Экологическое воспитание дошкольников. Конспект НОД «Путешествие на необитаемый остров» в старшей группе

Елена Бышева
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект НОД «Путешествие на необитаемый остров» в старшей группе

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Конспект НОД

«Путешествие на необитаемый остров»

(экологическое воспитание дошкольников)

Подготовила воспитатель

Бышева Е. В.

Цель: способствовать знакомству детей со способами общения с природой.

Задачи. Формирование умения наблюдать окружающий мир природы, установление элементарных связей и зависимостей, умение испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывать потребность в созидании, творчестве.

Интеграционные области: познание, коммуникация, социализация, музыка, труд.

Демонстрационный материал. Атрибуты к дидактическим играм: «С какого дерева этот листок?», «Правила поведения в природе», «Перепутанные животные», «Чей хвост?» «Найди свой дом», карта острова, колокольчик, принадлежности для посадки цветов, карточки-схемы «Части тела насекомых», «Части тела птиц», карточки экологической цепочки, игрушка попугай, игрушки насекомые, запись пения птиц.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. У вас хорошее настроение? А я немного волнуюсь, так же как и вы. На этот случай у меня есть два волшебных мешочка. Один – с плохим настроением, а другой – с хорошим.

Сейчас я открою мешочек с плохим настроением, и мы спрячем в него плохое настроение, свое волнение.

А теперь мешочек с хорошим настроением откроем, пусть его содержимое заполнит всю нашу комнату, хорошо? Закройте, пожалуйста, глазки и почувствуйте прилив бодрости, веселья.

Ой, ребятки, а что это в мешочке с хорошим настроением? Какое-то письмо, прочитаем?

Письмо:

«Милые мои детки! Я живу на удивительном, очень красивом острове, на котором много больших и красивых цветов, много насекомых, удивительных животных. Я засыпаю и просыпаюсь под пение необычных птичек. Но на острове я один, у меня нет друзей. А так хочется услышать дружеский совет, веселый детский смех. Я вас приглашаю всех к себе в гости. Посылаю вам волшебный колокольчик, с помощью которого вы попадете на мой остров. Очень надеюсь на вашу дружбу! Жду вас с большим нетерпением! До встречи на острове!

Ваш…»

Ребята, от кого письмо непонятно. Но вы хотели бы помочь тому, кто оказался в беде? Ведь не иметь друзей – это настоящая беда!

(ответы детей)

Воспитатель. Подождите, в мешочке еще что-то есть – да это карта острова!

Какой, действительно, удивительный остров, судя по карте, он богат растительностью, а населяют его самые разнообразные животные.

Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя, чтобы не навредить удивительному миру природы?

(Д/игра «Правила поведения в природе»)

Воспитатель. Молодцы! Ну что, не боитесь отправиться на этот необычный удивительный остров?

Тогда вперед! А колокольчик нам поможет.

(Воспитатель звонит колокольчиком)

На острове.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на карту, я думаю, что мы оказались вот в этом месте, значит, нас сейчас должен встретить попугай, вот он на пенечке сидит. Может быть, это он и пригласил нас на свой остров?

(рассматривают карту)

Вот этот пенек, но попугая на нем нет, где же он?

Голос попугая.

-Ребята, это я, попугай, но, к сожалению, вы меня можете только слышать. Вы попали на остров злого колдуна, это он написал вам письмо, захотел вас заманить на свой остров, на котором все перепутал, испортил, заколдовал. А меня превратил в невидимого. Этот злодей сделал невозможной жизнь на этом острове. Я стану таким как прежде только в том случае, если все гадости колдуна будут исправлены. Но это очень опасно, колдун слишком опасен, он и вас может заколдовать. Уходите отсюда! Спасайтесь!

Воспитатель. Ребята, неужели мы уйдем и оставим в беде бедного попугая?

(ответы детей)

Голос попугая.

-Молодцы, вы очень смелые детки, а я вам буду помогать.

Воспитатель. Ну что, ребята, навстречу приключениям! Вперед!

Давайте посмотрим на карту, с чем нам придется встретиться?

Ага, впереди лес, много красивых высоких деревьев. Надеюсь, с ними все в порядке? Давайте посмотрим.

(на березе много листьев с других деревьев)

«Д/игра «С какого дерева этот листок?»

Воспитатель. Молодцы, вот мы и исправили одно злодеяние этого колдуна.

Ребята, на карте нарисовано, что в лесу много различных зверей. Но вы кого-нибудь видели?

(ответы детей)

И я никого не видела. Что же с ними случилось? Что с ними сделал этот злодей?

Посмотрите, да вот же они, но что с ними случилось? Вы узнаете, что это за звери? (перед детьми перепутанные разрезные картинки зверей)

Давайте поможем зверям обрести прежний нормальный облик.

Д/игра «Перепутанные животные»

Ребята, звери вам очень благодарны и хотят с вами поиграть.

Д/игра «Чей хвост?»

