Конспект НОД «Путешествие в город красивой речи» для детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание)

Анна Калатинская
Конспект НОД «Путешествие в город красивой речи» для детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание)

Путешествие в город красивой речи

для детей группы компенсирующей направленности

с тяжелыми нарушениями речи (заикание)

старшего дошкольного возраста

(с презентацией)

Авторы:

Калатинская Анна Александровна

учитель-логопед

Приказчикова Светлана Анатольевна

учитель - логопед

Задачи:

1. Уточнять знание гласных звуков: их артикуляцию и произношение. Развивать фонематический слух, умение определять последовательность звуков в простых словах. Способствовать овладению умения решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту (самостоятельно применять усвоенные знания - знание букв, деление слов на слоги).

2. Закреплять умение использовать вербальные и невербальные средства общения (ответы однословные, словосочетаниями и короткими фразами, соблюдая логические паузы и ударение, знание правил «красивой речи». Формировать умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Формировать интегративное качество "Эмоционально отзывчивый" через умение эмоционально реагировать на художественные произведения.

3. Формировать умение принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Упражнять в умении слушать взрослого и выполнять его инструкции, соблюдать элементарные общепринятые нормы поведения.

Примечание:

Смена слайдов происходит по щелчку «мыши», в зависимости от скорости выполнения заданий детьми.

Ход:

Педагог рассказывает детям о городе, в котором недавно был в гостях. Так как ему очень там понравилось он предлагает ребятам отправиться в путешествие в город Красивой речи и познакомиться с его жителями. Быстро попасть в город можно на самолетах.

Дети имитируют полет самолета. Заводят руками моторчики, произнося звук «р-р-р». Затем расправляя руки в стороны (крылья) со звуком «у-у-у» двигаются по группе. Самолеты летят, до тех пор, пока хватает дыхания произносить звук «у» (повторно брать дыхание не разрешается). Дыхание закончилось - мы прилетели.

Педагог вместе с детьми рассматривает сказочный город и знакомит детей с его Правителем.

Дети проходят на центральную площадь - площадь Гласных звуков, в центре которой расположен замок Ударения, самое красивое и важное здание города. Ведущий обращает внимание детей на то, что не только в городе Красивой речи ударение очень важно, но и мы, чтобы говорить красиво без запинок должны выделять ударный звук. Это главное правило, которое необходимо соблюдать.

Дети по опорным картинкам на слайде вместе с педагогом повторяют правило красивой речи (разученное ранее): «В море опора - спасательный круг, если случится беда. Также и в слове ударный наш звук служит опорой всегда».

Педагог задает детям вопрос что такое «Звук», что такое «Буква». Дети предлагают свои варианты ответов. Совместно подводится итог и на экране появляются символы, характеризующие «Звук» и «Букву»:

«Звук – это то, что мы произносим и слышим».

«Буква – это то, что мы видим и пишем».

Правитель города красивой речи предлагает поиграть в игру «Я скажу, а ты продолжи».

Загадываются загадки, если дети отгадали правильно, то на экране появляется картинка – отгадка (по щелчку, далее задается вопрос, на какой звук начинается отгадка. При правильном ответе, появляется буква – отгадка (по щелчку мыши)

Подводится итог: все отгадки начинаются на гласные звуки (появляются буквы А, О, У, Ы, Э, И). Гласные звуки - почётные жители города Красивой речи. И в нашей речи они самые главные, потому что мы всегда в словах делаем опору на них.

Дети рассматривают характеристики гласных звуков: мы их обозначаем красным цветом (появляется гномик в красном колпачке, они громко произносятся (колокольчик). Предлагается угадать артикуляцию звуков А, О, У, Ы, Э, И.

Экскурсия продолжается. Буква «А» приглашает всех прогуляться к реке Слитного произношения и подняться на мостик. Как плавно течет река, и волны перекатывают свои прозрачные воды. Педагог обращает внимание детей на то, что наша речь, чтобы быть понятной и красивой должна быть такой же плавной, спокойной.

Дети наблюдают на слайде, как течет река, и повторяют второе правило красивой речи: «Плавно слитно льется речь, как вода умеет течь».

Чтобы закрепить правило педагог предлагает детям потренироваться, также плавно и красиво сливать звуки в слоги, слоги в слова:

А---У

М---А

Н---О

И---Л

У---Р

Но ры ба ки но ги ря

Буква «А» хвалит детей за правильно выполненное задание. И провожает к букве «О».

Буква «О» приглашает погулять по улице Звонкой. На этой улице большое количество разных домов.

Педагог предлагает детям рассмотреть дома и найти в них отличие (в домах разное количество окон, объясняет, что в доме, где одно окно живут слова, в которых один слог, в доме с двумя окнами живут слова из двух слогов и т. д.

Чтобы узнать, кто живет в этих домах буква «О» предлагает поиграть в игру «Засели дома».

На слайде появляются поочередно картинки (кот, ослик, лягушка, черепаха, дети определяют количество слогов в слове и находят дом, в котором живет каждое животное. Если определили правильно, животное двигается к своему домику (по щелчку «мыши»)

Прогулка продолжается. Педагог зовет пройти на улицу Тихая, где ждет буква «У». Дорога туда проходит мимо озера Спокойствия. Ведущий вместе с детьми рассматривает как красиво на полянке около озера. И предлагает немного отдохнуть и посидеть на зеленой мягкой травке. Дети садятся на ковер в «Позу покоя», закрывают глаза и слушают звуки природы и речь педагога. Релаксация «Волшебный сон»:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело…

Представляем, будто мы лежим на травке…

На зеленой, мягкой травке…

Греет солнышко сейчас руки теплые у нас,

Жарче солнышко сей час ноги теплые у нас

Дышится легко… ровно… глубоко…

Спокойно будем говорить,

Не торопиться, не спешить,

И станет наша речь красивой,

И четкой, и не торопливой.

Хорошо нам отдыхать …

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Веселы, бодры мы снова

Путешествовать готовы!

Дети выполняют инструкции педагога.

На улице Тихой дети встречаются с буквой «У». Она предлагает детей познакомить с необычными жителями города.

Знакомство с Торопыжками. (На экране появляются человечки Торопыжки) Педагог объясняет детям, что их речь никто не может понять, потому что они очень быстро говорят. Дети вместе со взрослым вспоминают третье правило: «Кто очень быстро говорит и слоги вдруг теряет, сказать не думая спешит, того не понимают».

Буква «У» зовет поиграть в игру «Буква потерялась»

На слайде слово с пропущенной гласной. Детям нужно определить недостающую букву. При правильном ответе появляется буква и картинка – ответ (по щелчку мыши)

Р - к

М – к

Ш – р

М – шь

П – с

Педагог объясняет детям, что иногда один звук меняет смысл слова. Дети подбирают нужные буквы как в предыдущих слайдах

К - т (кит – кот)

Л - с (лес - лис)

Появляется правитель города Красивой речи. За то, что ребята справились со всеми заданьями и соблюдали правила красивой речи, он на прощанье приготовил сюрприз. Но он спрятан в сундуке. Чтобы его открыть, нужно выполнить последнее задание.

Задание: Найти все буквы, обозначающие гласные звуки на картинке.

Педагог вручает детям свидетельства почётных гостей города Красивой речи. И предлагает отправиться назад в детский сад.

Дети имитируют полет на самолете и возвращаются в группу.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Одежда, обувь
  • Пасха
Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие в город красивой речи» для детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание)
Опубликовано: 30 апреля 2013 в 08:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Наблюдение за примулами». (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....