужества девушки повязывали голову яркими лентами, вплетали их в косы. В народе говорили:

«коса- девичья краса». Как еще можно назвать косу?

Дети: Косица, косынька, косичка.

Вос-ль: Когда девушка выходила замуж, ей на голову надевали «коруну»- старинный свадебный

головной убор. Коруну украшали золотыми лентами, жемчугом. Носили женщины и яркие кокошники. Чем украшали кокошники?

Дети: Тесьмой, пуговичками, жемчугом, самоцветными камешками, мехом, вышивкой.

Вос-ль: Всю одежду и головные уборы женщины украшали в ручную. Они собирались долгими зимними вечерами в горнице и работали. Во время работы они вели неторопливые беседы или пели песни.

Дети: Говорят, у россиян руки непростые

Говорят, у россиян руки «золотые».

Погляди внимательно,

Подойди поближе

И послушай песни наши удалые.

(Исполняется р. н. хоровод «Веснянка».

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом. Планирование работы Младшая группаЦель:воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа. Задачи*Дать представление.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект НОД «Преданья старины глубокой», Образовательная область «Познание».
Опубликовано: 5 ноября 2013 в 07:55
+54
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...