Ребята, посмотрите, на карте обозначено, что дальше, за лесом, расположено прекрасное озеро с чистой голубой водой и множеством различных рыбок. Посмотрим, все ли там в порядке?

(на берегу озера умирают рыбки, а в воде много всякого мусора)

Что же нам делать? Как помочь рыбкам?

(ответы детей – нужно очистить озеро и скорее вернуть в него рыбок)

Давайте сложим мусор в одно место, а когда будем возвращаться домой, заберем его с собой, хорошо?

Голос попугая.

-Молодцы, ребята! Оказывается, вам многое по плечу. Вы очень смелые!

Воспитатель. За озером на карте – луг с красивыми цветами. Но что такое? Все цветы лежат на земле, они завяли. Ну и колдун! Посмотрите, ни одного цветочка. Что же нам делать

(ответы детей – увядшие цветы отнести на озеро, а еще можно посадить новые цветы)

Правильно, именно это мы сейчас и сделаем, но где же нам взять семена?

(под увядшими цветами дети находят осыпавшиеся семена, собирают их, рыхлят землю, несколько детей относят увядшие цветы на озеро, с собой приносят воду)

Хорошо, ребятки, землю мы подрыхлили, теперь сделаем луночки, польем их водой, положим в них семена и засыплем землей.

Чтобы цветы выросли нужно очень много времени, а как легко сорвать и разбросать их. Так что когда вы захотите просто так сорвать цветок, подумайте, а стоит ли это делать?

Ребята, вот сейчас мы землю полили, а когда уйдем, она может засохнуть. Что может произойти в природе, чтобы земля не сохла? (дождь)

Правильно! Может пойти дождь. А что еще хорошего в том, что идет дождь?

(ответы детей)

Правильно. А что плохого в том, что идет дождь?

(ответы детей)

А как сделать так, чтобы и дождь шел, и нам было бы хорошо?

(ответы детей)

Правильно. Можно взять зонт и дождь не намочит.

Голос попугая.

-Ура! На нашем острове вновь зацветут цветы, и это благодаря вам, ребята!

Воспитатель. Посмотрите, на карте нарисовано, что над цветами очень много различных насекомых6 бабочки, пчелки, собирающие нектар с цветов. Что же с ними случилось? Почему они не летают, не ползают?

Ой, посмотрите! (в стеклянной банке много насекомых)

Можно ли собирать насекомых в банку?

(ответы детей)

Да, вы правы. Они в ней задохнуться и умрут.

(воспитатель пытается открыть крышку банки, но ничего не получается)

Что же нам делать? Как помочь несчастным жучкам и паучкам? Вот здесь я вижу карточки-схемы, как вы думаете, кому могут принадлежать эти части тела? Кто живет в этом домике?

(ответы детей)

Правильно, это части тела насекомых.

(работа с карточками-схемами)

Ребята, посмотрите, банка открылась! Вот мы и освободили насекомых из плена…

Мы исправили уже много злодеяний колдуна, но наш друг попугай до сих пор остается невидимым и пения птиц на острове не слышно.

А как вы думаете, кто живет вот в этом домике?

(работа с карточками-схемами)

Совершенно верно, здесь живут птицы.

А теперь давайте поможем насекомым и птицам попасть в свои домики

Д/игра «Найди свой дом

(звучит запись пения птиц)

Появляется попугай.

Молодцы, друзья, вы спасли меня, спасли мой остров, на нем вновь стало как прежде, а злые чары колдуна разрушены. Я вам очень благодарен и хочу чтобы вы не забывали, как легко навредить «беззащитному» миру природы.

Воспитатель. Ребята, а давайте вспомним, кому мы помогли на своем пути?

(составление экологической цепочки)

Вывод: в природе все взаимосвязано и мы с вами должны это всегда помнить.

Попугай.

Ну и хорошие вы, детки, только вот вы не закончили свой маршрут. Посмотрите на карту.

(дети идут по направлению на карте и находят «клад» - сладкие угощения)

Ребята, нам пора возвращаться домой, я горжусь тем, какие вы смелые, добрые, любознательные. Вы не оставили в беде милого друга попугая. Как говорится в пословице «Сам пропадай, а товарища – выручай».

Давайте посадим попугая на его любимый пенечек. Попрощаемся с нашими гостями, а волшебный колокольчик поможет вернуться в наш любимый детский сад.

Литература

Т. И. Бабаева, О. В. Акулова, Т. А. Березина, З. А. Михайлова и др. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г

О. В Дыбина Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр, Москва, 2001г.

О. В Дыбина. Ребенок и окружающий мир. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2005г.

О. М. Дьяченко Чего на свете не бывает? Москва, издательство «Знание», 1994г.

В. Ф. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей. Творческий центр, Москва, 2009г.

Е. В. Субботский Ребенок открывает мир. Москва, «Просвещение», 1991г.

Публикации по теме:

«Воспитатель» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район,.

Стихотворение «Ерунда» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район, село.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект НОД «Путешествие на необитаемый остров» в старшей группе
Опубликовано: 14 января 2014 в 18:18
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...