Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР «Путешествие в осенний лес»

Екатерина Негатина
Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР «Путешествие в осенний лес»

Конспект НОД «Путешествие в осенний лес»

(подготовительная к школе логопедическая группа для детей с ОНР)

Программно-образовательные задачи

Коммуникативная область:

- развитие свободного общения логопеда и детей;

- развитие диалогической и монологической форм речи;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Восприятие художественной литературы:

- формирование целенаправленного восприятия текста стихотворения;

- формирование навыка связного последовательного высказывания детей;

Коррекция недостатков речевого развития:

- учить образовывать прилагательные от наречий;

- учить образовывать существительные при помощи суффиксов –ик, -чк,. –ок, -ищ;

- учить образовывать относительные прилагательные;

- практическое употребление в речи притяжательных прилагательных;

- учить образовывать глаголы приставочным способом;

- закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний;

Познавательно-исследовательская деятельность:

- формировать навыки прибавления и вычитания единицы;

- формировать навыки ориентирования на листе бумаги;

- закреплять знания натурального ряда чисел.

- развитие зрительного и пространственного восприятия;

- развитие внимания;

- развитие мыслительных процессов.

Физическое развитие:

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений, темпа и ритма речи.

Социально-личностное развитие:

- воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

- аудиокассеты «Здравствуй, осень золотая!», «Осень наступила»;

- деревья, вырезанные из бумаги, и установленные на полу: береза, ель, дуб, клен, рябина, осина, тополь, липа;

- разноцветные листья этих деревьев;

- лист с письмом от лесных жителей;

- маленькие листочки с картинками: солнце, дождь, день-ночь, листья, птицы, овощи, куртка;

- план дороги к лесу на листе формата А-2;

- листы белой бумаги, на которых дети будут выкладывать план (по количеству детей);

- наборы геометрических фигур: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал;

- карта для путешествия для леса (на ватмане);

- карточки с пронумерованными цифрами (по количеству детей).

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент. Звучит фонограмма крика журавлей стихотворение «Журавли» Т. Прописновой.

Вот и осень к нам в окно стучится

Хмурой тучей, холодным дождем,

И назад уже не возвратится

Лето солнечным теплым лучом.

Холод гонит в далекие страны

Стаи звонких, пернатых друзей

И летят журавли караваном,

Крик гортанный лишь слышен с полей.

Логопед: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Об осени.

Логопед: О каких признаках осени говорится в стихотворении?

Дети: Небо хмурое, часто идут дожди, становится прохладно, птицы улетают на юг.

2. Пальчиковая гимнастика «Осень»

Логопед: Ветер осенью летает и считает листики:

Дети: Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал (Волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый

Вот рябиновый резной

А с березки – золотой. (Загибают по одному пальцу на каждой руке)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Спокойно ударяем ладонями о колени)

3. «Письмо лесных жителей»

Логопед: Ребята, смотрите, к нам в окно залетели листики. Они необычные. На одном что-то написано.

«Дорогие ребята!

Пишут вам лесные жители. В нашем лесу случилась беда. Баба яга украла из нашего леса осень, перепутал все наши жилища. Приглашаем вас в наш лес помочь нам вернуть все на свои места. Вместе с письмом посылаем вам план и подсказку, как добраться до нашей лесной опушки. Очень ждем вас и надеемся на вашу помощь. Лесные жители».

Логопед: Ребята, поможем лесным жителям.

Дети: Да!

Логопед: А теперь посмотрим на другие листочки, на них что-то нарисовано. Это ветер прислал вам подсказки. Назовите по картинкам признаки осени для лесных жителей.

Дети:

Солнце светит мало, стало прохладно.

Ночь становится длиннее, а день короче.

Часто идут дожди.

Листья желтеют, краснеют и опадают.

Дует ветер, начинается листопад.

Перелетные птицы улетают на юг.

Люди надели куртки и плащи.

4. Игра «Назови, какой осенью день?»

Логопед: Если солнце светит мало, то на улице становится холодно, прохладно, пасмурно, ненастно, хмуро, серо, уныло.

Логопед: Скажите, какой будет день, если на улице холодно?

Дети: день холодный

Прохладно – день прохладный

Пасмурно – день пасмурный

Ненастно – день ненастный

Хмуро – день хмурый

Серо – день серый

Уныло – день унылый.

5. Игра «Маленький - большущий»

Логопед: Ребята давайте поиграем в игру «Маленький – большущий»

Я вам говорю слово, а вы должны превратить слово в маленькое и в очень большое.

