Лучший педагог года

Конспект НОД «Природа и мы»

Виталия Беликова
Конспект НОД «Природа и мы»

Конспект НОД «Природа и мы»

Программное содержание: закреплять и углублять представления о растениях луга (поля, умение рисовать карандашами, красками; учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображение; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца.

Публикация «Конспект НОД „Природа и мы“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: фотографии лекарственных растений; иллюстрации с изображением грибов; простой графитный карандаш, акварель, бумага белая или цветная светлого тона (на выбор) размером в обычный писчий лист; иллюстрации дикорастущих лекарственных растений.

Ход занятия.

1. Вводное слово воспитателя.

- Как чудесен лес осенью! Все знакомые деревья приоделись в разноцветные наряда, то здесь, то там вспыхивают яркой огненной листвой, радуюсь последнему солнышку в ожидании долгой и холодной зимы. Невозможно погожим осенним деньком усидеть дома, так и хочется побродить по тропинкам меж деревьев, вдохнуть свежий лесной воздух, наполненный новыми осенними запахами леса. Что нам дарит осенний лес? (Грибы, осенние ягоды, орехи, желуди.) Сегодня нас приглашает в лес гриб-боровик. Для вас он приготовил интересные задания.

2. Беседа на тему «Природа и мы».

-Послушайте стихотворение «Зеленая аптека».

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит надо подлечиться,

Значит, в путь - на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василек, шалфей и мята.

Вот «зеленая аптека»

Помогает вам, ребята!

-О каком значении растений говорится в этом стихотворении?

- А как правильно собирать лекарственные растения?

• Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в вначале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

• Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

• Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

• Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

• Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

• Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник. Все лекарства «зеленой аптеки» применяют только по назначению врача.

• В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

• Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

- Помните, что незнакомые растения нельзя рвать, нюхать, брать в рот. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

- Отгадайте загадки:

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик.)

- У одуванчика используют листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, выводят вредные вещества, лечат заболевания желудка.

Стоит в лесу кудряшка –

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая? (Ромашка.)

-Ромашка – переводится как «милая простота». Давным-давно она приехала к нам из далекой Америки. Раньше она была обыкновенным сорняком. Чем же она полезна?

Если случится вам простудиться,

Появиться кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

- У ромашки используются цветы. Это хорошее противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла.

Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки-

Маленькие лопушки.

Нам она как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)

- Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. «Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из глаз».

У подорожника используются листья. Они заживляют раны, помогают при ушибах.

- Отгадайте другие лекарственные растения и покажите картинку-отгадку:

Жжется, а не огонь;

Злая, а людей лечит.

Что это? (Крапива.)

Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки-

Не выше кочки. (Брусника.)

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешены на ветке. (Шиповник.)

- Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.

- Давайте поиграем в больницу. Подумайте, как можно вылечить наших зверят?

- У нашего Мишки болит горло. Что нужно сделать? (Дети советуют.) Ему нужен отвар ромашки.

- А у нашей Лисички простуда – ей нужен отвар мать-и-мачехи, чабреца.

- У обезьянки слабость, нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

- Давайте сделаем отвары лекарственных трав, и нашим зверькам станет намного легче.

Физкультминутка.

Дети рано утром встали,

За грибами в лес пошли

(ходьба на месте)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли (приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним ребята.

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (наклоны)

А вокруг полно малины,

Пройти мимо не смогли мы.

Собираем по кустам.

Здесь отличные места!

(повороты вправо-влево)

Снова мы идем по лесу

(ходьба на месте)

А вокруг так интересно

(повороты головой)

Отдохнуть пора, дружок,

Мы присядем на пенёк.

(садятся за парты)

3. Рисование «Сказка о грибах».

- Каждый гриб имеет свой характер. Чем отличаются грибы друг от друга? (Они разного цвета, одни большие, другие маленькие, у одних толстые, а у других тонкие ножки.) Может ли гриб иметь свой характер? Какой характер может быть у мухомора? Он, наверное, веселый, довольный собой, не боится грибников, хвастается своей пестрой шляпкой. Какой характер может быть у подосиновика? (Он может быть гордым, заносчивым или стеснительным. Гриб может быть испуганным, если к нему подходит грибник или на шляпу заползла улитка.) Какой может быть поганка? (Веселой, озорной или грустной, потому что ее все считают некрасивой.)

-Какими красками мы можем изобразить грибы? (Шляпки у грибов могут быть разноцветными, а ножки – светлыми.) Рассмотрите фотографии разных грибов. Обратите внимание разных грибов. Обратите внимание, что серединка шляпки всегда темнее, чем края. Придумайте свой гриб, он не обязательно должен быть похож на настоящий. Но у него обязательно должен быть свой характер. Начинайте работу со шляпки, затем пририсовывайте ножку. Не забудьте, что наши грибы не растут в пустоте – необходимо сделать фон. Какой? (Грибы растут в густой траве, они могут прятаться среди опавших листьев и веточек.)

Дети самостоятельно рисуют грибы.

4. Итог занятия.

-Давайте все грибы «посадим» на общую поляну. Попробуйте угадать характер грибов своих товарищей.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Природа родного края» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска муниципального.

Конспект занятия «Природа родного края» Природа родного края. Цель: закреплять знания о растительном и животном мире и водоёмах Иркутской области. Задачи: вызвать интерес к изучению.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Природа в творчестве В. Я. Шаинского» Конспект итогового занятия в подготовительной группе. Музыкальный руководитель Копылова О. А. Краснодарский край ст. Отрадная Цель: Познакомить.

Конспект НОД «Матушка Природа — кладовая здоровья» Программное содержание: •Актуализировать знания детей о разнообразии лекарственных растений Нижегородской области. •Закреплять знания.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Как устроена природа» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию тема: «Как устроена природа» подготовительная к школе группа.

Конспект познавательно-речевого занятия «Природа родного поселка Чердаклы» Программное содержание: 1. Обобщить и расширить знания детей о природе родного поселка, о ее достопримечательностях. 2. Закрепить представление.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Природа — наш общий дом!»Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Природа — наш общий дом!» Конспект НОД в подготовительной к школе группе Задачи: Обучающие: Закрепить понятия о компонентах природы: воздух, вода, почва;.

Конспект занятия «Природа учит нас трудиться!» (ранний возраст)Конспект занятия «Природа учит нас трудиться!» (ранний возраст) Цель проекта: Находить в природе живые примеры труда,наблюдая за особями (насекомых,в живую на прогулках,в иллюстрациях,видеозаписях,опираться.

Конспект осеннего музыкального занятия «Природа и музыка» «Природа и музыка» (ОСЕНЬ) Цель: расширение знаний о природе через восприятие детьми музыкальных образов. Задачи: •выполнять ритмично движение.

Экологическое воспитание дошкольников. Конспект занятия «Живая и неживая природа» 1.«Живая и неживая природа»Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. А что собой представляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Природа и мы»
Опубликовано: 30 ноября 2015 в 21:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД