Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР «Путешествие в осенний лес»

Екатерина Негатина
Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР «Путешествие в осенний лес»

Конспект НОД «Путешествие в осенний лес»

(подготовительная к школе логопедическая группа для детей с ОНР)

Программно-образовательные задачи

Коммуникативная область:

- развитие свободного общения логопеда и детей;

- развитие диалогической и монологической форм речи;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Восприятие художественной литературы:

- формирование целенаправленного восприятия текста стихотворения;

- формирование навыка связного последовательного высказывания детей;

Коррекция недостатков речевого развития:

- учить образовывать прилагательные от наречий;

- учить образовывать существительные при помощи суффиксов –ик, -чк,. –ок, -ищ;

- учить образовывать относительные прилагательные;

- практическое употребление в речи притяжательных прилагательных;

- учить образовывать глаголы приставочным способом;

- закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний;

Познавательно-исследовательская деятельность:

- формировать навыки прибавления и вычитания единицы;

- формировать навыки ориентирования на листе бумаги;

- закреплять знания натурального ряда чисел.

- развитие зрительного и пространственного восприятия;

- развитие внимания;

- развитие мыслительных процессов.

Физическое развитие:

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений, темпа и ритма речи.

Социально-личностное развитие:

- воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

- аудиокассеты «Здравствуй, осень золотая!», «Осень наступила»;

- деревья, вырезанные из бумаги, и установленные на полу: береза, ель, дуб, клен, рябина, осина, тополь, липа;

- разноцветные листья этих деревьев;

- лист с письмом от лесных жителей;

- маленькие листочки с картинками: солнце, дождь, день-ночь, листья, птицы, овощи, куртка;

- план дороги к лесу на листе формата А-2;

- листы белой бумаги, на которых дети будут выкладывать план (по количеству детей);

- наборы геометрических фигур: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал;

- карта для путешествия для леса (на ватмане);

- карточки с пронумерованными цифрами (по количеству детей).

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент. Звучит фонограмма крика журавлей стихотворение «Журавли» Т. Прописновой.

Вот и осень к нам в окно стучится

Хмурой тучей, холодным дождем,

И назад уже не возвратится

Лето солнечным теплым лучом.

Холод гонит в далекие страны

Стаи звонких, пернатых друзей

И летят журавли караваном,

Крик гортанный лишь слышен с полей.

Логопед: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Об осени.

Логопед: О каких признаках осени говорится в стихотворении?

Дети: Небо хмурое, часто идут дожди, становится прохладно, птицы улетают на юг.

2. Пальчиковая гимнастика «Осень»

Логопед: Ветер осенью летает и считает листики:

Дети: Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал (Волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый

Вот рябиновый резной

А с березки – золотой. (Загибают по одному пальцу на каждой руке)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Спокойно ударяем ладонями о колени)

3. «Письмо лесных жителей»

Логопед: Ребята, смотрите, к нам в окно залетели листики. Они необычные. На одном что-то написано.

«Дорогие ребята!

Пишут вам лесные жители. В нашем лесу случилась беда. Баба яга украла из нашего леса осень, перепутал все наши жилища. Приглашаем вас в наш лес помочь нам вернуть все на свои места. Вместе с письмом посылаем вам план и подсказку, как добраться до нашей лесной опушки. Очень ждем вас и надеемся на вашу помощь. Лесные жители».

Логопед: Ребята, поможем лесным жителям.

Дети: Да!

Логопед: А теперь посмотрим на другие листочки, на них что-то нарисовано. Это ветер прислал вам подсказки. Назовите по картинкам признаки осени для лесных жителей.

Дети:

Солнце светит мало, стало прохладно.

Ночь становится длиннее, а день короче.

Часто идут дожди.

Листья желтеют, краснеют и опадают.

Дует ветер, начинается листопад.

Перелетные птицы улетают на юг.

Люди надели куртки и плащи.

4. Игра «Назови, какой осенью день?»

Логопед: Если солнце светит мало, то на улице становится холодно, прохладно, пасмурно, ненастно, хмуро, серо, уныло.

Логопед: Скажите, какой будет день, если на улице холодно?

Дети: день холодный

Прохладно – день прохладный

Пасмурно – день пасмурный

Ненастно – день ненастный

Хмуро – день хмурый

Серо – день серый

Уныло – день унылый.