Дети: Туча – тучка – тучища

Дождь – дождик – дождище

Капля – капелька – капелища

Лужа – лужица – лужища

Зонт – зонтик – зонтище

Сапог – сапожок – сапожище

6. Музыка, речь, движение «Осень наступила»

Логопед: Я слышу какие-то звуки? Что это?

Дети: Это дождь

Осень, осень наступила, (Руки вверх, плавное покачивание)

Листья осыпаются. (Руки вверху, ритмично опускаем руки вперед)

Солнце в небе потемнело, (Лицо закрыть ладошками)

Дождик начинается. (Руки вверх, ритмично опускать руки вниз)

Кап-кап – на дорожку, (Ловить капельки ладошкой, руками показать на дорожку)

Кап, кап – на ладошку. (Ловить капельки ладошкой, руки вверх)

Дождик землю поливай, (Ритмично опускать руки вниз)

С нами поиграй (Хлопки)

Паучки, жучки и мошки (Руки скрестить на предплечьях)

Прячутся, скрываются. (Закрыть лицо ладонями)

И в далекую дорогу (Помахивание правой рукой)

Птички собираются

Кап-кап – на дорожку, (Ловить капельки ладошкой, руками показать на дорожку)

Кап, кап – на ладошку. (Ловить капельки ладошкой, руки вверх)

Дождик землю поливай, (Ритмично опускать руки вниз)

С нами поиграй (Хлопки)

7. «Карта»

Воспитатель: Дождь прошел и нам можно отправляться в лес. Посмотрите на этот план и постарайтесь его запомнить. (Приложение № 1)

Ребята, вот что еще пишут лесные жители. Они объясняют нам дорогу к своему дому: «Вы выезжайте из города с большими домами, проезжаете мимо синего озера, мимо круглой клумбы с красными астрами, мимо желтой булочной, мимо прямоугольного поля скошенной пшеницы. Лесную опушку вы узнаете по двум елочкам, желтому клену и красной рябине».

(Дети смотрят на картинку-план непродолжительное время (30-40 секунд, после чего воспитатель предлагает им восстановить этот план по памяти на листе белой бумаги с помощью геометрических фигур, которые есть у каждого ребенка).

8. Речь с движениями «Листопад»

Логопед: Вот и подошли мы к опушке леса. Налетел ветер и начался листопад.

Дети: Листопад, листопад,

Листья желтые летят, (Встать, махи прямыми руками сверху вниз)

Листья желтые летят, (Махи прямыми руками над головой)

Под ногами шелестят. (Наклон вперед, махи опущенными руками вправо-влево)

Желтый клен, желтый бук, (Встать, руки вверх, наклоны вправо-влево)

Желтый в небе солнца круг, (Встать, круговые движения руками над головой)

Желтый двор, желтый дом,

Вся земля желта кругом. (Руки в стороны, поворот кругом)

9. Игра «Назови, какой лист?»

Логопед: Вот какой листопад, как много в лесу опало разных листьев, а вы знаете, как они называются?

Желтый лист березы, это какой лист?

Дети: желтый березовый лист.

Красный лист осины – красный осиновый лист.

Коричневый лист дуба – коричневый дубовый лист.

Зеленые иголки ели – зеленые еловые иголки.

Желтый листок клена – желтый кленовый листок.

Красный листок рябины – красный рябиновый листок.

10. «Дорога к лесу»

Воспитатель: Лесные жители прислали нам подсказки, как добраться до их домиков (Руководствуясь этими подсказками, дети движутся по плану)

«От лесной опушки идите по той тропинке, длина которой равна 5 метров».

Предлагаю вам решить примеры, записанные на карте. Я повторила их на доске. Первый пример 2+1=. Поднимите карточку с правильным ответом. Подходит нам эта дорожка? Следующий пример 4+1=. Поднимите карточку с правильным ответом. По какой же дорожке мы пойдем: по правой или по левой? По левой. Тогда мы подойдем к клену с красными листьями. Посмотрите. Что было бы, если бы мы отправились к березке – мы попали бы в болото.

От клена ведет две дорожки – к ели и к дубу. Найдем расстояние до них: 5-1=4,

3-1=2. Лесные жители пишут, что длина дорожки, которую вы должны выбрать меньше 5, но больше 3». Что это за число? Правильно, 4 идем к сосне.

От сосны тоже ведут две дорожки – к желтой липе и красной осине. Найдем расстояние до них: 5+1=6, 7+1=8. Лесные жители нам подсказывают, что «длина дорожки число, которое в натуральном ряду следует за числом 7». Значит, мы попадем к липе. И очень хорошо, что не выбрали дорогу к осинке. Под корнями осины Баба яга устроила западню.