5. Игра «Маленький - большущий»

Логопед: Ребята давайте поиграем в игру «Маленький – большущий»

Я вам говорю слово, а вы должны превратить слово в маленькое и в очень большое.

Дети: Туча – тучка – тучища

Дождь – дождик – дождище

Капля – капелька – капелища

Лужа – лужица – лужища

Зонт – зонтик – зонтище

Сапог – сапожок – сапожище

6. Музыка, речь, движение «Осень наступила»

Логопед: Я слышу какие-то звуки? Что это?

Дети: Это дождь

Осень, осень наступила, (Руки вверх, плавное покачивание)

Листья осыпаются. (Руки вверху, ритмично опускаем руки вперед)

Солнце в небе потемнело, (Лицо закрыть ладошками)

Дождик начинается. (Руки вверх, ритмично опускать руки вниз)

Кап-кап – на дорожку, (Ловить капельки ладошкой, руками показать на дорожку)

Кап, кап – на ладошку. (Ловить капельки ладошкой, руки вверх)

Дождик землю поливай, (Ритмично опускать руки вниз)

С нами поиграй (Хлопки)

Паучки, жучки и мошки (Руки скрестить на предплечьях)

Прячутся, скрываются. (Закрыть лицо ладонями)

И в далекую дорогу (Помахивание правой рукой)

Птички собираются

Кап-кап – на дорожку, (Ловить капельки ладошкой, руками показать на дорожку)

Кап, кап – на ладошку. (Ловить капельки ладошкой, руки вверх)

Дождик землю поливай, (Ритмично опускать руки вниз)

С нами поиграй (Хлопки)

7. «Карта»

Воспитатель: Дождь прошел и нам можно отправляться в лес. Посмотрите на этот план и постарайтесь его запомнить. (Приложение № 1)

Ребята, вот что еще пишут лесные жители. Они объясняют нам дорогу к своему дому: «Вы выезжайте из города с большими домами, проезжаете мимо синего озера, мимо круглой клумбы с красными астрами, мимо желтой булочной, мимо прямоугольного поля скошенной пшеницы. Лесную опушку вы узнаете по двум елочкам, желтому клену и красной рябине».

(Дети смотрят на картинку-план непродолжительное время (30-40 секунд, после чего воспитатель предлагает им восстановить этот план по памяти на листе белой бумаги с помощью геометрических фигур, которые есть у каждого ребенка).

8. Речь с движениями «Листопад»

Логопед: Вот и подошли мы к опушке леса. Налетел ветер и начался листопад.

Дети: Листопад, листопад,

Листья желтые летят, (Встать, махи прямыми руками сверху вниз)

Листья желтые летят, (Махи прямыми руками над головой)

Под ногами шелестят. (Наклон вперед, махи опущенными руками вправо-влево)

Желтый клен, желтый бук, (Встать, руки вверх, наклоны вправо-влево)

Желтый в небе солнца круг, (Встать, круговые движения руками над головой)

Желтый двор, желтый дом,

Вся земля желта кругом. (Руки в стороны, поворот кругом)

9. Игра «Назови, какой лист?»

Логопед: Вот какой листопад, как много в лесу опало разных листьев, а вы знаете, как они называются?

Желтый лист березы, это какой лист?

Дети: желтый березовый лист.

Красный лист осины – красный осиновый лист.

Коричневый лист дуба – коричневый дубовый лист.

Зеленые иголки ели – зеленые еловые иголки.

Желтый листок клена – желтый кленовый листок.

Красный листок рябины – красный рябиновый листок.

10. «Дорога к лесу»

Воспитатель: Лесные жители прислали нам подсказки, как добраться до их домиков (Руководствуясь этими подсказками, дети движутся по плану)

«От лесной опушки идите по той тропинке, длина которой равна 5 метров».

Предлагаю вам решить примеры, записанные на карте. Я повторила их на доске. Первый пример 2+1=. Поднимите карточку с правильным ответом. Подходит нам эта дорожка? Следующий пример 4+1=. Поднимите карточку с правильным ответом. По какой же дорожке мы пойдем: по правой или по левой? По левой. Тогда мы подойдем к клену с красными листьями. Посмотрите. Что было бы, если бы мы отправились к березке – мы попали бы в болото.