От липы с золотыми листочками одна лесная тропинка ведет к полю, другая – к рябине. Решаем примеры: 7-1=6, 6-1=5. Нам нужна тропинка, «длина которой равна числу, предшествующему числу 6».

Воспитатель: Вот мы и добрались до лесных домиков.

11. Игра «Жилища животных»

Логопед: Ребята, Баба яга перепутала домики наших лесных жителей. Белка не знает, куда нести орехи, медведь не знает в каком месте ему ложиться в спячку. Помогите правильно назвать жилища диких животных.

Дети: У белки дупло – беличье дупло.

У медведя берлога – медвежья берлога.

У волка логово – волчье логово.

У лисы гора – лисья нора.

У барсука нора – барсучья нора

12. «Домики лесных животных»

Воспитатель: Мы оказались еще на одной полянке, где стоят несколько домиков. Мы видим первый домик, он расположен под корнями упавшего дерева. В нем живет зверь, которого в народе называют «хозяином»

«Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Пробуждается от сна». (Медведь)

А в крайнем домике с левой стороны будет жить?

«Прыг-скок, прыг-скок,

Длинноушка-серый бок» (Заяц)

А справа от дуба живет?

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее … (лиса).

Рядом с домиком зайца, слева от дуба поселилась?

У рыженькой малышки,

В дупле грибы и шишки». (Белка)

За дубом в левом верхнем углу полянки, стоит домик пушистого зверька.

«Ждет всегда ночной поры,

Чтобы выйти из норы» (Барсук)

А за домиком лисы, в правом верхнем углу живет?

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Справа от зайца и слева от медведя живет «мешок с иголками» (Еж)

(Приложение 2)

13. Рисование птицы по точкам

Воспитатель: Ребята, к нам в окно опять залетели необычные листочки. На них ничего не написано, есть только пронумерованные точки. Давайте попробуем их соединить и посмотрим, что получится. (Приложение № 3)

Дети: Птицы.

Воспитатель: Стая птиц. Ведь в лесу живут не только звери, но и птицы.

14. «Перелетные птицы улетают на юг» (Звучит фонограмма крика улетающих журавлей)

Логопед: Ребята, вы слышите звуки, как вы думаете, что это?

Дети: Это крики птиц, они собираются в стаи, прощаются с нами и улетают на юг.

Логопед: Ребята, у птиц путь долгий и нелегкий. Давайте поможем им и правильно закончим предложения словами-действиями.

Осенью птицы (улетают) на юг, а весной (прилетают). Осенью птицы в стаи (слетаются). К берегу реки птицы (подлетают). С берега реки птицы (взлетают). Через реки и озера птицы (перелетают). Во время перелета на отдых в леса (залетают).

15. Итог занятия

Логопед: Ребята, мы побывали в осеннем лесу. Расскажите, как мы помогли животным и птицам, что мы делали?

Воспитатель: Лесные жители вас благодарят и дарят вам «Математические раскраски»

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Произнесем такие слова:

Я на месте покручусь,

В детский садик возвращусь.

Публикации по теме:

Комплексный подход в развитии средств общения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 1 слайд. Тема нашего сегодняшнего педсовета: «Комплексный подход в развитии средств общения у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными.

Пути реализации образовательной области «Коммуникация»: основные формы и виды деятельности ЕремееваС. А., воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок» г. Мичуринска Федеральные государственные требования.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР «Путешествие в осенний лес»
Опубликовано: 26 января 2014 в 17:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по аппликации в старшей группе. Паровоз.
МБС( К) ОУ «специальная ( коррекционная) начальная школа – детский сад №10» Конспект Непосредственно образовательной деятельности по аппликации На...
В рамках проекта «Калейдоскоп цветов» НОД «В мире цветов».
1. Цели: Расширять представления детей о цветах. 2. Активизировать словарь по теме "Цветы". 3. Развивать внимание, мышление, умение классифицировать и...
Фотоотчет об аппликации «Ласточки на проводах»
Совсем недавно на прогулке мы увидели ласточку сидящею на проводе. Уж очень она понравилась ребятам , и мы решили обязательно смастерить ласточку, только не...
Отчет о проведенном празднике «Рождественские встречи» старшая группа
Рождество Христово - один из самых больших и светлых христианских праздников. Большая работа по подготовке и проведению праздника была сделана с помощью...
Мастер-класс «Кукла из фетра»
Здравствуйте, уважаемые друзья и гости сраницы. Сегодня хочу показать и рассказать, как я шила маленькую куклу из фетра. Увлеклась шитьем из фетра совсем...