От клена ведет две дорожки – к ели и к дубу. Найдем расстояние до них: 5-1=4,

3-1=2. Лесные жители пишут, что длина дорожки, которую вы должны выбрать меньше 5, но больше 3». Что это за число? Правильно, 4 идем к сосне.

От сосны тоже ведут две дорожки – к желтой липе и красной осине. Найдем расстояние до них: 5+1=6, 7+1=8. Лесные жители нам подсказывают, что «длина дорожки число, которое в натуральном ряду следует за числом 7». Значит, мы попадем к липе. И очень хорошо, что не выбрали дорогу к осинке. Под корнями осины Баба яга устроила западню.

От липы с золотыми листочками одна лесная тропинка ведет к полю, другая – к рябине. Решаем примеры: 7-1=6, 6-1=5. Нам нужна тропинка, «длина которой равна числу, предшествующему числу 6».

Воспитатель: Вот мы и добрались до лесных домиков.

11. Игра «Жилища животных»

Логопед: Ребята, Баба яга перепутала домики наших лесных жителей. Белка не знает, куда нести орехи, медведь не знает в каком месте ему ложиться в спячку. Помогите правильно назвать жилища диких животных.

Дети: У белки дупло – беличье дупло.

У медведя берлога – медвежья берлога.

У волка логово – волчье логово.

У лисы гора – лисья нора.

У барсука нора – барсучья нора

12. «Домики лесных животных»

Воспитатель: Мы оказались еще на одной полянке, где стоят несколько домиков. Мы видим первый домик, он расположен под корнями упавшего дерева. В нем живет зверь, которого в народе называют «хозяином»

«Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Пробуждается от сна». (Медведь)

А в крайнем домике с левой стороны будет жить?

«Прыг-скок, прыг-скок,

Длинноушка-серый бок» (Заяц)

А справа от дуба живет?

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее … (лиса).

Рядом с домиком зайца, слева от дуба поселилась?

У рыженькой малышки,

В дупле грибы и шишки». (Белка)

За дубом в левом верхнем углу полянки, стоит домик пушистого зверька.

«Ждет всегда ночной поры,

Чтобы выйти из норы» (Барсук)

А за домиком лисы, в правом верхнем углу живет?

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Справа от зайца и слева от медведя живет «мешок с иголками» (Еж)

(Приложение 2)

13. Рисование птицы по точкам

Воспитатель: Ребята, к нам в окно опять залетели необычные листочки. На них ничего не написано, есть только пронумерованные точки. Давайте попробуем их соединить и посмотрим, что получится. (Приложение № 3)

Дети: Птицы.

Воспитатель: Стая птиц. Ведь в лесу живут не только звери, но и птицы.

14. «Перелетные птицы улетают на юг» (Звучит фонограмма крика улетающих журавлей)

Логопед: Ребята, вы слышите звуки, как вы думаете, что это?

Дети: Это крики птиц, они собираются в стаи, прощаются с нами и улетают на юг.

Логопед: Ребята, у птиц путь долгий и нелегкий. Давайте поможем им и правильно закончим предложения словами-действиями.

Осенью птицы (улетают) на юг, а весной (прилетают). Осенью птицы в стаи (слетаются). К берегу реки птицы (подлетают). С берега реки птицы (взлетают). Через реки и озера птицы (перелетают). Во время перелета на отдых в леса (залетают).

15. Итог занятия

Логопед: Ребята, мы побывали в осеннем лесу. Расскажите, как мы помогли животным и птицам, что мы делали?

Воспитатель: Лесные жители вас благодарят и дарят вам «Математические раскраски»

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Произнесем такие слова:

Я на месте покручусь,

В детский садик возвращусь.

Публикации по теме:

Комплексный подход в развитии средств общения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 1 слайд. Тема нашего сегодняшнего педсовета: «Комплексный подход в развитии средств общения у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными.

Пути реализации образовательной области «Коммуникация»: основные формы и виды деятельности ЕремееваС. А., воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок» г. Мичуринска Федеральные государственные требования.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Фрукты и ягоды
  • Осень
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР «Путешествие в осенний лес»
Опубликовано: 26 января 2014 в 17:35
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...